МАЛАЯ БЕЛОРУССКАЯ (МИНСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Белорусская (Минская) детская железная дорога находится в восточной части города Минска. Основная пассажирская станция Заслоново находится на главной магистрали города — проспекте Независимости, в окрестностях станции метро «Парк Челюскинцев».

Первая на территории нынешней Республики Беларусь детская железная дорога была открыта в 1936 году в городе Гомель. Эта дорога официально называлась Малой Белорусской. В годы Великой Отечественной войны детская железная дорога в Гомеле была разрушена, после войны не восстанавливалась.

Когда было принято решение о строительстве детской железной дороги в Минске, «столичная» детская железная дорога унаследовала название незаслуженно забытой в настоящее время детской железной дороги в Гомеле — Малая Белорусская.

Детская железная дорога была открыта 9 июля 1955 года. Протяжённость дороги составила 3,8 километра (трасса остаётся неизменной до настоящего времени). На обеих конечных станциях, названных Парк Культуры (с 1971 года — Заслоново) и Сосновый Бор, были построены разворотные петли. Разворотная петля (либо треугольник) необходима при эксплуатации паровоза, но при тепловозной тяге наличие разворотных петель на детской железной дороге нежелательно, так как при этом сводится к минимуму маневровая работа.

На паровой тяге дорога работала около 10 лет, по прошествии которых были получены два тепловоза ТУ2. После перехода на тепловозную тягу паровоз Кп4-465 был установлен в качестве памятника на станции Парк Культуры. В 1990-х годах паровоз исчез, его судьба пока остаётся неясной.

В 1971 году детской железной дороге было присвоено имя белорусского партизана, Героя Советского Союза К. С. Заслонова.

В 2005 году тепловоз ТУ2-113 был передан в Брестский музей железнодорожного транспорта. На дороге остался один локомотив: тепловоз ТУ7-2782.

В 2008 году на Минскую детскую железную дорогу поступил новый тепловоз ТУ7А-3350. Он был построен специально для детской железной дороги Камбарским машиностроительным заводом. Тепловоз имеет стандартный для локомотивов данной серии внешний облик.

С 25 декабря 2008 года по 8 января 2009 года Минская детская железная дорога впервые в своей истории работала зимой. Зимние поезда получили название «Новогодний экспресс». Они пользовались популярностью у пассажиров. Практика запуска поездов в период новогодних праздников была продолжена в последующие годы.





Состояние узкоколейной железной дороги на 2003 год

В 2003 году на узкоколейной железной дороге имелось два тепловоза: ТУ7А-2782 и ТУ2-113. Тепловоз ТУ2 был превращён в «прицепной» — одна из кабин управления была ликвидирована (все окна были заварены), вторая кабина также не была пригодна для нормальной работы машиниста. Этот тепловоз всегда был прицеплен к ТУ7А-2782, и выглядел как «нулевой вагон» пассажирского поезда.

В целом, дорога находилась в хорошем состоянии. Однако, станция Заслоново с монументальным зданием вокзала и высокой платформой резко контрастировала с противоположным конечным пунктом — станцией Сосновый Бор. Там была едва заметная среди леса низкая платформа и полуразрушенный навес.

Значительное путевое развитие имеет только промежуточная станция Пионерская. Эта станция является технической, она предназначена для экипировки и хранения подвижного состава. Пассажирские поезда на ней не останавливаются. Локомотивного депо на дороге до сих пор нет.




Билет для проезда по маршруту Заслоново — Сосновый Бор — Заслоново.
Куплен 15 июня 2003 года.



В ноябре 2000 года я прошёл пешком большую часть Малой Белорусской детской железной дороги. Фотографии не делались.

15 июня 2003 года я проехал в поезде Малой Белорусской детской железной дороги по маршруту Заслоново — Сосновый Бор — Заслоново. Фотографии сделаны не были, так как кончились кадры на фотоплёнке.

7 декабря 2008 года я провёл тотальную пешую фотодокументацию Малой Белорусской детской железной дороги.

15 августа 2013 года я прошёл пешком часть Малой Белорусской детской железной дороги и встретился на станции Заслоново с минским журналистом Александром Лычавко. По итогам была создана публикация на известном белорусском портале.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЗАСЛОНОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЗАСЛОНОВО, ПЕРЕГОН ЗАСЛОНОВО — ПИОНЕРСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПЕРЕГОН ПИОНЕРСКАЯ — СОСНОВЫЙ БОР)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПИОНЕРСКАЯ — СОСНОВЫЙ БОР, СТАНЦИЯ СОСНОВЫЙ БОР)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕТЛЯ У СТАНЦИИ СОСНОВЫЙ БОР)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕТЛЯ У СТАНЦИИ СОСНОВЫЙ БОР, СТАНЦИЯ ЗАСЛОНОВО)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПЕРЕГОН СОСНОВЫЙ БОР — ПИОНЕРСКАЯ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН СОСНОВЫЙ БОР — ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПЕРЕГОН ПИОНЕРСКАЯ — ЗАСЛОНОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПИОНЕРСКАЯ — ЗАСЛОНОВО, СТАНЦИЯ ЗАСЛОНОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЗАСЛОНОВО)
   









02.11.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.