УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НОВОМОСКОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Новомосковский шпалопропиточный завод находится в городе Новомосковске Днепропетровской области (не следует путать его с городом Новомосковск, расположенным в Тульской области Российской Федерации). По состоянию на 2005 год, завод относится в Приднепровской железной дороге (часть сети «Укрзализныци»).

В ведении завода находится узкоколейная железная дорога, развёрнутая длина которой составляет не менее трёх километров. Подвижной состав представлен тремя тепловозами (ТУ6А-2340, ТУ6А-2395, ТУ8-0388), и значительным числом вагонеток. Обычно используется только один тепловоз (по состоянию на ноябрь 2005 года — ТУ6А-2395), остальные два стоят «в резерве».

Все вагонетки оборудованы автоматической сцепкой. Но автоматическая сцепка не используется — способ сцепки вагонеток здесь аналогичен способу сцепки вагонеток на большинстве узкоколейных железных дорог шпалопропиточных заводов.



История (мо материалам музея боевой и трудовой славы Новомосковского шпалопропиточного завода)

15 (27) ноября 1873 года был открыт для грузового и пассажирского движения первый участок железной дороги Лозовая — Александровск (ныне Запорожье) с ветвью на Екатеринослав, общей протяжённостью 208 вёрст. Так было положено начало Екатерининской железной дороге (ныне ордена Ленина Приднепровская железная дорога). Вскоре возникла необходимость появления на дороге собственного шпалозавода.

Первоначально шпалопропиточный завод был построен в селе Каменском Екатеринославской губернии (ныне станция Тритузная в городе Днепродзержинск). Он был открыт 18 мая 1884 года, и просуществовал там до 1892 года.

В 1892 году принадлежащая Екатерининской железной дороге земля на Каменской пристани была отдана в аренду на 30 лет Южно-Русскому Днепровскому обществу, а шпалопропиточный завод был перенесён за счёт Южно-Русского Днепровского общества на Кайдакскую пристань, в город Екатеринослав (ныне Днепропетровск).

На заводе были построены рельсовые пути узкой колеи.

В связи с расширением днепропетровских заводов имени Петровского и имени Ленина, в 1930 году шпалопропиточный завод был переведён на станцию Новомосковск.

1 мая 1935 года строительство Новомосковского шпалопропиточного завода было закончено. Проектная мощность завода тогда составляла 200 тысяч кубометров пропитанной древесины в год.

Новомосковский шпалопропиточный завод успешно работал вплоть до 1941 года, выполняя план пропитки древесины. Пропитывались не только шпалы, но и мачты.

Во время Великой Отечественной войны оборудование завода было эвакуировано в город Чкалов (Оренбург), на Оренбургский шпалопропиточный завод.

После Победы завод был восстановлен на прежнем месте.







Топографическая карта (указано только расположение шпалопропиточного завода).





Топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1991 году (указано только
расположение шпалопропиточного завода).










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    










28.11.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Днепропетровской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.