Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРИЧЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Оричевское торфопредприятие — одно из старейших в Кировской области. Оно было создано в 1930-х годах. Находится на территории Оричевского района (отсюда название).

Сведений о ранней истории торфопредприятия у автора почти нет. Известно лишь, что в 1940-е годы на нём существовало несколько «номерных» рабочих посёлков (встречаются упоминания о посёлке №3; один из них, возможно — нынешнее Зенгино). Основным средством сообщения с посёлками являлась узкоколейная железная дорога.

В 1976 году в посёлке Торфяной (главный посёлок торфопредприятия) была введена в строй относительно крупная котельная, работающая на торфяном топливе. К тому времени уже существовал подъездной железнодорожный путь широкой колеи от станции Оричи до посёлка, велась перегрузка в вагоны широкой колеи торфа, поступающего с торфомассивов по узкоколейной железной дороге. В соседнем посёлке Юбилейный работала Кировская луго-болотная опытная станция (она существует по сей день).

Крайней южной точкой узкоколейной железной дороги был раздельный пункт, значившийся в графиках исполненного движения как «Торфоперегружатель» (перегруз торфа в вагоны широкой колеи). В 1 километре севернее находилась станция Торфяная, где накапливались грузовые вагоны, прибывающие на перегруз.

Далее (ещё 1 км на север) — главная станция узкоколейной железной дороги, станция Оричевская. Здесь была расположена диспетчерская. К югу от центра станции располагался топливозаправочный пункт. Севернее станции — локомотивное депо, вагонное депо, котельная, различные промышленные объекты. Здесь же находилась точка разветвления двух основных линий узкоколейной железной дороги: в западном направлении, на Зенгино, и в восточном — за реку Быстрица.

По состоянию на 1990 год, действовала только линия на Зенгино и торфомассивы к северу от этого посёлка (4-й и 6-й производственные участки). Добыча торфа велась в небольшом объёме, торфоперегруз уже практически не функционировал. В посёлке Зенгино существовало довольно мощное путевое развитие, было несколько веток к различным объектам.

В диспетчерской по-прежнему велись графики исполненного движения поездов. Активно использовался тепловоз ТУ4-2402.

Ориентировочно, в 2000 году котельная посёлка Торфяной была переведена на газовое топливо. В последующее время движение по узкоколейной железной дороге прекратилось. Оричевское торфопредприятие фактически перестало существовать. В 2002 году началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги.


Раздельные пункты на линиях узкоколейной железной дороги
(по данным графиков исполненного движения 1990 года):
Торфоперегружатель (4 пути) длина перегона 1 км Торфяная (4 пути) длина перегона 1 км Оричевская (5 путей) длина перегона 11 км 7 пост (2 пути) длина перегона 4,5 км 8 пост (2 пути) 7 пост длина перегона 4,0 км р-д 15 км (2 пути) длина перегона 1,0 км р-д 6 участок (Зенгино?) (2 пути) 7 пост длина перегона 6 км р-д 17 км (2 пути) длина перегона 3 км р-д 4 участок (Зенгино?) (2 пути)







Ситуация железной дороги по состоянию на июль 2004 года

Узкоколейная железная дорога к нынешнему моменту почти полностью разобрана. В окрестностях посёлка Торфяной разборка закончена в 2003 году, сколько-нибудь значительных участков рельсового пути не осталось нигде. На территории топливозаправочного пункта стоит вагон-платформа, гружённый рельсами, вблизи котельной — несколько ржавых вагонов ТСВ6А, разгромленный вагон ПВ40. К югу от диспетчерской, среди густой травы, растущей на месте станционный путей, лежат две цистерны. Здание диспетчерской пока ещё цело, но не имеет окон и дверей.

Локомотивное депо превращено в гараж для автотранспорта, в вагонном депо — столярный цех. Рядом с локомотивным депо проложено несколько десятков метров железнодорожного пути. На рельсах стоят тепловозы ТУ4-2402, ТУ4-1480, снегоочиститель СЩС-132, а ближе к вагонному депо — ЭСУ2А-534 (1982 года выпуска). Этот подвижной состав нынешние владельцы торфопредприятия намереваются продать для дальнейшего использования по прямому назначению. Но покупатели на него пока ещё не нашлись.

Ширококолейный подъездной путь Стрижи — Торфяной в настоящее время действует почти на всём своём протяжении (от станции Стрижи до небольшого предприятия лесной промышленности, расположенного вблизи посёлка Юбилейный). Здесь ведётся погрузка леса в полувагоны.

Между точкой погрузки леса и бывшим торфоперегрузом ширококолейная линия полностью разобрана.



По информации от С. Костыгова, вблизи посёлка Зенгино летом 2003 года сохранялся действующий участок пути длиной около двух километров, по которому производилась вывозка торфа для котельной. Тяговый подвижной состав был представлен мотовозами-электростанциями ЭСУ2А и ЭСУ1 (ЭСУ1А).

Узкоколейная железная дорога в Зенгино была окончательно разобрана ориентировочно в 2005 году.










Разгромленное здание диспетчерской на станции Оричевская.
19.07.2004






Вид от здания диспетчерской в направлении Зенгино.
19.07.2004






Вид в сторону посёлка Юбилейный.
19.07.2004






Место разветвления линий на Зенгино и Быстрицу.
19.07.2004






Снегоочиститель СЩС-132 близ бывшего депо.
19.07.2004






Тот же снегоочиститель, слева — тепловозы ТУ4.
19.07.2004






Тепловоз ТУ4-2402.
19.07.2004






Тот же тепловоз, справа — два котла, оставшиеся от цистерн.
19.07.2004






Вид на тепловоз ТУ4-1480.
19.07.2004






Бывшее депо.
19.07.2004






«Заколоченная» досками ЭСУ2А-534.
19.07.2004






Один из немногих уцелевших пассажирских вагонов. На заднем плане — котельная.
19.07.2004






Вагоны ТСВ, которые ещё не успели увезти в качестве металлолома,
стоят у «торфоприёмника» котельной.
19.07.2004









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    










06.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу