Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ПИНЮГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Пинюгской узкоколейной железной дороги является посёлок Пинюг, расположенный в Подосиновском районе Кировской области, у станции Пинюг на железнодорожной линии Киров — Котлас.

История

«Отправная точка» истории П́инюгской узкоколейной железной дороги выглядит несколько необычно. Всё начиналось со строительства ширококолейной железнодорожной магистрали, призванной соединить богатую лесами республику Коми с остальной частью страны.

В апреле 1929 года ОГПУ Советского Союза создаёт лагерное управление, специализирующееся на строительстве железной дороги от станции П́инюг до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). Работы начались осенью того же года силами 2800 заключённых.

В 1932 году дорога, готовая на 30 процентов, была по не совсем понятной причине законсервирована. А после начала строительства в 1937 году железной дороги Коноша — Воркута, трудившиеся здесь заключённые были переброшены в район Беломорско-Балтийского канала.

В годы Великой Отечественной Войны рельсовый путь на участке Пинюг — Лопотово (берег реки Луза, недостроенный мост) был разобран. Рельсы отправили на прифронтовые железные дороги.

Пинюгский леспромхоз (первоначально — лестрансхоз) организуется в 1931 году. В 1930-е годы лес возили лошадьми на санях, а в летнее время — по «лежнёвкам» (дорогам с деревянным покрытием), сплавляли по небольшим рекам.

Однако вскоре после разборки железной дороги Пинюг — Сыктывкар было решено использовать её насыпь для прокладки лесовозной узкоколейной железной дороги. Имеются также упоминания о том, что первый участок узкоколейной дороги был открыт ещё до войны — в 1940 году.

В двух километрах от Пинюга (там, где линия проходит по высокой насыпи, а справа от неё простирается водоём) располагался 1-й лагерный пункт. На 12-м километре был 2-й лагпункт (по утверждениям старожилов Пинюга, там содержались поляки). Позднее, в 1950-е годы, он превратился в посёлок Каменка.

Участок узкоколейной железной дороги севернее Каменки, проложенный по насыпи недостроенной ширококолейной линии, действовал недолго. Основная магистраль строилась по другой трассе — к западу от него, через село Сухановское. Впоследствии она пересекла несостоявшуюся магистраль Пинюг — Сыктывкар почти под прямым углом, и была продолжена к востоку от неё.

«Седьмой разъезд», находящий на 6-м километре магистрали узкоколейной железной дороги, стал отправной точкой ещё одной, относительно крупной линии, ведущей на восток. В 8 километрах от «седьмого разъезда» появился лесной посёлок Мирное. Эту линию было решено соединить с Пушемской узкоколейной железной дорогой. Но соединительный участок действовал недолго.

В Сухановском, по некоторым сведениям, когда-то был колхоз. Но уже в 1960-е годы населённый пункт был признан неперспективным, и опустел. В 1970-х годах та же участь постигла и лесные посёлки — Каменку и Мирное.





С чем вошли в ХХI век

Пинюгская узкоколейная железная дорога в 2004 году может быть признана одной из лучших в области по своему техническому состоянию. Она работает, и работает неплохо. У каждого человека, которому не безразличны узкоколейные железные дороги, при поездке по ней улучшится настроение. Очень приятно видеть отличный, своевременно ремонтируемый путь, проложенный по капитальной насыпи, аккуратную станцию в Пинюге, не заваленную «мёртвым» подвижным составом, а главное — ощущать общую атмосферу этой дороги, которая является скорее рабочей, нежели депрессивной, как бывает на многих других узкоколейных дорогах.

Впрочем — конечно же, нет гарантии того, что вскоре ситуация не изменится в худшую сторону.



По данным на лето 2004 года, район лесозаготовок — кварталы к северо-востоку от бывшего посёлка Мирное (максимальная удалённость от него — около 3-х километров). Из Пинюга каждый рабочий день туда уходит рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона, и составы порожних сцепов. Имеются два плеча работы локомотивов: Пинюг — разъезд 7, разъезд 7 — места погрузки леса. Последний состав порожних сцепов, следующий под загрузку, обычно отправляется из Пинюга около 15 часов. Это является редкостью для нынешних лесовозных узкоколейных железных дорог — как правило, поезда уходят в лес лишь утром.

Магистраль узкоколейной железной дороги севернее разъезда 7 (на Каменку, и далее — на разъезд 23 квартал) также является действующей. Сейчас вывозка леса по ней не ведётся. Однако руководители Пинюгского леспромхоза пока не собираются разбирать её — они полагают, что магистраль необходимо сохранить на будущее.

Здесь также курсирует рабочий поезд, отправляющийся из Пинюга каждое утро (включая выходные дни). В бывший посёлок Каменка многие жители Пинюга приезжают на сенокос, а далее (в окрестности разъезда 23 квартал, обозначенного на топографических картах) едут лесники, проводящие здесь работы по лесоустройству.

Из обозначенного на картах, разобрана лишь ветка, уходившая на север (пересекающая реку Лачуг). Участок к востоку от разъезда 23 квартал когда-то продолжался ещё почти на 10 километров, пересекая реку Чирюг.



Пинюгская узкоколейная железная дорога на карте.
За основу взята топографическая карта масштаба
1: 200 000 «Кировская область»,
выпущенная 439-й ЦЭВКФ.







Раздельные пункты Пинюгской узкоколейной железной дороги
(согласно графику исполненного движения за 19 декабря 1987 года):
0 км Пинюг 6 км разъезд 7 12 км Каменка 16 км разъезд 57 21 км разъезд 32 26 км разъезд 9 27 км разъезд 11 квартал 35 км разъезд 12 квартал 39 км разъезд 23 квартал 36 км разъезд 63






Зимой магистральные участки узкоколейной железной дороги очищаются от снега, но движение по ним крайне незначительное — лес возят в основном по автозимникам.







Подвижной состав

В июле 2004 года на Пинюгской узкоколейной железной дороге в рабочем состоянии находилось 6 тепловозов. Каждый рабочий день на линию обычно выходило четыре локомотива.

Читаемые номера: ТУ6А-2261, ТУ6А-2798, ТУ6А-3067(?), ТУ6А-3(?)808, ТУ7А-3304, ТУ8-0220 (номер вымышленный — реальный тепловоз ТУ8-0220 находится на узкоколейной железной дороге Каликинского шпалопропиточного завода; тепловоз выглядит неотличимо от ТУ6А, привезён из Христофорово, по другим данным — из Таврического), ТУ8-0456.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












14.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу