Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!








ПУКСИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Пуксинская узкоколейная железная дорога — по состоянию на 2010 год, одна из двух сохранившихся в Свердловской области узкоколейных железных дорог, пригодных только для движения съёмных дрезин (вторая — узкоколейная железная дорога Чирок — Бородинка). Ранее узкоколейная железная дорога была лесовозной.

На протяжении всей своей истории узкоколейная железная дорога принадлежала органам, исполняющим наказание (подразделениям МВД СССР, МВД РФ). Узкоколейная железная дорога отличается большой протяжённостью.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в 2013 году.

На лесозаготовках в районе узкоколейной железной дороги работали осуждённые. Основная колония находится в Пуксинке. По состоянию на 2010 год, она остаётся действующей. Менее крупные колонии находились в посёлках Киня и Рынта. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Тавда.

Автор не встречал документов, в которых упоминалось бы название узкоколейной железной дороги. Название «Пуксинская узкоколейная железная дорога» — условное.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950-х годах. Среди первого подвижного состава — паровозы ВП4 (два из них сохранились, по состоянию на 2010 год). В начале 1960-х годах на узкоколейной железной дороге был построен лесной посёлок Киня, позднее — лесной посёлок Рынта. В обоих посёлках находились колонии.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла свыше 100 километров. Для «сплавных» узкоколейных железных дорог это очень много.

В конце 1980-х годов отдалённые колонии в Кине и Рынте были закрыты, «вольное» население этих посёлков было вывезено в Пуксинку. Вывоз леса по узкоколейной железной дороге был окончательно прекращён ориентировочно в начале 1990-х годов. Однако узкоколейная железная дорога была сохранена, так как она являлась единственной относительно надёжной транспортной нитью в гигантском лесном массиве. Помимо того, не исключалось, что со временем вывозка леса по ней будет возобновлена.

В декабре 1990 года в Пуксинке побывал известный исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. Им были обнаружены и сфотографированы паровозы ВП4, в том числе ВП4-2097.




Паровозы ВП4 в Пуксинке, в окрестностях депо. Декабрь 1990 года. Оба паровоза находятся в нерабочем состоянии.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Паровоз ВП4 в Пуксинке. Паровоз не эксплуатировался много лет, будка отсутствует.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.




Возобновить вывозку леса по узкоколейной железной дороге не удалось. По прошествии многих лет с того момента, как прекратилась вывозка леса (следовательно, перестали выполняться работы по текущему содержанию и ремонту пути) узкоколейная железная дорога стала непригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава. Ездить по ней на мотодрезинах с каждым годом становится всё сложнее.

По состоянию на июль 2010 года, узкоколейная железная дорога была «условно пригодна» для проезда на мотодрезине от Пуксинки до разрушенного моста, расположенного ориентировочно на 70-м километре (севернее Рынты). Относительно нормальное движение дрезин было возможно до бывшего посёлка Киня. Далее, от Кини до Рынты, проезд был сложен из-за очень плохого состояния пути и густой растительности. По неподтверждённым данным, заросший и непригодный для движения путь лежал до 106-го километра.

В посёлке Пуксинка по-прежнему существует колония, осуждённые занимаются заготовкой леса. Однако вывоз леса производится исключительно автомобильным транспортом.

Число мотодрезин в посёлке Пуксинке было небольшим, относительно часто использовал дрезину только один человек — Александр Соколов.

Короткий участок пути (длиной около 1 километра) от старой лесобиржи до складов был пригоден для движения тяжёлого подвижного состава, представленного единственной автодрезиной производства Горьковского завода им. Свердлова. Регулярного движения не было.

В разграбленном локомотивном депо сохранялся тепловоз ТУ8-0154 без двигателя (достоверность номера под сомнением). Сохранялись кабины тепловозов ТУ4-0659 и ТУ6А-0192, кузов автомотрисы АМ1-180, значительное число фрагментарно сохранившихся тепловозов ТУ6А и ТУ8.

В заросшем деревьями тупике вблизи главной станции узкоколейной железной дороги уже не один десяток лет стоят два паровоза ВП4 — те самые, которые в 1990 году были обнаружены Александром Колесовым.

Узкоколейная железная дорога почти наверняка будет разобрана в ближайшей перспективе. Смысла сохранять её практически нет — через несколько лет все её участки станут непригодными для движения даже на лёгких съёмных дрезинах.



Пуксинка, по состоянию на 2010 год — отдалённый и труднодоступный посёлок по «среднероссийским» меркам, но менее труднодоступный населённый пункт, чем многие другие посёлки Гаринского района. Летом попасть сюда можно на вертолёте, по реке или пешком, в период действия зимников — на автомобиле. Весной и осенью никакого сообщения (в том числе и воздушного) нет.

Исправительная колония особого режима — тот объект, благодаря которому ещё жив посёлок Пуксинка. Когда колонию закроют (слухи об этом распространяются давно, ФСИН России планирует ликвидировать все отдалённые колонии) — не станет и посёлка. Но пока здесь есть работа, есть жизнь, и по сравнению с другими населёнными пунктами Гаринского района, Пуксинка — вершина цивилизации.

Отдалённый посёлок имеет два веб-сайта: замечательный полезный сайт, созданный энтузиастом из числа местных жителей, и «сорный» ресурс — по сути не имеющая отношения к посёлку гнусная «мусорная свалка», заполненная рекламой и спамом. Автор этой «помойки» разместил на ней мои фотографии — других снимков Пуксинки он найти не смог. Размещать мои фотографии можно, но он выдал их за свои, что плохо.

http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html — подробное описание поездки в Пуксинку, 2010 год


По информации от одного из местных жителей, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2013 году.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    










06.08.2010 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу