Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












ШОРЫГИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Шорыгинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Смычка, расположенный вблизи железнодорожной линии Егоршино — Устье Аха (историческая Северо-Восточная Уральская железная дорога). Главная станция находилась в посёлке Фабричное. На протяжении значительного периода времени узкоколейная железная дорога принадлежала Туринскому леспромхозу.

Нижний склад Туринского леспромхоза и самая южная точка узкоколейной железной дороги находились в посёлке Смычка, у ширококолейной железнодорожной линии (на нижнем складе имелся подъездной путь широкой колеи). Локомотивно-вагонное депо узкоколейной железной дороги находилось в Фабричном.

Узкоколейная железная дорога вела от посёлков Смычка и Фабричное в северном направлении, в глубину бескрайних зауральских лесов. Её протяжённость когда-то составляла не менее 150 километров.

Как удалось выяснить в Фабричном, дорога начала строиться в первом десятилетии ХХ века. В то время здесь находилось одно из предприятий демидовской «промышленной империи». В лесах было развито углежжение (производство древесного угля). Первоначально по узкоколейной железной дороге перевозился древесный уголь. Первая линия пролегала от Фабричного в направлении лесного посёлка Илясово.

Наибольшее развитие узкоколейная железная дорога получила в годы сталинского террора. На строительстве новых лесовозных линий и на лесозаготовках были задействованы раскулаченные крестьяне, позднее — репрессированные жители Литвы и Латвии. В то время на линиях узкоколейной железной дороги возникло не меньше семи лесных посёлков — Шорыгино, Емельяшевка, Подгорное, и другие. Все они просуществовали недолго: Емельяшевка исчезла в 1980-х годах, остальные — ещё раньше. Лишь самый дальний посёлок, Окунёво, был жилым вплоть до 2000 года.

8 января 1993 года в Фабричном побывал исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов. По информации от него, на тот момент узкоколейная железная дорога действовала. Имелось значительное количество локомотивов.





Фрагмент дневниковой записи А. Колесова (предоставлен автором). Январь 1993 года.



По состоянию на начало 1998 года, на узкоколейной железной дороге существовало рейсовое движение по маршруту Фабричное — Окунёво (отправление из Фабричного — в пятницу, отправление из Окунёво — в понедельник).





Ответ начальника отделения связи посёлка Фабричное на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Январь 1998 года.



Движение тепловозов и другого «тяжёлого» подвижного состава на узкоколейной железной дороге прекратилось в 2000 году. Позднее по ней продолжали ездить мотодрезины. В 2004 году последние участки этой узкоколейной железной дороги были разобраны.









Поездка автора (19—21 сентября 2002 года)

Смычку, где находится нижний склад Туринского леспромхоза и самая южная точка его узкоколейной железной дороги, я проехал, решив прежде побывать в посёлке Азанка, где когда-то действовала узкоколейная железная дорога, находившаяся в ведении исправительно-трудового учреждения.

Осмотрев то, что от неё осталось, решаю отправляться назад. Прощай, лагерный посёлок!

«Подкидыш» (пригородный поезд сообщением Тавда — Егоршино) на этот раз не просто медленно едет, а больше стоит. Локомотив время от времени сигналит, немного «протаскивает» вагоны, и снова останавливается. Причина тому — коровы, совершенно не догадывающиеся о том, что находятся на магистральной линии Свердловской железной дороги, и упорно не желающие с неё уходить!

Короткая стоянка на закрытой станции Сарагулка. Здесь был один из лесопунктов Туринского леспромхоза, действовала небольшая узкоколейная железная дорога. Сейчас остатки нижнего склада заметить непросто. Узкоколейная железная дорога почти наверняка разобрана.

Часа через два, на безымянной остановке пригородного поезда у посёлка Смычка, вместе со мной выходят некоторые из зашедших в Азанке охранников «лагеря». Рядом находится нижний склад леспромхоза, на котором заметны какие-то признаки жизни.

Подхожу к насыпи узкоколейной железной дороги и вижу на ней шпалы без рельсов. На нижнем складе леспромхоза заметны некоторые признаки активности.

Местные жители говорят, что здесь линию разобрали три года назад. Направляюсь по насыпи в сторону Фабричного.

Вбок, к некоторым дворам, на которых возведены небольшие сараи для дрезин, перпендикулярно от насыпи отходят «самовольные» ответвления. Жаль, этим дрезиновладельцам Смычки не повезло: они уже далеко не уедут.

Прохожу около километра. Вот автомобильный переезд — к моей неожиданности, за ним начались рельсы. Иду дальше — рельсы не кончаются, более того, заметен некоторый накат.

За посёлком стальные рельсы сменились деревянными «рельсозаменителями», которые вскоре упёрлись в свежеотсыпанную широкую глиняную насыпь.

Ситуация ясна: здесь решили проложить новую автодорогу, а вместо устройства переезда попросту засыпать «закрытую» узкоколейную железную дорогу — а заодно и снять рельсы по обеим сторонам. Жители Смычки ответили на это восстановлением рельсового пути в деревянном варианте. В том месте, где насыпь узкоколейной железной дороги разрушена, «рельсы» прибиты к деревянным сваям.

По такому пути двигаться небезопасно. Кроме того, слабый мотоциклетный двигатель не очень хорошо потянет дрезину по деревянным направляющим. Поэтому пассажирам приходится слезать и толкать своё транспортное средство вручную. Загнать дрезину наверх, на насыпь автодороги, вполне удаётся — хотя и не без труда.

Как раз здесь, у деревянного участка пути, встречаю возвращающегося в Смычку одинокого «дрезинщика».

Принципиальный вопрос к нему — сколько километров линии осталось?

Выясняется, что больше шестидесяти, вплоть до поселка Окунёво!

Главная станция узкоколейной железной дороги находится в Фабричном. Первым делом следует попасть именно туда. От Смычки до Фабричного шесть километров, вдоль узкоколейной железной дороги здесь многие ходят пешком. Особо не раздумывая, присоединяюсь к народным массам.

Посёлок Фабричное (в котором сейчас нет никакой фабрики) оказался более населённым и менее запущенным, в сравнении со Смычкой.

Надпись на одном из зданий представляла собой краткий экскурс в историю населённого пункта:



1830 — ИМЕНИЕ ФАБРИЧНОЕ
1865 — СЕЛО ПОКЛЕВСКОЕ
2001 — ПОСЁЛОК ФАБРИЧНОЕ




Перед рекой Большая Таборинка узкоколейная железная дорога пролегает по высокой насыпи. Дохожу до моста через реку — и вижу, что мост наполовину сгорел и обрушился. Остались провисшие рельсы. Их стянули проволокой и проложили между ними доски, чтобы можно было проходить пешком.

Вскоре с противоположной стороны к мосту подкатила дрезина. Люди сходят с неё, глушат двигатель и вручную осторожно толкают её по висящим в воздухе раскачивающимся рельсам. Это довольно опасно — если сорваться, вероятность остаться в живых будет минимальной, внизу находится нагромождение упавших конструкций.

За мостом начинается главная станция. Очень скоро я понимаю, что и отсюда нет и быть не может никакого движения, кроме как на съёмных дрезинах. Подвижной состав представлен немногочисленными платформами, остатками сцепов и остовами тепловозов. Всё это — заржавело, и ждёт своей очереди, чтобы быть отправленным на переплавку.

Пытаюсь установить номера локомотивов. На тепловозах ТУ4 их с трудом, но можно разобрать: на путях стоят ТУ4-883, ТУ4-1206 и ещё один с нечитаемым номером, есть кабина от ТУ4-1855. Вокруг разбросано немало остатков ТУ6А и ТУ7, а также по меньшей мере две единицы того, что когда-то представляло собой сравнительно редкую на лесовозных узкоколейных железных дорогах ЭСУ2А.

Депо и все прилегающие здания здесь полуразрушены или заколочены. В северной горловине станции до сих пор стоит мачта от семафора. Состояние пути дальше ничуть не улучшается — он точно также местами расшит, рельсы заменены стволами деревьев. Хотя до 2000 года отсюда в Окунёво ездил тепловоз!

Наступил вечер. Возвращавшиеся из леса дрезины вкатывались в посёлок каждые десять минут — личный железнодорожный транспорт здесь оказался очень широко распространённым.

Интересно, что тут, в отличие многих других мест, съемные мотодрезины не называют «пионерками» (хотя некоторым жителям Фабричного это слово в данном значении знакомо).

Из бесед с владельцами мотодрезин проясняется нынешнее положение узкоколейной железной дороги. Леспромхоз уже давно отказался от её использования для вывоза леса. Перспективных лесных массивов, где лесозаготовка была бы целесообразна, вдоль линий не осталось. Закрывать узкоколейную железную дорогу прежде не позволяло то обстоятельство, что в лесном посёлке Окунёво жили люди — её разборка означала бы для них полное лишение связи с внешним миром. Два года назад оттуда вывезли последних жителей. Посёлок теперь считается ликвидированным. Но реально там может проживать один человек — лесник, а в сезон часто приезжают охотники и сборщики ягод.

Линии от Окунёво в сторону реки Чонги (длиной 23 километра), и к реке Турузбаевка (около 40 километров) были разобраны тогда же, в 2000 году. Причём на второй линии к тому времени один из мостов близ Окунёва был разрушен, тепловоз не мог туда проехать. Поэтому рельсы вывозили зимой — по зимней дороге через село Кумарьинское. В работе по их снятию был задействован вездеход («танкетка», по выражению местных жителей). Разобрали к сегодняшнему дню также все остальные ветки и усы.

Однако магистраль Смычка — Окунёво буквально-таки чудом была спасена! В самый последний момент её решено было сохранить, хотя бы на некоторое время. Связано это с тем, что узкоколейная железная дорога в данный момент представляет собой единственное средство сообщения в огромном лесном массиве. За лесом необходимо следить, проверять пожарную обстановку. Для этих целей узкоколейная железная дорога ещё может понадобиться.

Искушение снять и продать рельсы у некоторых руководителей слишком велико. Нет никакой гарантии, что нынешнее положение вещей продержится долго.

Следующим утром, на рассвете, совершенно некстати начался дождь, который кончится спустя... двое суток.

Под дождём выхожу на линию. На первой появившейся дрезине меняпровозят километров пятнадцать, до места покосов. Останавливаются здесь практически все, поэтому успеваю пройти пешком лишь немного — почти сразу же появляется другая дрезина, с тремя охотниками. Они довозят до того места, где был посёлок и разъезд Мальцево (28 километр, отсчёт от Смычки).

Здесь уже нет обозначенного на карте строения. Нет и каких-либо других следов человеческого присутствия.

Следующую дрезину тоже долго ждать не пришлось. Повезло — вёл её человек, занимавший когда-то на узкоколейной железной дороге одну из руководящих должностей. Довозит до 49 километра. Больше дрезин в то утро не было. До Окунёво решаю дойти пешком.

Как видно, на узкоколейной железной дороге нет участков, пригодных для движения тяжёлого подвижного состава. Даже далеко в лесу, куда не доберутся воры, утаскивающие рельсы, это сейчас было бы невозможно: половина шпал догнила до такого состояния, что их можно копать лопатой или резать ножом, как масло. Мосты за два года, прошедшие с момента прекращения движения тепловоза, успели вздыбиться или просесть. Всё это происходит очень быстро. В то же время, как это ни странно, ещё сохранились многие километровые знаки.

У Подгорного навстречу мне по линии идут люди! Встреча вызвала взаимное удивление. Оказалось — обычные охотники. Дойдя до своей дрезины, они развели огонь. Вместе пьём чай. По их мнению, в Окунёво сейчас наверняка кто-нибудь есть.

Иду дальше, уже перед самым посёлком, у разобранного «треугольника», где отходила линия на Турузбаевку, обнаруживаю еще одну дрезину. Вскоре к ней подошли хозяева (тоже охотники), собиравшиеся возвращаться в Фабричное.

Окунёво (65-й километр узкоколейной железной дороги) — печальное место. Это развалины, мёртвая зона. Огромное количество чёрных, полуразрушенных домов, труднопроходимые заросли. Признаки жизни отсутствуют практически повсеместно. Единственная тропинка ведет от тупика узкоколейной железной дороги к наиболее сохранившемуся и теоретически обитаемому дому. Но и он оказался заперт.

Рядом с этим домом стоял огромный самодельный болотоход (подобные машины в обиходе называют «каракатами»). Ещё две избы в посёлке иногда используются для ночлега заезжими охотниками. Вода во всех колодцах оказалась совершенно гнилая. Поэтому, натаскав из развалин сухих дров, развожу костёр у найденного прудика, кипячу воду из него.

Тишину мёртвого поселка нарушил стук колёс, создаваемый тем самым, единственно распространённым тут средством передвижения, пришедшим в количестве двух единиц. Троим парням с собакой, сидевшим на одной из дрезин, здесь что-то не понравилось — решают разворачиваться и ночевать у реки Большая Емельяшевка. Немного побеседовал, охотники уезжают, но вскоре возвращаются и предлагают ехать вместе — веселее будет. Они трезвые — почему бы не поехать?

Съёмные мотодрезины не имеют реверса, для движения в обратном направлении их всякий раз надо переставлять вручную. Но обычно это бывает не сложно и вполне по силам даже одному человеку. Двигаюсь теперь уже назад, к Фабричному.

Сгущаются сумерки. Перед мостом через речку (48 километр) снимаем дрезину и по протоптанной тропинке уходим налево, в лес. Идём недолго — появляется лесная избушка. Тут к компании присоединился рыбак, похваставшийся выловленными щуками. Организуем костер, готовим уху. О наличии «цивилизованного» мира напоминает включённый радиоприёмник.

Назавтра мне суждено было почти целый день бороться с сильным дождём. Добираюсь до Емельяшевки (43 километр линии), в надежде найти там какое-либо сооружение, имеющее крышу. Но на месте выяснилось, что там, где был посёлок, теперь не осталось ничего, кроме небольшого безлесного пространства.

Наконец, во второй половине дня появляется дрезина, мчащаяся к людям, в «цивилизацию». На полуразрушенном мосту в Фабричном дожидаюсь другой дрезины, едущей в Смычку, помогаю перевалить её через автодорогу. И снова — тот самый тупик у переезда…


Основное описание поездки находится здесь: http://infojd.ru/dop/poezdka2002ural.html






_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________





Узкоколейная железная дорога вблизи нижнего склада леспромхоза (посёлок Смычка).
19.09.2002








Cмычка. Рельсы к одному из сараев для дрезины.
19.09.2002








Cмычка. Крайняя точка рельсового пути у переезда. Вид с северной стороны.
19.09.2002








Узкоколейная железная дорога на северной окраине посёлка Смычка.
Вид в сторону Фабричного.
19.09.2002








«Деревянный» участок узкоколейной железной дороги.
Впереди — свежеотсыпанная автодорога.
19.09.2002








Посёлок Фабричное. Насыпь, впереди — мост.
19.09.2002








Вид с вышки на станцию узкоколейной железной дороги и посёлок Фабричное.
19.09.2002








Впереди — посёлок Окунёво.
20.09.2002










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу