Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











СОЗИМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Созимская узкоколейная железная дорога, по состоянию на 2008 — единственная в Кировской области узкоколейная железная дорога, находящаяся в ведении учреждения пенитенциарной системы, представляющая собой пример «лагерной» узкоколейной железной дороги. По своему основному назначению узкоколейная железная дорога — лесовозная. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги является посёлок Созимский, расположенный у станции Заводская Гайно-Кайской железной дороги.

Автор не встречал официальных документов, в которых присутствовало бы название узкоколейной железной дороги. Со слов местных жителей и по неподтверждённым документальным данным, узкоколейная железная дорога имеет официальное название «Созимская». Другое название, которое также когда-то было употребительным — «Нырмычская узкоколейная железная дорога».


Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах. Узкоколейная железная дорога в то время обслуживала Кайский целлюлозный завод — главное предприятие посёлка Созимский (именно в связи с наличием Кайского целлюлозного завода расположенная в Созимском главная станция ширококолейной Гайно-Кайской железной дороги была названа Заводская). Завод являлся стратегическим предприятием. Производившаяся на нём целлюлоза являлась одним из компонентов взрывчатки для боеприпасов.

Линии узкоколейной железной дороги пролегали западнее и восточнее ширококолейной Гайно-Кайской железной дороги. Имелось одноуровневое пересечение с Гайно-Кайской железной дорогой, расположенное южнее станции Заводская. Вопреки некоторым топографическим картам, узкоколейная железная дорога в Созимском никогда не имела конфигурацию кольца или петли. Пересечение с широкой колеёй было только одно. Второе пересечение с широкой колеёй, находящееся непосредственно на станции Заводская — это вымысел картографов.

Все линии узкоколейной железной дороги, расположенные к востоку от Созимского, были разобраны в 1960-х годах. Пересечение с железной дорогой широкой колеи, тем не менее, осталось и действовало вплоть до 1990-х годов — по нему лес доставлялся на Кайский целлюлозный завод, расположенный восточнее широкой колеи.

По информации от С. Костыгова, до 1982 года узкоколейная железная дорога принадлежала «гражданскому» Созимскому леспромхозу. В мае 1982 года узкоколейная железная дорога была передана из подчинения гражданского ведомства в подчинение МВД (в систему органов, исполняющих наказание). Скорее всего, осуждённые работали на лесозаготовках в районе узкоколейной железной дороги и до 1982 года.

Приблизительно в 1995 году был закрыт Кайский целлюлозный завод. В последующие годы он был разграблен и уничтожен. В связи с ликвидацией Кайского целлюлозного завода была разобрана линия узкоколейной железной дороги, которая вела на завод, пересекала железную дорогу широкой колеи. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги стала лесобиржа, расположенная на территории колонии (западная часть Созимского).

В сентябре 1997 года автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге. На главной станции, расположенной на южной окраине Созимского, находилось большое двухэтажное здание диспетчерской. Удалось поговорить с диспетчером, получить бланк графика исполненного движения. На тот момент по узкоколейной железной дороге курсировал рабочий поезд по приблизительному расписанию: 18:00 Созимский — 20:00 Подгорная (колония-поселение Нырмыч-4), обратно Подгорная — 6:00 — Созимский 8:00. Поездом перевозили осуждённых, отбывающих наказание в колонии-поселении Нырмыч-4, но работающих в Созимском.

Лес вывозился из ближних участков — не дальше Нырмыча-4. Рельсы лежали приблизительно до 70-го километра, но движения дальше Нырмыча-4 не было.

Я попытался проехать по узкоколейной железной дороге, но в этом категорически отказали представители руководства колонии. Пришлось возвращаться ни с чем. Далее я поехал через Лесную и Парманку в Крутоборку — в то время конечный пункт Гайно-Кайской железной дороги.

Следующая поездка на узкоколейную железную дорогу — в мае 2008 года. Много изменений в худшую сторону. Сгорело двухэтажное здание диспетчерской. От него почти не осталось следов. Узкоколейная железная дорога пришла в упадок, но пока ещё жива. Нырмыч-4 стал крайним пунктом, дальше путь разобран. Продолжается вывозка леса. Список подвижного состава пополнился тепловозом-автомотрисой ТУ6П-0003, вывезенной в феврале 2005 года с Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги (Архангельская область).

Сохраняется удивительный для 2008 года «раритет» — мотовоз МД54-4-2830. Он находится в нерабочем состоянии.

Несмотря на приложенные огромные усилия, получить разрешение на проезд по узкоколейной железной дороге и на этот раз не удалось.


http://old.wikimapia.org/#lat=59.7328691&lon=52.2448826&z=14&l=1&m=s&v=9 — посёлок Созимский на спутниковых снимках



ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   









15.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу