Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







СОЗИМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Созимская узкоколейная железная дорога, по состоянию на 2008 — единственная в Кировской области узкоколейная железная дорога, находящаяся в ведении учреждения пенитенциарной системы, представляющая собой пример «лагерной» узкоколейной железной дороги. По своему основному назначению узкоколейная железная дорога — лесовозная. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги является посёлок Созимский, расположенный у станции Заводская Гайно-Кайской железной дороги.

Автор не встречал официальных документов, в которых присутствовало бы название узкоколейной железной дороги. Со слов местных жителей и по неподтверждённым документальным данным, узкоколейная железная дорога имеет официальное название «Созимская». Другое название, которое также когда-то было употребительным — «Нырмычская узкоколейная железная дорога».


Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах. Узкоколейная железная дорога в то время обслуживала Кайский целлюлозный завод — главное предприятие посёлка Созимский (именно в связи с наличием Кайского целлюлозного завода расположенная в Созимском главная станция ширококолейной Гайно-Кайской железной дороги была названа Заводская). Завод являлся стратегическим предприятием. Производившаяся на нём целлюлоза являлась одним из компонентов взрывчатки для боеприпасов.

Линии узкоколейной железной дороги пролегали западнее и восточнее ширококолейной Гайно-Кайской железной дороги. Имелось одноуровневое пересечение с Гайно-Кайской железной дорогой, расположенное южнее станции Заводская. Вопреки некоторым топографическим картам, узкоколейная железная дорога в Созимском никогда не имела конфигурацию кольца или петли. Пересечение с широкой колеёй было только одно. Второе пересечение с широкой колеёй, находящееся непосредственно на станции Заводская — это вымысел картографов.

Все линии узкоколейной железной дороги, расположенные к востоку от Созимского, были разобраны в 1960-х годах. Пересечение с железной дорогой широкой колеи, тем не менее, осталось и действовало вплоть до 1990-х годов — по нему лес доставлялся на Кайский целлюлозный завод, расположенный восточнее широкой колеи.

По информации от С. Костыгова, до 1982 года узкоколейная железная дорога принадлежала «гражданскому» Созимскому леспромхозу. В мае 1982 года узкоколейная железная дорога была передана из подчинения гражданского ведомства в подчинение МВД (в систему органов, исполняющих наказание). Скорее всего, осуждённые работали на лесозаготовках в районе узкоколейной железной дороги и до 1982 года.

Приблизительно в 1995 году был закрыт Кайский целлюлозный завод. В последующие годы он был разграблен и уничтожен. В связи с ликвидацией Кайского целлюлозного завода была разобрана линия узкоколейной железной дороги, которая вела на завод, пересекала железную дорогу широкой колеи. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги стала лесобиржа, расположенная на территории колонии (западная часть Созимского).

В сентябре 1997 года автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге. На главной станции, расположенной на южной окраине Созимского, находилось большое двухэтажное здание диспетчерской. Удалось поговорить с диспетчером, получить бланк графика исполненного движения. На тот момент по узкоколейной железной дороге курсировал рабочий поезд по приблизительному расписанию: 18:00 Созимский — 20:00 Подгорная (колония-поселение Нырмыч-4), обратно Подгорная — 6:00 — Созимский 8:00. Поездом перевозили осуждённых, отбывающих наказание в колонии-поселении Нырмыч-4, но работающих в Созимском.

Лес вывозился из ближних участков — не дальше Нырмыча-4. Рельсы лежали приблизительно до 70-го километра, но движения дальше Нырмыча-4 не было.

Я попытался проехать по узкоколейной железной дороге, но в этом категорически отказали представители руководства колонии. Пришлось возвращаться ни с чем. Далее я поехал через Лесную и Парманку в Крутоборку — в то время конечный пункт Гайно-Кайской железной дороги.

Следующая поездка на узкоколейную железную дорогу — в мае 2008 года. Много изменений в худшую сторону: сгорело двухэтажное здание диспетчерской, от него практически не осталось следов. Дорога пришла в упадок, но пока ещё жива. Нырмыч-4 стал крайним пунктом, дальше путь разобран. Продолжается вывозка леса, список подвижного состава пополнился тепловозом-автомотрисой ТУ6П-0003, вывезенной в феврале 2005 года с Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги (Архангельская область). Сохраняется удивительный для 2008 года «раритет» — мотовоз МД54-4-2830 (находится в нерабочем состоянии).

Несмотря на приложенные огромные усилия, получить разрешение на проезд по узкоколейной железной дороге и на этот раз не удалось.


http://old.wikimapia.org/#lat=59.7328691&lon=52.2448826&z=14&l=1&m=s&v=9 — посёлок Созимский на спутниковых снимках



ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОСЁЛОК СОЗИМСКИЙ)
   









15.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу