Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ПОЕЗДКА АВТОРА (СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА)








Основное описание поездки в Свердловскую область находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka2002ural.html


22 сентября 2002 года. Прибываю в Алапаевск электропоездом Егоршино — Нижний Тагил. Первая встреча с Алапаевской узкоколейной железной дорогой — в районе металлургического завода. Пустая насыпь, у которой, как памятник, одиноко стоит старый светофор — здесь путь разобрали больше десяти лет назад. Делаю свою первую фотографию АУЖД (в 1999 году, к большому сожалению, фотографии не делались). Запечатлённому на ней историческому светофору суждено было вскоре исчезнуть в пунктах приёма металла...

Отправляюсь по насыпи в сторону вокзала Алапаевск II. Но по мере приближения к нему, рельсы не начинаются. Вот знакомое здание вокзала. Вместо путей — пустота, ямы на месте выдранных шпал, всё разрушено!

Конечно, мне было понятно, что ликвидация вокзала вовсе не означает ликвидацию всей железной дороги, отправную точку просто перенесли. Однако смотрелось это как нечто шокирующее.

На здании вокзала сбоку появилась вывеска «мебельный цех» (он занимает лишь одно из помещений). В целом, строение выглядит так же, как и три года назад. Но только непонятно, что теперь будет внутри него.

Иду по шпалам разобранной линии. Вместо рельсов на ней — труба газопровода. С левой стороны проходит ширококолейная заводская железнодорожная линия. Наконец, слева показывается деповская территория.

Настроение улучшается, когда вижу новый вокзал. Радует, что все пассажирские вагоны теперь стали разноцветными (три года назад они были «обычными», зелёными). Надпись на вагоне «Пользуйтесь услугами железнодорожного транспорта» для жителей лесных посёлков звучит, как для советских граждан «Летайте самолётами Аэрофлота» — выбора-то у них нет! Впрочем, для жителей Алапаевска, не имеющих родственников в лесных посёлках, реклама актуальна. Вдруг у кого-то это вызовет желание впервые в жизни проехать на поезде узкой колеи? Для меня это дико, но тем не менее факт — многие из тех, кто живёт здесь, рядом с чудом мирового масштаба, никогда по узкоколейной железной дороге не ездили.

В здании управления дороги никого не оказалось — сегодня выходной день. Иду дальше — на станцию Красная II.

Новости, которые слышу от дежурной по станции, были печальными: линия на Асбест разобрана, перевозок леса нет, все ветки в лес ликвидируют. Узнаю о том, что сегодня в составе пассажирского поезда будет вагон с руководством АУЖД, которое поедет на Калач, а затем в Берёзовку и Гаранинку с инспекционной целью — проверять, как идёт подготовка линии к зиме.

Походив по городу, забрав проявленную фотоплёнку, за час до отправления поезда возвращаюсь на новый вокзал. Там уже собралось много людей — обычная суета перед отправлением, как было всегда.

Покупаю билет до Синячихи, решив сегодня ехать на Зенковку. Почему-то я забыл, что расписание поездов Угольная — Синячиха — Полудёнка (посёлок Зенковка) с расписанием поезда Алапаевск — Санкино не стыкуется, и уехать туда уже не получится. При попытке зайти в произвольно выбранный пассажирский вагон проводник заявляет, что на билете не тот номер! Поверить в реальность такого чуда, как нумерация вагонов в поезде узкоколейной железной дороги — видимо, тоже оказалось слишком сложно.

Оказалось, что мой билет — в последний вагон, красного цвета, который следовал в Гаранинку. На этом вагоне красовалась нижеприведённая гордая надпись.  

УРАЛ — ОПОРА РОССИИ!




Решаю ехать до Гаранинки. Вскоре окончательно стемнело. Пассажиров в вагоне намного меньше, чем мест, тусклое освещение, поезд неспешно покачивается среди бескрайнего леса. Спустя час вокруг появились огни, большой дымящий и грохочущий завод, ширококолейные пути. Это последний форпост цивилизации, Верхняя Синячиха. Вот и станция Угольная на северной окраине посёлка. В темноте почти ничего не видно, но я знаю: сейчас поезд «взбирается» на путепровод через ширококолейную линию, тем самым прощаясь с «миром асфальта и машин».

Ещё долго громыхает вагон сквозь темноту. И вот он, первый лесной посёлок — Ельничная. На станции, как всегда в момент прихода поезда, оживлённо. Иду к главному зданию, захожу в помещение дежурного по станции, где находится несколько человек, спрашиваю, продают ли тут билеты.

— Да, продают.

— Один билет до Гаранинки. Льготный!

Даром, что не скажешь «в купейный, верхние места не предлагать»!

Возвращаюсь в свой вагон. Он уже отцеплен. Приписанный к депо Ельничная тепловоз ТУ4 на втором пути ожидает отправления «основной» части состава, чтобы затем подойти к моему вагону и забрать его на гаранинскую ветку.

Едем дальше. Ночь лунная, пытаюсь смотреть в окно. В общем-то, это практически бесполезно, линию потом нужно будет проходить пешком. Засыпаю (хотя в данном случае это не совсем правильное определение, можно сказать, что «отключаюсь»). Наконец, становится понятно, что поезд прибыл на конечную станцию Гаранинка.

Выхожу полусонный. Обычно у меня при себе имеется лишь рюкзак, который забыть невозможно. В данный момент, кроме рюкзака, был ещё и пакет, в котором находилась главным образом еда (её не жалко) и дневниковые записи (напротив, чрезвычайно ценны для меня). Этот пакет я умудрился забыть.

Из вагона я попадаю на обжигающий морозный воздух. Бегу к домам, стараясь найти среди них заброшенный, и только тут вспоминаю о пакете.

Возвращаюсь к вагону, который ещё не ушёл. Но сразу же после выхода прибывших пассажиров его заполнили желающие ехать в город, большей частью местная молодёжь.

— Пакет тут был такой! Кто взял его — возвращай!

— Какой пакет!? Ты чё?!

Осматриваю вагон — нигде моих вещей не видно.

— Точно знаю, что он у кого-то здесь. Отдавайте по-хорошему!

— Чего-чего?? А что в пакете??

— Еда, в основном. И бумажка. Ладно, еду можете оставить, а бумажка всё равно никому из вас не нужна, а мне нужна!

Понимаю, что, к сожалению, своими попытками устраиваю лишь развлечение для них.

— Да что в пакете-то? - в который раз кричат.

— Не доходит? Бомба!!!

Нет, поезд не поставили в тупик, не выставили оцепление, не подогнали к нему кинолога с собаками, сапёров и робот для обезвреживания взрывных устройств. Тем более, что ничего этого нет ни в Гаранинке, ни где-либо ещё в радиусе сотен километров. Вагон вскоре отправился назад в Алапаевск, навсегда увозя от меня ранее записанные расписания и сведения о номерах тепловозов. Крайне печально — часть выполненной нелёгкой работы пропала...

Другие представители местной молодёжи, увидевшие меня возле вагона, вознамерились помочь мне с ночлегом.

— К Маринке поведём! Она точно пустит, не бойся!

Быстро возникает нужный дом. Внутри имелись две или три женщины и некоторое количество кошек. Нормальное состояние последних — трезвое. А первых — иное (понятно, какое). Несколько опасаясь за сохранность вещей, располагаю всё под спальным мешком или внутри него, забираюсь в «спальник» и мгновенно засыпаю. Ночью приходилось несколько раз отпихивать пытавшихся ко мне пробраться представителей семейства кошачьих.

Света в доме не имелось — здесь (как и во многих других посёлках на АУЖД) он бывает только несколько часов, по вечерам. Не было и уверенности в том, что наутро, немного придя в себя, его обитатели не забудут о том, что ночью к ним привели какого-то путешественника. Но всё прошло хорошо, хотя особо осмысленной беседы с хозяйками этого дома не получилось.

23 сентября. В утренних сумерках осматриваю станцию Гаранинка. Сделанные в тот день фотографии Гаранинки и её окрестностей спустя всего два месяца были загружены на интернет-сайт, посвящённый Алапаевской узкоколейной железной дороге. Он был открыт 11 ноября 2002 года по адресу http://alapaevskuzk.narod.ru. Это был первый из созданных мной ресурсов Сети в каком-либо виде. На следующий день, 12 ноября, был открыт основной «Сайт о железной дороге» (адрес: http://infojd.ru).

В конце 2006 года все материалы по Алапаевской узкоколейной железной дороге были перенесены на основной сайт http://infojd.ru. Со временем он стал крупнейшим русскоязычным железнодорожным сайтом и одним из крупнейших мировых железнодорожных сайтов. Интернет стал «безбрежным океаном» информации, в котором, казалось бы, можно найти абсолютно всё. Но что поразительно: спустя девять лет, в 2011 году, никаких других фотографий Гаранинки, кроме сделанных во время той поездки, в Интернете нет! То же самое можно сказать про исчезнувшую Зенковку — если бы не мои фотографии, сделанные в 2004 году, она бы пропала бесследно, не оставшись даже на изображениях. Казалось бы, это дико и противоестественно — но это факт!

Я пытаюсь найти того, кто смог бы за некоторую плату выдать мне в пользование мотодрезину — чтобы проехать на ней до крайнего пункта линии. Оказалось, что восточнее Гаранинки сохранилось лишь 11 километров пути. Станция Гаранинка находится на 38 километре (отсчёт от Ельничной), а рельсы имеются до 49 километра.

Дрезин в посёлке не очень много, но как минимум десяток действующих наберётся. В то утро многие собирались ехать на них в сторону Ельничной — километров на десять, до болота, где растёт клюква. Сбор ягод и грибов — основной и практически единственный способ заработка жителей лесных посёлков.

Станция Гаранинка состоит всего лишь из двух путей, главное станционное здание заколочено. Но рядом, с противоположной стороны, есть неприметная будка, в которой до сих пор присутствует железнодорожный персонал. Ко мне там отнеслись правильно и предоставили различные бумажные материалы, имеющие отношение к железной дороге. Затем, пройдя по линии в сторону леса, встречаю человека, оказавшегося владельцем дрезины со снятым двигателем. Он разрешает мне взять её на пару часов.

Доталкиваю эту тележку до рельсов, ставлю на них. Под уклон она покатится сама, в остальных случаях придётся отталкиваться шестом.

Линия местами сильно завалена осенней листвой или заросла. Между тем, если колёса теряют непосредственный контакт с поверхностью рельса — сопротивление качению резко возрастает. Поэтому поездка давалась нелегко.

Через некоторое время рельсы кончились. Концом пути оказалась точка, где линия, идущая от Гаранинки строго в восточном направлении, через 11 километров поворачивает на север. Дальше всё было разобрано в прошлом году. Приходится двигаться назад, попутно делая фотографии.

Возвращаю тележку хозяину. Он поведал мне об истории посёлка. Гаранинке уже больше ста лет, прежнее название — Мочаловка. Вокруг было ещё несколько небольших лесных посёлков, где когда-то выжигали древесный уголь. В 1930-е годы древесный уголь стали заменять коксом. Многие из посёлков исчезли в те, уже очень далёкие времена, когда заводы в Алапаевске и Верхней Синячихе отказались от использования древесного угля. Гаранинке повезло больше — здесь разместился лесопункт. В 1990-х годах он был закрыт, и лесозаготовка теперь едва ли возобновится.

Далее мне предстоит пеший переход в Голубково (на картах — Голубковское). Дорога, которая в сухую погоду может быть проходима на грузовике, этой дождливой осенью размокла так, что преодолеть её непросто. В ботинках по ней идти совершенно нереально: стоит сделать один шаг — и поднимаешь на ботинке несколько килограммов грязи. Привязываю обувь к рюкзаку и иду босиком.



Дорога Гаранинка — Голубково.
09.2002


Но вот «размешивание грязи» закончилось. В дождливом промозглом тумане появляются домики села Голубково. Я в асфальтовой цивилизации!

Пройдя пару километров по асфальтированной дороге, я останавливаю попутную машину — иномарку с правым рулём. Водитель подвёз до развилки, расположенной вблизи известного села Нижняя Синячиха. Здесь находится архитектурный музей-заповедник с многочисленными старинными церквями и другими постройками.



На развилке дорог у Нижней Синячихи находится «Схема маршрута «Покаяние».
09.2002

Из Нижней Синячихи иду пешком до Верхней Синячихи — вновь к рельсам АУЖД. По пути встретился строящийся храм — напоминание о мрачных событиях 1918 года. На его месте находилась шахта, в которую были сброшены расстрелянные члены семьи Романовых.

Ночую на чердаке одного из двухэтажных жилых бараков, стоящих на южной окраине посёлка Верхняя Синячиха, в окрестностях станции Синячиха. Утром осматриваю станцию.

Главное здание станции Синячиха ещё не заброшено. Захожу к дежурному — но им оказалась злобно настроенная женщина преклонного возраста, отказавшаяся со мной беседовать. Постоянно живущие в здании люди были более приятными, но ничего не могли сообщить о железной дороге.

На противоположной, северной окраине посёлка Верхняя Синячиха находится станция Угольная. Здесь сохранилось путевое развитие. Здесь же оборачивается поезд, приходящий из Полудёнки (посёлок Зенковка).

Сначала я предполагал направиться в Полудёнку. Но узнав, что вскоре отсюда поедут на дрезине в Ельничную, решаю воспользоваться дрезиной. С помощью дрезины местный предприниматель завозил товар в свой магазин. Дрезина и прицеп к ней должны были быть полностью загружены продуктами.

Оказав помощь в переносе груза (процесс это был долгий и нелёгкий), забираюсь в «кабину» — передняя часть этого самодельного устройства отгорожена от грузовой площадки, имеет крышу и ветровое стекло. До Ельничной около часа езды. Здесь перетаскиваю груз в магазин, потом осматриваю станционное хозяйство и локомотивное депо.

До поезда было много времени, а перманентный слабый дождь будет идти, похоже, ещё не один день. Поэтому решаю отыскать укрытие от дождя. Представители местной молодёжи, увидев меня на улице, помогли в этом — указали на заброшенный дом. Там я растапливаю печку, желая просушить одежду.

Но вскоре ко мне вламываются двое мужиков. Один из них, как выяснилось — глава местной администрации Виктор Журавлёв, он оказался весьма грубым и недружелюбным. Эти люди почему-то были уверены, что дом при топке печи сгорит. Он залили топку водой, и принялись выгонять из этого никому не нужного заброшенного дома.

— Уходи! Милицию вызовем!

— Тогда уж явно не уйду, чтобы посмотреть, каким образом она здесь появится. На вертолёте прилетит?

— На тепловозе! Позвоним, тепловоз на Синячихе найдут, и быстро приедут!

(Сложите время перегонного хода и время поиска тепловоза — сколько это получится?! Да и не согласится никакая милиция ехать по столь «серьёзному» поводу.)

В конце концов, всё же подчиняюсь их требованию. Тем более, что было рекомендовано другое место согревания — стоящий у депо вагон с печкой.



Вечером на станцию прибыл поезд из Алапаевска. Теперь я сажусь не в гаранинский, как два дня назад, а в берёзовский вагон. Еду до Берёзовки, которая является значительно более глухим местом, чем Гаранинка. Но здесь я не остаюсь — этим же вагоном выезжаю обратно в Алапаевск. Вся ночь проводится в вагоне.

25 сентября, раннее утро... В Алапаевске поездка по узкоколейной железной дороге завершилась. Но в городе я остаюсь на весь день, чтобы произвести осмотр музея Алапаевской узкоколейной железной дороги, поговорить с руководителями АУЖД и хранителем музея В. И. Харловым. Удаётся осуществить копирование предоставленных материалов. От предложенных за это денег В. И. Харлов отказался. Огромная ему благодарность!

Вечером покидаю Алапаевск на электропоезде, следующем в Нижний Тагил.







11.2002 © С. Болашенко


«Алапаевская узкоколейная железная дорога»