Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ПОЕЗДКА АВТОРА (2005 ГОД)








Попадание из Москвы в Свердловскую область — на пригородных поездах. Владимир, Гороховец, где производится ночёвка в стандартном месте — к западу от станции. Пересадка на электропоезд Горький — Сергач, затем Канаш, электропоездом Канаш — Казань до станции Зелёный Дол. Здесь ночую в замаскированной точке. Утром по предварительной договорённости встречаюсь с местным любителем железных дорог С. Владимировым (http://rmost.narod.ru/), желавшим приобрести книги.

Произвожу детальный осмотр Зеленодольского шпалопропиточного завода и его узкоколейной железной дороги. Как оказалось, вовремя: вскоре завод навсегда остановился!

Из Зелёного Дола — в Казань. Осмотр нового Казанского метрополитена, пешком от станции метро «Аметьево» до станции Ометьево (платформа у метро тогда ещё не была открыта). Электропоезд до Вятских Полян, ночёвка в замаскированном месте у станции Вятские Поляны.

Электропоезд до Агрыза, электропоезд Ижевск — Агрыз — Красноуфимск. Ночёвка в Красноуфимске, на довольно значительном удалении от вокзала. Утром — пригородным поездом (электровоз с пассажирскими вагонами) до Дружинино, электропоездом до Екатеринбурга. Пригородным поездом до станции Стриганово. Осмотр заброшенного Режского химического завода. Ночёвка в замаскированном месте между заброшенным химическим заводом и городом Реж.

На следующий день произошёл тяжёлый инцидент. Всё началось с задержания злобными охранниками Режского никелевого завода, на котором есть действующая узкоколейная железная дорога. Они сочли, что я нарушил границы охраняемой территории (которая не была отмечена забором, а значит, никакие санкции за «нарушение», согласно закону, не могут быть применены). Но «обезьянам в форме» законы не писаны. Сначала я весь день провёл под конвоем различных чинов охраны (на полуживом заводе количество этих бездельников оказалось «зашкаливающим»), затем был передан милиции, побеседовал с сотрудниками ФСБ. В общей сложности, были потеряны сутки. Удалось сохранить две фотографии. В тот момент, когда охранники «катали» на своей машине по территории завода, я видел действующую узкоколейную железную дорогу и ржавые тепловозы — но сфотографировать их было невозможно.

4 октября 2005 года. Получив свободу, я бегу на вокзал, расположенный на окраине Режа. Поездов до Алапаевска в ближайшее время не ожидалось. Пришлось выходить на автодорогу. Вскоре подвезли до Алапаевска. Как и в 2004 году, начинаю осмотр узкоколейной железной с разобранного участка вблизи Алапаевского металлургического завода. Фотографирую разрушенный путепровод над городской улицей у завода. Через бывший вокзал прихожу на территорию депо.

Величайшая радость — после всех ужасов, пережитых в Реже, оказаться на свободной и доброжелательной узкоколейной железной дороге. Где никто не схватит и не арестует, где можно свободно ходить и фотографировать, где тебя знает и уважает руководство.

Самое главное отличие от поездки в 2004 году состояло в том, что теперь у меня был цифровой фотоаппарат. Количество и качество фотографий стало принципиально другим.

Осматриваю и фотодокументирую депо, диспетчерскую на станции Красная II . Дежурная показала мне жезловые аппараты. Они уже не используются, движение осуществляется по бумажным разрешениям.

Иду к начальной точке разобранной линии на Сусан (посёлок Нейво-Шайтанка). Её первые сотни метров используются при маневровой работе (доставка вагонов с лесом на нижний склад).

Теперь предстоит осмотреть противоположный конечный пункт Сусанской линии — бывшую станцию Сусан. Иду на другую окраину города, к автодороге на Нейво-Шайтанку. Доезжаю до Нейво-Шайтанки на вечернем автобусе. Ночую в зарослях на берегу реки Нейвы, недалеко от плотины.

На следующий день — осмотр территории бывшего Нейво-Шайтанского металлургического завода, где когда-то работали электровозы. К сожалению, ни от завода, ни от электрифицированной узкоколейной железной дороги почти ничего не осталось. Единственное, что здесь удалось найти из подвижного состава — цистерны, а также крытые вагоны, превращённые в сараи. Территория являет собой полное запустение.

Посёлок Нейво-Шайтанка выглядит тихим старым селом. Ничего городского здесь нет. Некоторые местные жители выступают за переименование посёлка в Нейво-Сусанский: «шайтан» на арабском языке означает «дьявол».

По основной версии, названию «Нейво-Сусанский завод» более трёхсот лет, а название «Нейво-Шайтанский завод» появилось лишь 180 лет назад. Якобы, это связано с тем, что условия труда были крайне тяжёлыми — настолько, что завод прозвали «шайтанским» (чертовским). Между тем, известно, что топонимы «Шайтан», «Шайтанка» на Урале довольно распространены. Они встречаются под Нижним Тагилом, в районе посёлка Махнёво и в других местах.

В посёлке сохранился небольшой краеведческий музей. Благодаря помощи сотрудников краеведческого музея посёлка Нейво-Шайтанка копирую исторические материалы, в том числе ценнейшую фотографию, на которой был запечатлён электровоз.

Как мне сообщили, Нейво-Шайтанский металлургический завод был закрыт ориентировочно в 1991 году. Одновременно перестала работать и узкоколейная железная дорога. В последние годы работы на ней было только грузовое движение.

Когда существовало пассажирское движение, от Алапаевска до станции Сусан (посёлок Нейво-Шайтанка) курсировала автотриса АМ1. Иногда к ней прицепляли один пассажирский вагон — пассажиров было много, в автомотрисе не всем хватало места. Между тем, в Нейво-Шайтанке раньше был ещё и аэропорт с пассажирскими рейсами.

По свидетельству известного исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А.В. Колесова, побывавшего в Нейво-Шайтанке летом 1991 года, на тот момент по маршруту по маршруту Алапаевск — Сусан курсировал пассажирский поезд. Он состоял из тепловоза ТУ7 и двух пассажирских вагонов. Возможно, движение было восстановлено после некоторого перерыва в связи с бензиновым кризисом (из-за нехватки бензина в то время были сокращены многие автобусные маршруты).

...

Иду на выезд из Нейво-Шайтанки, возвращаюсь автобусом в Алапаевск. Несколько часов я провёл в музее Алапаевской узкоколейной железной дороги, копируя фотоаппаратом исторические фотографии. Были записаны различные исторические сведения.

На Алапаевском металлургическом заводе до 1971 года действовала небольшая внутренняя узкоколейная железная дорога — возможно, электрифицированная. Скорее всего, она была связана с АУЖД. Ликвидирована в связи с закрытием мартеновского цеха. Но пути АУЖД заходили на территорию завода вплоть до 1990-х годов.

Участок Ясашная — Полудёнка окончательно разобрали в 2005 году. За него было получено 6 миллионов рублей, хотя по документам — 500 000. Разницу некие высокопоставленные лица «пропили».

На данный момент лес возят хлыстами и сортиментами из Калача (в минимальном количестве). Регулярно перевозят лес сортиментами из «Фанкома» (станция Угольная) на Красную II. Это — межзаводские перевозки.

Станция Октябрь всё ещё указана в таблице цен на билеты. Хотя посёлка Октябрь давно уже нет.

Официально установленное время перегонного хода для грузовых поездов на перегоне Ельничная — Строкинка — 25 минут, 25 км/час, На перегоне Санкино — Калач — 180 минут, 20 км/час. Для грузовых поездов с весом на 50 процентов ниже нормы перегонное время хода аналогично перегонному времени хода, установленному для пассажирских поездов.

...

Поблагодарив работников музея и управления АУЖД, я направился на вокзал широкой колеи. Вечерним электропоездом Алапаевск — Нижний Тагил доезжаю до станции Ясашная. Как и следовало ожидать, узкоколейная железная дорога здесь уже была полностью разобрана. Фотографирую кабины тепловозов и путепровод над железной дорогой широкой колеи.

Ночёвка в заброшенном доме в северной части Ясашной. Ранним утром — электропоездом Алапаевск — Нижний Тагил до станции Моховой. Затем — пригородным поездом Моховой — Перегрузочная, осмотр узкоколейной железной дороги Басьяновского торфопредприятия, возвращение тем же пригородным поездом на станцию Моховой, электропоездом до Нижнего Тагила.

Последней осмотренной в этой поездке узкоколейной железной дорогой являлась узкоколейная железная дорога Чирок — Бородинка, расположенная в окрестностях города Красноуральска. Когда-то эта узкоколейная железная дорога была крупной, ныне сохранилась только на коротком участке, используется только для движения мотодрезин.

Возращение в Москву происходило с использованием пригородных поездов. Ночёвки: Нижний Тагил, Гороблагодатская, Лянгасово, Владимир.







21.01.2012 © С. Болашенко


«Алапаевская узкоколейная железная дорога»