Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ПОЕЗДКА АВТОРА (2005 ГОД)








Попадание из Москвы в Свердловскую область — на пригородных поездах. Владимир, Гороховец, где производится ночёвка в стандартном месте — к западу от станции. Пересадка на электропоезд Горький — Сергач, затем Канаш, электропоездом Канаш — Казань до станции Зелёный Дол. Здесь ночую в замаскированной точке. Утром по предварительной договорённости встречаюсь с местным любителем железных дорог С. Владимировым (http://rmost.narod.ru/), желавшим приобрести книги.

Произвожу детальный осмотр Зеленодольского шпалопропиточного завода и его узкоколейной железной дороги. Как оказалось, вовремя: вскоре завод навсегда остановился!

Из Зелёного Дола — в Казань. Осмотр нового Казанского метрополитена, пешком от станции метро «Аметьево» до станции Ометьево (платформа у метро тогда ещё не была открыта). Электропоезд до Вятских Полян, ночёвка в замаскированном месте у станции Вятские Поляны.

Электропоезд до Агрыза, электропоезд Ижевск — Агрыз — Красноуфимск. Ночёвка в Красноуфимске, на довольно значительном удалении от вокзала. Утром — пригородным поездом (электровоз с пассажирскими вагонами) до Дружинино, электропоездом до Екатеринбурга. Пригородным поездом до станции Стриганово. Осмотр заброшенного Режского химического завода. Ночёвка в замаскированном месте между заброшенным химическим заводом и городом Реж.

На следующий день произошёл тяжёлый инцидент. Всё началось с задержания злобными охранниками Режского никелевого завода, на котором есть действующая узкоколейная железная дорога. Они сочли, что я нарушил границы охраняемой территории (которая не была отмечена забором, а значит, никакие санкции за «нарушение», согласно закону, не могут быть применены). Но «обезьянам в форме» законы не писаны. Сначала я весь день провёл под конвоем различных чинов охраны (на полуживом заводе количество этих бездельников оказалось «зашкаливающим»), затем был передан милиции, побеседовал с сотрудниками ФСБ. В общей сложности, были потеряны сутки. Удалось сохранить две фотографии. В тот момент, когда охранники «катали» на своей машине по территории завода, я видел действующую узкоколейную железную дорогу и ржавые тепловозы — но сфотографировать их было невозможно.

4 октября 2005 года. Получив свободу, я бегу на вокзал, расположенный на окраине Режа. Поездов до Алапаевска в ближайшее время не ожидалось. Пришлось выходить на автодорогу. Вскоре подвезли до Алапаевска. Как и в 2004 году, начинаю осмотр узкоколейной железной с разобранного участка вблизи Алапаевского металлургического завода. Фотографирую разрушенный путепровод над городской улицей у завода. Через бывший вокзал прихожу на территорию депо.

Величайшая радость — после всех ужасов, пережитых в Реже, оказаться на свободной и доброжелательной узкоколейной железной дороге. Где никто не схватит и не арестует, где можно свободно ходить и фотографировать, где тебя знает и уважает руководство.

Самое главное отличие от поездки в 2004 году состояло в том, что теперь у меня был цифровой фотоаппарат. Количество и качество фотографий стало принципиально другим.

Осматриваю и фотодокументирую депо, диспетчерскую на станции Красная II . Дежурная показала мне жезловые аппараты. Они уже не используются, движение осуществляется по бумажным разрешениям.

Иду к начальной точке разобранной линии на Сусан (посёлок Нейво-Шайтанка). Её первые сотни метров используются при маневровой работе (доставка вагонов с лесом на нижний склад).

Теперь предстоит осмотреть противоположный конечный пункт Сусанской линии — бывшую станцию Сусан. Иду на другую окраину города, к автодороге на Нейво-Шайтанку. Доезжаю до Нейво-Шайтанки на вечернем автобусе. Ночую в зарослях на берегу реки Нейвы, недалеко от плотины.

На следующий день — осмотр территории бывшего Нейво-Шайтанского металлургического завода, где когда-то работали электровозы. К сожалению, ни от завода, ни от электрифицированной узкоколейной железной дороги почти ничего не осталось. Единственное, что здесь удалось найти из подвижного состава — цистерны, а также крытые вагоны, превращённые в сараи. Территория являет собой полное запустение.

Посёлок Нейво-Шайтанка выглядит тихим старым селом. Ничего городского здесь нет. Некоторые местные жители выступают за переименование посёлка в Нейво-Сусанский: «шайтан» на арабском языке означает «дьявол».

По основной версии, названию «Нейво-Сусанский завод» более трёхсот лет, а название «Нейво-Шайтанский завод» появилось лишь 180 лет назад. Якобы, это связано с тем, что условия труда были крайне тяжёлыми — настолько, что завод прозвали «шайтанским» (чертовским). Между тем, известно, что топонимы «Шайтан», «Шайтанка» на Урале довольно распространены. Они встречаются под Нижним Тагилом, в районе посёлка Махнёво и в других местах.

В посёлке сохранился небольшой краеведческий музей. Благодаря помощи сотрудников краеведческого музея посёлка Нейво-Шайтанка копирую исторические материалы, в том числе ценнейшую фотографию, на которой был запечатлён электровоз.

Как мне сообщили, Нейво-Шайтанский металлургический завод был закрыт ориентировочно в 1991 году. Одновременно перестала работать и узкоколейная железная дорога. В последние годы работы на ней было только грузовое движение.

Когда существовало пассажирское движение, от Алапаевска до станции Сусан (посёлок Нейво-Шайтанка) курсировала автотриса АМ1. Иногда к ней прицепляли один пассажирский вагон — пассажиров было много, в автомотрисе не всем хватало места. Между тем, в Нейво-Шайтанке раньше был ещё и аэропорт с пассажирскими рейсами.

По свидетельству известного исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А.В. Колесова, побывавшего в Нейво-Шайтанке летом 1991 года, на тот момент по маршруту по маршруту Алапаевск — Сусан курсировал пассажирский поезд. Он состоял из тепловоза ТУ7 и двух пассажирских вагонов. Возможно, движение было восстановлено после некоторого перерыва в связи с бензиновым кризисом (из-за нехватки бензина в то время были сокращены многие автобусные маршруты).

...

Иду на выезд из Нейво-Шайтанки, возвращаюсь автобусом в Алапаевск. Несколько часов я провёл в музее Алапаевской узкоколейной железной дороги, копируя фотоаппаратом исторические фотографии. Были записаны различные исторические сведения.

На Алапаевском металлургическом заводе до 1971 года действовала небольшая внутренняя узкоколейная железная дорога — возможно, электрифицированная. Скорее всего, она была связана с АУЖД. Ликвидирована в связи с закрытием мартеновского цеха. Но пути АУЖД заходили на территорию завода вплоть до 1990-х годов.

Участок Ясашная — Полудёнка окончательно разобрали в 2005 году. За него было получено 6 миллионов рублей, хотя по документам — 500 000. Разницу некие высокопоставленные лица «пропили».

На данный момент лес возят хлыстами и сортиментами из Калача (в минимальном количестве). Регулярно перевозят лес сортиментами из «Фанкома» (станция Угольная) на Красную II. Это — межзаводские перевозки.

Станция Октябрь всё ещё указана в таблице цен на билеты. Хотя посёлка Октябрь давно уже нет.

Официально установленное время перегонного хода для грузовых поездов на перегоне Ельничная — Строкинка — 25 минут, 25 км/час, На перегоне Санкино — Калач — 180 минут, 20 км/час. Для грузовых поездов с весом на 50 процентов ниже нормы перегонное время хода аналогично перегонному времени хода, установленному для пассажирских поездов.

...

Поблагодарив работников музея и управления АУЖД, я направился на вокзал широкой колеи. Вечерним электропоездом Алапаевск — Нижний Тагил доезжаю до станции Ясашная. Как и следовало ожидать, узкоколейная железная дорога здесь уже была полностью разобрана. Фотографирую кабины тепловозов и путепровод над железной дорогой широкой колеи.

Ночёвка в заброшенном доме в северной части Ясашной. Ранним утром — электропоездом Алапаевск — Нижний Тагил до станции Моховой. Затем — пригородным поездом Моховой — Перегрузочная, осмотр узкоколейной железной дороги Басьяновского торфопредприятия, возвращение тем же пригородным поездом на станцию Моховой, электропоездом до Нижнего Тагила.

Последней осмотренной в этой поездке узкоколейной железной дорогой являлась узкоколейная железная дорога Чирок — Бородинка, расположенная в окрестностях города Красноуральска. Когда-то эта узкоколейная железная дорога была крупной, ныне сохранилась только на коротком участке, используется только для движения мотодрезин.

Возращение в Москву происходило с использованием пригородных поездов. Ночёвки: Нижний Тагил, Гороблагодатская, Лянгасово, Владимир.







21.01.2012 © С. Болашенко


«Алапаевская узкоколейная железная дорога»