Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ОХА — МОСКАЛЬВО









Железнодорожная линия Охá — Москальвó являлась одной из немногих в России железнодорожных линий широкой колеи, не связанных с основной железнодорожной сетью.



история

В 1920-х годах на Северном Сахалине была начата добыча нефти в промышленных масштабах. Центром нефтепромыслов стал посёлок Оха. Доставка грузов производилась через рейдовые портпункты восточного побережья Сахалина — длинным, неудобным и небезопасным морским путём. Это сдерживало развитие нефтепромыслов.

Встал вопрос о строительстве железной дороги, соединяющей Оху с западным побережьем Сахалина. Первоначально планировалось продлить до западного побережья узкоколейную железную дорогу, действовавшую в окрестностях Охи. Но затем «сверху» поступило другое распоряжение: строить от Охи до нового порта Москальвó на западном побережье железную дорогу широкой колеи (1524 мм).

Согласно далеко идущим планам руководства страны, весь северный Сахалин должен был покрыться сетью ширококолейных магистралей, которые через тоннель под проливом Невельского в перспективе соединились бы с основной железнодорожной сетью страны.

Подготовительные работы по трассе железнодорожной линии Оха — Москальво начались в 1929 году, полномасштабные строительные работы — в августе 1930 года. Около трёх тысяч человек работали в крайне тяжёлых условиях, выполняя задание партии — построить железную дорогу (протяжённость 34,5 километра, значительная часть — по болотам) за три месяца.

Несмотря на гибель большого числа людей от тяжкого труда и болезней, сделать это не удалось. Постоянное сквозное движение было открыто в 1932 году, официально железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию в 1934 году.

С момента появления железной дороги широкой колеи и порта Москальво многое изменилось. Все грузы, поступающие с материка, стали перевозиться по широкой колее. Узкоколейная железная дорога на протяжении последующих 20 лет (до строительства линии Оха — Катангли) являлась технологическим транспортом, обеспечивающим подвоз грузов на многочисленные «участки» (нефтепромыслы).

В 1946–1950 годах железнодорожная линия Оха — Москальво принадлежала МПС СССР, и входила в состав Южно-Сахалинской железной дороги. Но этот эксперимент оказался неудачным, и железная дорога вернулась в подчинение треста «Сахалиннефть» (позднее компания «Сахалинморнефтегаз»).

Железнодорожная линия широкой колеи Оха — Москальво являлась основным выходом Северного Сахалина во «внешний мир» вплоть до 1979 года. Практически все грузы завозились в Охинский и Ногликский районы через порт Москальво. В другие районы Сахалинской области, и в областной центр, город Южно-Сахалинск, можно было попасть только воздушным путём через аэропорты в Охе и Ногликах.

В 1960-х годах железнодорожная линия была реконструирована. Паровозы были заменены тепловозами (поступали тепловозы ТГМ3, ТГМ4А, позднее — ТГМ40, и другие). В 1967 году на станции Москальво было открыто новое локомотивное депо.

Тем не менее, уже тогда являлось очевидным, что решение о создании изолированной железнодорожной линии широкой колеи было ошибочным. Недостроенный тоннель Сахалин — материк был заброшен после смерти И.В. Сталина в 1953 году, новые железные дороги на южном и центральном Сахалине строились с «японской» колеёй 1067 мм. Линия Оха — Москальво осталась полностью изолированной. Такое положение привело к трудностям её в эксплуатации.

Начиная с 1950-х годов, регулярно рассматривались планы реконструкции железнодорожной линии Оха — Москальво на узкую колею. Они не были осуществлены отчасти по политическим причинам: переход от широкой колеи к узкой, на взгляд партийного руководства, являлся бы «движением назад».

По состоянию на 1970-е годы, железнодорожная линия активно действовала. Со слов бывших железнодорожников, иногда по ней пропускалось более 10 пар поездов за одни сутки. Действовала промежуточная станция Лагури (там производилось скрещение встречных поездов, имелись подъездные пути к предприятиям). В Охе часть грузов перегружалась на узкую колею. В межнавигационный период движение было минимальным.

Несмотря на то, что локомотивное депо находилось на станции Москальво, главной станцией железной дороги считалась станция Оха. Отсчёт расстояния на километровых знаках вёлся от Охи. Наиболее удалённым пунктом являлась станция Скобликово на территории порта Москальво.

В 1979 году было прекращено пассажирское движение. Взамен был открыт автобусный маршрут Оха — Москальво. Некоторые пассажирские вагоны были превращены в служебные помещения.

С начала 1990-х годов железнодорожная линия широкой колеи Оха — Москальво оказалась практически невостребованной. Содержание дороги для редких и нерегулярных грузовых перевозок на короткое расстояние приносило значительные убытки.

Наиболее обременительной для «Сахалинморнефтегаза» была необходимость эксплуатировать железные дороги с различной шириной колеи и несовместимым подвижным составом. Реконструкция дороги на колею 750 мм, возможно, позволила бы сократить эксплуатационные расходы, и технически не представляла особой сложности. Но компания–владелец дороги на это не решилась.

По состоянию на лето 1998 года, железнодорожную линию Оха — Москальво можно было определить как недействующую. Путь выглядел ржавым, но раз в неделю или реже по линии ездили путейцы, чтобы предотвратить воровство рельсов. В навигацию предыдущего года между городом и портом периодически ещё перевозились грузы.

В 1999 (?) году железнодорожная линия была полностью разобрана. Рельсы были проданы в качестве металлолома. В «узкоколейном» варианте был сохранён небольшой участок от Охи до 5 километра, где находится материальный склад УПТОКа. На этом участке задолго до отказа от широкой колеи был проложен «трёхниточный» путь (1524 мм/750 мм). При ликвидации железной дороги Оха — Москальво на нём была снята лишь левая (со стороны Охи) рельсовая нить. Движение по колее 750 мм от Охи до 5 километра было сохранено.







По состоянию на 2006 год, сохранилось здание локомотивного депо Москальво (оно заброшено, и медленно разрушается), несколько разгромленных тепловозов вблизи депо (подлежат разделке на металлолом), отдельные короткие фрагменты путей на станции Оха, вагон-платформа, крытые вагоны (используются в качестве хозяйственных помещений), пассажирский вагон на территории Охинского хлебозавода.










_______________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________





Мемориальная доска, находившаяся на здании локомотивного депо Москальво.
08.06.2006



Мемориальную доску удалось найти в одном из служебных помещений на станции Оха узкоколейной железной дороги Оха — Ноглики благодаря активной помощи мостового мастера Виктора Николаевича Манило.

Скорее всего, информация о дате ввода в строй железнодорожной линии и о её протяжённости является ошибочной. Кроме того, железнодорожная линия Оха — Москальво не являлась первой железной дорогой на Северном Сахалине.















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    










06.01.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу