Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОХА — НОГЛИКИ

ПОЕЗДКА В 1998 ГОДУ











12 августа 1998 года, посёлок Ноглики. Станция узкоколейной железной дороги находится примерно в одном километре севернее вокзала МПС (станция Ноглики, являющаяся конечным пунктом Сахалинской железной дороги). Долго искать «узкую» станцию не пришлось. Здесь имеется шесть путей и деревянное здание ДСП, которые по традиции называют вокзалом (хотя пассажирских перевозок уже нет).

Состав на Оху отправится лишь завтра. В течение оставшегося светлого времени осматриваю станцию и посёлок. Подвижной состав здесь – в основном такой же, как и на остальных наших «узкоколейках», местность равнинная. Глядя на всё это, невозможно было бы догадаться, что находишься на Сахалине, а не в родной Московской области.

Нóглики (название нивхского происхождения, означает «пахнущая река») — официально посёлок городского типа. Но его вполне можно было бы назвать городом. Он приятно отличается от большинства населённых пунктов Сахалина наличием асфальта на многих улицах и не очень запущенным видом. Имеется автобусный маршрут, на улицах много автомобилей.

Утром формирование состава на Оху было закончено. Он состоял из шести платформ с металлическими трубами и арматурой, нескольких крытых вагонов, и одного самого обычного пассажирского вагона ПВ-40 с надписью «СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ».

Оказалось, что в вагоне едут охранники, которые должны противодействовать расхищению груза. Их было двое, они охотно согласились взять меня в качестве попутчика. Но я решил ехать в тепловозе. Машинист после некоторых уговоров разрешил мне находиться в кабине. Жаль, что тепловоз поедет капотом вперёд — линия будет видна хуже, чем в том случае, когда кабина находится впереди.

В 12:25 по местному времени поезд отправляется. На выезде из Ноглик — большой металлический мост через Тымь, крупнейшую реку Сахалина. Справа от узкоколейной железной дороги по нему проходит и автодорога. Мост построен относительно недавно в расчёте на грядущую реконструкцию линии на «широкую» колею (1067 мм), и на нём уже лежит третий рельс.

Проходит около часа неспешной езды. Приближаемся к мосту над рекой Малая Вени. Под ним валяются свалившиеся несколько лет назад в реку вагоны. На поднимающейся из воды крыше одного из них стоит рыболов с удочкой. Рядом — одиноко стоящая изба.

Машинист пояснил:

- Здесь гиляк один живет. А про деньги гиляки давно забыли, живут только на рыбе да картошке, хотя растёт она не очень хорошо.

Гиляками, как сто лет назад во времена поездки на Сахалин А.П. Чехова, здесь именуют крайне немногочисленных представителей местных народностей — нивхов и ороков, которых ещё можно встретить в северных районах Сахалина. От них нам достались непривычные названия местных рек и заливов, а заодно и станций узкоколейной железной дороги.

Чуть дальше можно видеть ещё несколько домов – посёлок разъезда Вени (согласно некоторым топографическим картам, это «разъезд № 39», но правильное название, присутствующее в графиках исполненного движения – именно разъезд Вени).

На затерянной среди низкорослого северного леса станции Горячие Ключи можно видеть множество палаток и автомобилей. Жители Ноглик и соседних посёлков приезжают сюда отдыхать на термальные источники: купаться в них весьма приятно, тем более, что где-либо ещё на Сахалине это бывает не очень удобно из-за низкой температуры воды и воздуха.

Отчётливо чувствуется запах дыма. Чем дальше на север — тем выше степень задымления. Повсюду лесные пожары. В районе станции Вал въезжаем в сплошную «дымовую завесу». По словам машиниста, можно готовиться к худшему: здесь поездка закончится, так как впереди шпалы уничтожены огнём. Но опасный участок всё же удалось благополучно миновать.

К вечеру «сверхскоростной» поезд прибыл в Пильтун — главную станцию между Ногликами и Охой, где всегда скрещиваются встречные составы (отправление поездов из Ноглик и Охи – обычно один раз в сутки, примерно в одно и то же время).

Депо Пильтун когда-то работало в режиме оборотного. Прибывшие из Ноглик и Охи тепловозы могли оставаться в нём на некоторое время. Сейчас депо обслуживает только тепловозы местных путейцев. Поездные тепловозы, приходя вечером из Охи и из Ноглик в Пильтун, в ту же ночь отправляются с составами в обратную сторону.

Отцепляем тепловоз. Вскоре подходит другой, охинский (такой же ТУ7 красного цвета). Его бригада оказалась недружелюбной. Но это не страшно, благо есть вагон охранников.

Обстановка в нём оказалась комфортнее, чем на локомотиве: газовая плитка, запас воды, печь. Не было только электричества — в качестве осветителей использовались свечи. Охранная функция обитателей вагона была чисто условной, поскольку ночью они спали, да и днём происходящим в составе интересовались мало.

Интересно, что наличием спецвагона и охраны, узкоколейная железная дорога Оха — Ноглики подобна железным дорогам Индии или, к примеру, Судана (и ещё многих других стран, но только не России). Там вагоны с охраной тоже всегда прицепляют к каждому грузовому поезду.

Когда рассвело, поезд уже подходил к самому северному городу Сахалина, из окон виднелся залив Уркт.

- Ну, прям со скоростью света едем! — удивляются охранники. Бывает, почти сутки выходит, а в этот раз то — за 19 часов пролетели! Охá... Самая северо-восточная точка железных дорог России, самый отдалённый город Сахалина — вот он!

Этот город — «столица сахалинских нефтяников», организационный центр нефтедобычи. Несмотря на это, сейчас его не назовёшь благополучным. Город выглядит несколько мрачно — кругом обилие заколоченных, разрушающихся «домов-призраков». После страшного землетрясения в 1995 году, уничтожившего соседний посёлок Нефтегорск, многие отсюда уехали, а всё строительство, которое тогда велось, было прекращено. Поэтому много и недостроенных сооружений.

В Охе находится управление узкоколейной железной дороги и её главное депо. Главной достопримечательностью, осмотренной в первую очередь, для меня стал паровоз-памятник ПТ4-524, а также красивый и весьма оригинальный по своей архитектуре деревянный вокзал «сталинской» постройки (на бывшей станции Дамир). Увы, но сейчас он заброшен, и судя по всему, доживает последние дни.

Железная дорога «материковой» колеи Оха — Москальво не действует, но пока не разбирается. Будущее этой дороги неясно. По мнению многих, её будут перешивать на узкую колею (как вариант — постройка третьего рельса), чтобы задействовать на линии узкоколейный подвижной состав, унифицировав тем самым железнодорожное хозяйство компании «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».

Возвращаюсь в Ноглики на попутных автомашинах, чтобы сэкономить время. Всё же, они доезжают туда за 4-5 часов, а не за сутки — хотя дорога прескверная.

В Ногликах — последние мгновения встречи с узкоколейной железной дорогой. Иду на станцию МПС и уезжаю на юг Сахалина. Затем, потратив около 4 суток на ожидание грузового судна в порту Корсаков, отправляюсь в Приморский край.











11.2002 © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Оха — Ноглики»