УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЫ «ТЕЛЬНОВСКАЯ»









Посёлок Тельнóвский (неофициальное название – Тельнóвск) находился в Углегорском районе Сахалинской области, на берегах небольшой реки Тельновка, вблизи её впадения в Татарский пролив. Посёлок был назван в честь участника боёв за освобождение Южного Сахалина Ивана Никитича Тельнова (1914-1945). В годы японской оккупации Южного Сахалина назывался Китакадзава.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1930-х годах. Основное назначение узкоколейной железной дороги – доставка угля от шахты до порта.

Как было принято в Японии, железная дорога строилась капитально, «на века». На пространстве мёртвого посёлка до сих пор впечатляет своим размахом высокая насыпь и путепровод над разбитой грунтовой автодорогой, интенсивность движения по которой в настоящее время – примерно один автомобиль в час.





В послевоенные годы шахта «Тельновская» считалась перспективной. Тельновск был одним из самых крупных шахтёрских посёлков Сахалина, здесь проживало около 4 тысяч человек.

На наземном участке узкоколейной железной дороги первоначально работали паровозы. Позднее появились тепловозы ТУ5 (по меньшей мере один), ТУ4. Позднее, скорее всего, сюда поставлялись тепловозы ТУ7 (ТУ7А).

Шахта «Тельновская» была закрыта одной из первых на Сахалине – в 1992 году (либо 1993 году). По сравнению с жителями других посёлков при неперспективных шахтах, которые закрывались позднее, тельновским шахтёрам повезло: почти всем были предоставлены квартиры в областном центре или на материке.

Узкоколейная железная дорога была разобрана одновременно с ликвидацией шахты.

По состоянию на июнь 2006 года, посёлок Тельновский фактически исчез. По сравнению с временами, когда шахта работала, население сократилось по меньшей мере на 95 процентов.

Посёлок представляет собой безлесное пространство, зарастающее травой и кустарниками. Иногда среди него можно встретить «недожжённые» дома и развалины редких каменных и бетонных строений. В центре посёлка сохранилось здание бывшего управления шахты. Есть минимальное число обитаемых деревянных домов, жителям которых давно обещано отселение…

От узкоколейной железной дороги осталась насыпь и путепровод над автодорогой. Локомотивное депо разрушено.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.














06.07.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Сахалинской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика