ТВЕРСКОЙ ТРАМВАЙ







Тверской трамвай (Тверская городская железная дорога) - одна из старейших и когда-то лучших систем городской железной дороги в России, до 2010-х годов - главный транспорт большого города.

Тверь (с 20 ноября 1931 года по 17 июля 1990 года - Калинин). Центр Тверской области и Калининского района. Город находится в 167 километрах от Москвы (расстояние по железной дороге от Ленинградского вокзала до станции Тверь). Ближайший к Москве из областных центров по расстоянию, хотя отличие от других близких областных центров незначительное. По времени в пути - ближайший с большим отрывом: ровно час на скоростном поезде и час сорок минут на комфортном пригородном поезде.

Население 430 тысяч жителей, что сравнимо с такими европейскими столицами, как Таллин или Братислава, и больше городов Брешия, Ренн или Лозанна, где есть метрополитен. Численность населения стабильна благодаря притоку населения из остальной Тверской области, которая вымирает.

Трамвайное движение в городе Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). Согласно публикации из журнала «Пантограф» (автор — В. Филиппов), в первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 км, во вторую очередь — линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяжённостью 2,8 км.

По информации от А. Оландера, владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.

«Конки» в Твери не было.

Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.

После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.

По информации от В. Филиппова, в мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Старые узкоколейные вагоны в количестве 7 единиц были переданы в Краснодар. Ещё 13 вагонов, работавших с 1901 года, в течение некоторого времени оставались в городе. Затем некоторые вагоны были переданы в Винницу и Симферополь.

7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.

1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.

По информации от В. Филиппова, в 1932 году была открыта однопутная линия грузового трамвая от Волжского моста через Старотверецкий мост в Затверечье, к складу Савватьевского торфопредприятия вблизи Пожарной площади. Склад вблизи Пожарной площади был соединён узкоколейной железной дорогой с торфомассивом, расположенным за чертой города. Торф вывозился на торфосклад по узкоколейной железной дороге, из торфосклада доставлялся грузовыми трамваями на городскую электростанцию. Производились перевозки и других грузов по различным маршрутам.

В октябре 1941 года к Калинину подошли немецко-фашистские войска. Трамвайное движение прекратилось, вагоны использовались как баррикады. 17 октября после упорных боёв город был захвачен немцами. Однако дальше на восток им продвинуться не удалось - линия фронта проходила по восточным окраинам.

16 декабря 1941 года Калинин был освобождён, став первым отбитым у оккупантов крупным городом. Трамвайная сеть на тот момент была почти полностью разрушена.

Восстановление начали с грузовых перевозок. Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.

Схема трамвайной сети, по состоянию на 1944 год (показаны пассажирские и грузовые линии)

В «Википедии» датой восстановления пассажирских перевозок значится 1945 год, но это явная ошибка. Ближе к реальности - 1942 год. http://www.tcdni.ru/pier/exhb5 - фотографии военного времени.

В 1976 году было открыто трамвайное депо №2, построенное в заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.

В 1981 году отмечено необычное ЧП - столкновение трамвайного вагона с маневровым тепловозом на проспекте Калинина. Виновным оказался машинист тепловоза.

Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением грузовых путей военного времени и небольшого участка на улице Урицкого (ныне Трёхсвятская) в конце 1970-х годов. Однако в качестве замены линии по улице Урицкого была открыта линия по параллельной ей новой улице — Тверскому проспекту.

От переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть выиграла, а не потеряла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север — юг (Речной вокзал — площадь Капошвара).

Калининский трамвай в 1970-1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).

Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году — был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» («Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.

После 1991 года, несмотря на произошедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№18, «ДСК» — «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет. 18-й номер маршрута был наивысшим в истории Твери.

С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Варварскими постановлениями местных властей под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.

Движение по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть, до пересечения с Тверским проспектом) прекратилось 26 мая 1997 года.

С 3 мая 1999 года прекратилось движение по улицам Советская (восточная часть) и Вагжанова. Это означало закрытие большинства трамвайных линий в центре города. Очень печально, что с тех пор не увидеть трамвайный вагон в самых красивых местах города - у Путевого дворца, на Советской и Восьмиугольной площадях, у «небоскрёба» с прозвищем «Рюмка».

Эти линии пролегали вблизи зданий, в которых размещаются областные и городские органы власти. Видимо, ходившие под окнами вагоны помешали «правителям», пользующимся не городским транспортом, а персональными лимузинами.

В 2004 году было «временно» прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина — аварийное состояние Восточного моста через Волгу. Однако автомобильное движение по Восточному мосту прекращено не было.

По состоянию на 2008 год, Тверской трамвай уже не является главным транспортом в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадёжно — привычным явлением являются трамвайные «заторы» из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта.

Существует угроза закрытия трамвайного депо №1 с целью освобождения его территории под строительство торгового комплекса. Несмотря на то, что здание депо - это памятник промышленной архитектуры 1930-х годов!

Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это осуществится, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой когда-то трамвайной сети.

Примерно 10 апреля 2009 года было прекращено движение на участке между станциями «Республиканская» и «Мигалово». Во множестве справочников дата прекращения движения на Мигалово - 20 апреля, но это неверно. Я выполнил фотодокументацию 15 апреля. Движения уже не было.

С 12 октября 2009 года было прекращено движение на линиях от площади Гагарина до станции «Искож» и от «Бульвара Цанова» до станции «Южный». Этот участок - важный, так как ведёт в многоэтажный район. Самое дикое - тот факт, что он был самым новым в городе, он открыт в 1990 году!





Билет для проезда в трамвае. Продан в июле 2011 года.

Летом 2011 года был произведён демонтаж недействующей трамвайной линии от станции «Республиканская» до станции «Мигалово». В декабре 2011 года было окончательно закрыто трамвайное депо №1. Началась его варварская ликвидация.

При этом, как ни странно, по состоянию на 2020 год, территория депо №1 до сих пор не застроена и не используется. Она представляет собой обширную «мёртвую зону». Ценное здание депо, которое нормальные власти обязательно бы сохранили, разрушается под дождями и ветрами.

По состоянию на 2012 год, действующими были линия «Автовокзал» — «ДСК» с ответвлениями на «Кольцевую» и «Константиновку», линия «Бульвар Цанова» — «Республиканская» через площадь Капошвара.

В Твери было уникальное место на «Константиновской» линии (крайний северо-восток сети). Вплотную друг к другу находились линия городской железной дороги (трамвая), железнодорожная линия Доронинская - Силикатный http://infojd.ru/20/dorksm.html и «Малая Магистраль Твери» http://infojd.ru/20/ksmujd_index.html . Ныне разобраны все три.

В конце июля 2014 года, вопреки публичному обещанию губернатора Тверской области Шевелёва, прекратилось движение на линии Речной Вокзал - Константиновка. Точнее: с 17 июля движение остановлено на участке КСМ-2 - Константиновка, то есть на «деревенском» участке, с 31 июля на - участке Речной вокзал - КСМ-2, то есть на всей остальной линии.

17 августа 2015 года впервые с 1942 года трамвайное движение в городе прекратилось полностью. Были остановлены последние три маршрута: «Автовокзал» - «ДСК», «Автовокзал» - «Кольцевая» и «Республиканская» - «Бульвар Цанова».

Остановка движения объяснялась ремонтом путей. Он был проведён, но не в том объёме, как следовало бы. На большей части линий ограничились «латанием» давно устаревших элементов верхнего строения пути. Радикальных изменений не произошло.

28 октября 2015 года возобновилось движение по маршруту № 5 «Автовокзал» - «ДСК», 26 декабря 2015 года — по маршруту № 14 в сокращённом виде от «Бульвара Цанова» до «Пролетарки». Маршрут №11 восстановлен не был. Но по его линии на улице Благоева иногда следовали вагоны в депо и из депо, в которых можно было проехать.

Трамвайная система в октябре 2015 года запускалась в обновлённом виде. Это преподносилось как радикальное изменение, возрождение. Главное новшество - начали работать 8 новых вагонов 71-911 «City Star». Они были построены здесь же, на главном предприятии Твери - Тверском вагоностроительном заводе. По всем параметрам сильно отличаются от старых вагонов. Каждый стоит немало десятков миллионов рублей.

Но была допущена огромная ошибка. Современные дорогостоящие вагоны нельзя выпускать на некачественные пути. Там они быстро выйдут из строя. Реконструкцию системы нужно было выполнить полностью - заменить путь. Этого сделано не было. В результате скорость осталась низкой, эксплуатация новых вагонов стала проблематичной. Пришлось вернуться к старым вагонам. Настоящего возрождения системы не произошло.

21 марта 2016 года маршрут №14 был закрыт. Официальная причина - ремонт. С тех пор движение на нём не возобновлялось. Остался один маршрут - №5, плюс редкие вагоны в депо по улице Благоева.

В 2018 году скорость на большей части действующего маршрута была ограничена до 10 км/ч, то есть фактическая скорость приблизилась к пешеходной. Пассажиропоток предсказуемо снизился почти до нуля.

14 ноября 2018 года - последний день движения. Система была остановлена. По официальной версии, для ремонта.

По состоянию на 2020 год, примерно половина линий последнего маршрута Тверского трамвая демонтирована и закатана свежим асфальтом. На оставшейся части пути лежат, но на большинстве участков их единственно возможное применение - металлолом. Контактная сеть всюду снята.

Депо №2 физически цело и охраняется злыми охранниками. Там идёт вялотекущая порезка вагонов. Порежут, вероятно, всё, кроме новых вагонов 71-911 «City Star». Несмотря на то, что в депо есть недавно отремонтированные вагоны, которые могли бы работать ещё многие годы.

Но Тверь - не Архангельск, не Астрахань, не Иваново, не Рязань, не Дзержинск. Здесь трамвайное движение восстановят. Возможно, позднее заявленного 2023 года.

Почти всё, кроме депо, нужно строить с нуля. Исключение - немногие участки с новыми путями, таких не больше 20 процентов. Возможно, и депо тоже можно строить с нуля, оно обветшало и устарело.

На мой взгляд, нужно продлить линию в обе стороны - вместо конечной станции «Автовокзал», в которой нет смысла - путепровод над станцией Тверь Петербурго-Московской железной дороги, с остановкой прямо над центром станции и прямым сходом на платформы. Затем в микрорайон Южный. От «ДСК» - в многоэтажный район Юность.

Мост через Волгу нужно сделать трамвайно-пешеходным. Для автомобильного движения требуется новый мост.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПРОСПЕКТ ЧАЙКОВСКОГО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ», ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО, СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (В ОСНОВНОМ, УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА», УЧАСТОК «КОНСТАНТИНОВКА» — «КСМ-2»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (В ОСНОВНОМ СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ», СТАНЦИЯ «УЛИЦА ТУРГЕНЕВА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ «ЮЖНЫЙ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ ПО УЛИЦЕ ОРДЖОНИКИДЗЕ, «БУЛЬВАР ЦАНОВА» — «ПЛОЩАДЬ ГАГАРИНА»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ НА ИСКОЖ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ «ИСКОЖ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ДЕПО №1)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ОКРЕСТНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА, КСМ-2, РАБОТА СНЕГООЧИСТИТЕЛЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    












20.12.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика