Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАТУРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ШУЖД»









Узкоколейная железная дорога бывшего Шатурского транспортного управления с 2005 года получила известность в связи с деятельностью так называемой «группы восстановления ШУЖД». На этой странице приведена краткая история деятельности «группы восстановления ШУЖД». Одна из целей размещения этого материала — не допустить повторения подобных ситуаций в будущем.








В октябре 2005 года на популярном в то время веб-форуме, посвящённом узкоколейным железным дорогам (http://www.parovoz.com/phorum/) началось обсуждение «восстановления для пассажирского движения Шатурской узкоколейки».

В настоящее время форум http://www.parovoz.com/phorum/ недоступен. Сохранённые страницы: http://shujd.narod.ru/3.htm, http://shujd.narod.ru/2.htm.

Одновременно с открытием обсуждения на веб-форуме были открыты сайты http://shatura-ujd.boom.ru/ и http://shatura-ujd.narod.ru/. На них заявлялось следующее (орфографические ошибки сохранены):

______________________________________________________________

Наша инициативная группа собирается восстановить движение пассажирских поездов на Шатурской узкоколейной железной дороге (ШУЖД).

Мы собираемся опять пустить поезда на Соколью Гриву, Северную Гриву, Бакшеево от станции «Озерная» (ныне строещаяся на перегоне «Керва»-«Черное озеро») собираемся ввести Диспетчерскую централизацию, поездную радиосвязь, связь с диспетчером Кервы.

Станция «Озерная». Будет 2 приемо-отправочных пути, здание депо на 2 локомотива, легкий навес над пассажирской платформой и огороженная территория.

При первичных разговорах с администрациями поселков было достигнуто соглашение, более того Шатурский автобусный парк намерен отменить все автобусы в указанные поселки и также во все, что будут по пути следования поездов. Местные жители предпочитают передвигаться по Ужд нежели на автобусах.

Мы собираемся повысить скорость движения до 50-60 км/ч,восстановить несколько разъездов и станций. Кого интересует этот проект просим писать на почту : *******@mail.ru

На дороге будет обязательно паровоз (Рп-4 или Гр) также рассматривается вариант с автомотрисой АМ-1.

______________________________________________________________



Здравомыслящие читатели сразу же поняли, что это — глупая игра неких подростков, причём явно неадекватных. Но нашлись и такие, кто с добрыми намерениями пытался им помочь. Это объяснялось в первую очередь тем, что не все располагали временем и желанием для просмотра многочисленных обсуждений на веб-форумах (после прочтения которых становилась понятной истинная суть юных «восстановителей»), однако единожды видели странички с призывами «содействовать восстановлению» деньгами или работой. В пользу «ШУЖД» жертвовались денежные средства, некоторые любители железных дорог приезжали на станцию Керва («базовое депо ШУЖД») и пытались внести свой посильный вклад в ремонт пассажирского вагона.

С «группой восстановления ШУЖД» попытались наладить контакт взрослые и авторитетные исследователи узкоколейных железных дорог из числа создателей сайта http://pereyezd.ru. По их отзывам, «восстановители» были настолько возвышены своими должностями, которые они сами себе придумали, что отказались общаться практически сразу же, после первой лёгкой критики. Впечатление от разговора с «восстановителями» было однозначным: «это бред людей с больной головой, которым место в психиатрической больнице».

В течение 2006 года автором было получено примерное представление о «группе восстановления ШУЖД». Инициатор «восстановления» (термин крайне некорректный, так как узкоколейная железная дорога не прекращала работу) — житель московского района Южное Бутово, ранее не связанный с Шатурой, случайно узнавший о существовании узкоколейной железной дороги. На веб-форумах он подписывался как «НОД» (начальник отделения дороги), здесь он будет именоваться аналогично.

Как выяснилось позднее, «НОД» не являлся автором идеи восстановления пассажирского движения на узкоколейной железной дороге бывшего Шатурского транспортного управления. Альтернативный взгляд на историю ШУЖД от одного из авторов идеи приведён ниже, в отдельной заметке.

«НОД» скрывал свой реальный возраст (в публикации шатурских журналистов было сказано, что ему 23 года, на веб-форуме «ШУЖД» — 21, в обсуждениях на других форумах — 18). Узнав о существовании узкоколейной железной дороги, «НОД» проникся идеей восстановить на ней пассажирское движение, привлёк к этому делу нескольких своих знакомых, официально зарегистрировал (со своих собственных слов) ООО «ШУЖД».

Генеральный директор ОАО «Шатурторф», являющегося владельцем узкоколейной железной дороги, оказался очень доброжелательным и отзывчивым человеком. Он не смог отказать «восстановителям» в их просьбе предоставить в своё распоряжение пассажирский вагон, помещение для отдыха в локомотивном депо Керва, а также выдать разрешение на восстановление пассажирского движения. Разумеется, он не видел обсуждения на веб-форумах с многочисленными критическими отзывами и нездорово-подростковыми репликами самих «восстановителей». А при общении с ним юные любители железных дорог старались производить впечатление относительно здоровых людей.

К лету 2006 года планы юных любителей «сдулись» с «пяти ежедневных поездов до Бакшеево и Северной Гривы, для чего Шатурское АТП сократит автобусные рейсы», до «преимущественно туристических поездов, по расписанию четыре раза в неделю». Однако массированная реклама в Интернете и различных СМИ продолжалась. «ШУЖДшники» публиковали свою рекламу на множестве веб-сайтов по договорённости с их администраторами (пример: http://shujd.narod.ru/5.htm). Начало таких публикаций поражало глупой и бесстыдной формой выдачи желаемого за действительное:

______________________________________________________________

В Шатурском районе Московской области энтузиасты восстанавливают узкоколейную железную дорогу, которая станет своего рода музейным комплексом. Это событие эксперты считают ответом Переславскому железнодорожному музею, который несколько лет назад закрыл движение на принадлежащих ему ветках и сосредоточился на статической экспозиции.

______________________________________________________________



Практически единственное, что реально делалось «инициативной группой по восстановлению ШУЖД» — ремонтировался пассажирский вагон ПВ40-4914. Конструкция вагона была изменена — срезан один из тамбуров (как заявлялось, для устройства открытой обзорной площадки). Вследствие грубого и непродуманного изменения конструкции вагон стал небезопасен для эксплуатации (по крайней мере, на него едва ли удалось бы оформить разрешительные документы в «Ростехнадзоре», необходимые в случае использования вагона для пассажирских перевозок). На собственном веб-форуме «ШУЖДшники» заполнили десятки страниц обсуждениями того, каким образом было бы оптимальнее установить в вагоне печь и как правильно гнуть трубы об штырь.

По утверждению руководителя «инициативной группы», называвшего себя «НОДом», трудом участников группы были заменены шпалы на перегоне Керва — Чёрное Озеро. Ремонт пути действительно производился, но ОАО «Шатурторф» выполняло его за свой счёт силами наёмных рабочих, не имевших никакого отношения к «ШУЖД». Единственное, во что можно поверить — что «ШУЖДшники» пытались ремонтировать небольшой участок, ничего не значащий в масштабах дороги.

В 2007 году поездки «ШУЖДшников» в Керву становились всё более редкими, а их обсуждения на веб-форумах обрастали новыми неприятными подробностями, неоднократно скатывались к грубой перебранке, после чего удалялись — но вскоре возникали вновь, в том же стиле и в тех же выражениях. В ответ на справедливые упрёки, касавшиеся необходимости отвечать за свои слова, вопросы касательно того, когда будет выполнена хотя бы малая часть от заявленных грандиозных планов, лидер «инициативной группы по восстановлению ШУЖД» придумывал различные отговорки, переносил «сроки завершения работ» и продолжал давать клятвенные обещания, что все заявленные планы осуществятся.

Через некоторое время стало известно, что «НОД» (лидер «инициативной группы восстановления ШУЖД») и некоторые другие её участники придерживаются нетрадиционной половой ориентации. После этого обсуждение вагона ПВ40-4914 плавно перешло в споры на тему гомосексуализма и того, как следует относиться к сексуальным меньшинствам. По личному мнению автора (и по мнению многих участников обсуждения), чья-либо половая ориентация не имеет отношения к делу ремонта железной дороги и не должна публично обсуждаться — однако бурные дискуссии на столь далёкую от железной дороги тему оттолкнули от «инициативной группы» последних адекватных любителей железнодорожного транспорта.

С 2008 года поездки «ШУЖДшников» в Керву прекратились. По состоянию на начало 2009 года, о трёхлетней «эпопее» напоминает вагон со срезанным тамбуром, стоящий у депо Керва, десятки рекламных страниц, всё ещё «висящих» в Сети и радующим скорым открытием нового железнодорожного музея, «план-схема станции Озёрная» (в реальности никогда не существовавшей) в бывшем «кабинете начальника отделения дороги» в локомотивном депо Керва.

Жители Кервы и сотрудники ОАО «Шатурторф» крайне негативно отзываются о группе обманщиков, введших их заблуждение и умышленно испортивших бесплатно предоставленный пассажирский вагон. Слово «ШУЖДшник», имеющее негативную смысловую окраску, надолго останется в лексиконе пользователей Сети.

«Последним аккордом» стало размещение на «официальном сайте Шатурской узкоколейной железной дороги» (http://shujd.siteedit.ru) текста, из которого следует, что проект закрыт, а узкоколейная железная дорога разобрана (хотя, по состоянию на апрель 2009 года, узкоколейная железная дорога разобрана не была). У несведущего читателя складывается впечатление, что разборка дороги стала итогом трёхлетних активных работ по её восстановлению.

Известно о том, что «Начальник Шатурской узкоколейной железной дороги» после позорного провала своего проекта продолжает «играть в паровозики», но уже в другом месте — на Малой Московской детской железной дороге.

...

По мнению автора, деятельность «ШУЖД» имела и положительные стороны. Благодаря рекламной кампании узкоколейная железная дорога получила массовую известность. Репортаж, посвящённый «инициативной группе ШУЖД», был показан в телевизионной программе «Вести-Москва» на общегосударственном канале телевидения, имеющем многомиллионную аудиторию. Многие впервые в жизни узнали о существовании узкоколейной железной дороги в Шатуре (или о существовании узкоколейных железных дорог как таковых) благодаря репортажам о «ШУЖД».

Ещё один положительный аспект: те, кто несколько лет назад простодушно поверил юным «восстановителям», потратил на помощь им время и деньги — получили хороший урок и теперь станут критичнее относиться к подобным вещам. Излишняя доверчивость, как известно, крайне вредна и зачастую приводит к более печальным последствиям.














АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ «ШУЖД» (автор текста — один из инициаторов идеи восстановления пассажирского движения на узкоколейной железной дороге бывшего Шатурского транспортного управления)




* * *

Это очень грустная, печальная и унылая история, но всё же я попытаюсь вкратце обрисовать суть этого процесса. К сожалению, самой главной нашей ошибкой было знакомство с г-ном «НОДом» — ведь изначально реально что-то продумывать и прорабатывать по этому поводу начал не он.

Но тогда, в далёком 2004 году, мы загорелись этой идеей и обдумывали, возможно ли это вообще выполнить, и если да, то как. Потому что места там очень красивые, потенциал у этого направления очень даже неплохой — уж гораздо лучше, чем у линии, находящейся в подчинении ОАО «Васильевский Мох», где и людей-то нет нигде, кроме самого этого посёлка.

Мы нашли людей, которые реально были готовы днем и ночью бесплатно работать за идею (один из них — Павел Ананин — ещё в детстве катался по этой УЖД с отцом-машинистом), мы худо-бедно придумали плавный пошаговый проект, исходя из которого, можно было бы своими силами и при помощи Шатурторфа лет за пять-десять кое-как привести дорогу в человеческий вид и даже, возможно, пустить там пару вагончиков с тепловозом.

Но тут, к нашему несчастью, осенью 2005 года мы наткнулись на объявление г-на «НОДа», в котором он писал о желании купить два вагона ПВ48-051 и тепловоз для работы на линии Шатурторфа, а также о том, что надо действовать немедленно и т.д. Естественно, если человек всерьёз о таком пишет, значит, он может реально пригодиться для дела. К сожалению, г-н «НОД» оказался совсем не таким человеком, в качестве какого он пытался себя позиционировать. Мы только потом поняли, что это всего-навсего несдержанный, неуравновешенный и истеричный мальчик-переросток с кучей амбиций, при этом абсолютно ничем на самом деле не располагающий. Но тогда все выглядело более чем благопристойно — по его словам, он с десяти лет мечтал восстановить эту дорогу, и в этом ему обещал помочь богатый папа-бизнесмен.

Г-н «НОД» сразу заявил, что раз деньги его, значит, он будет главным. Затем он сразу отмёл все наши проекты, эскизы и проработки и начал активно заниматься канцелярской работой. По его планам, уже через полгода в Шатуре должны были появиться куча пассажирских вагонов (причем как ПВ48-051, так и Pafawag, видимо, для разнообразия), куча тепловозов и паровозов. Ремонт пути этот человек также брал на себя — планировал заказать новые рельсы Р43 и новые шпалы, причём железобетонные. До его прихода я занимался этими расчётами и прекрасно знаю, сколько стоит километр узкоколейных шпал. Но тогда пришлось поверить — у каждого человека, желающего начать помогать дороге, помимо этого увлечения была ещё работа, учёба, дом и другие дела, поэтому мы объективно не могли контролировать всё.

Дальше г-н «НОД» ещё очень долго возился с бумагами — писал различные уставы, своды правил, а также составлял ТРА для уже несуществующих станций и разъездов. Дальше наступил 2006 год, г-н «НОД» надолго уехал в Нижегородскую область, по его словам, покупать автомотрису (кстати, я её так и не видел ни разу, даже на фотографиях). Автомотрису он якобы купил, но потом в силу своего характера разругался со всеми и «увёз» её на какую-то другую УЖД — строить свой сверхприбыльный бизнес там. После этого мы перешли к своим старым проектам, медленно и неспешно помогая работникам Шатурторфа по мелочам.

Затем г-н «НОД» снова вернулся, и, по-моему, единственное, чего он реально добился — это чтобы ему отдали вагон ПВ40-4914 и мотовоз ТМУ. После этого выкопали яму, начали работать с тормозной системой вагона. Потом тормоза почти сделали, но тут г-н «НОД» задумал евроремонт вагона. «Ремонт» вагона длился год, и это целая эпопея, вспоминать которую не очень хочется — чего стоит только то, что мы пять часов подряд на солнце красили крышу, об которую можно было обжечь руки, а г-н «НОД» ходил там внизу и покрикивал на всех. В этом глупом и бессмысленном процессе переделки вагона участвовал также Н. Гаврилюк — хороший человек, серьёзно подошедший к делу, затративший кучу сил, времени и средств и не получивший в ответ ничего.

Объективно более-менее какие-то конструктивные действия закончились в сентябре 2006 года, и только летом 2007 года этот вагон начали грунтовать и варить тамбур, но всем было понятно, что это пустая, глупая трата времени.

К сожалению, вся эта история разочаровала не только уважаемое собрание любителей УЖД, которое всегда не прочь что-нибудь покритиковать и поговорить просто так, но и всех тех людей, кто реально хотел сделать хоть что-нибудь для дороги и мечтал что когда-нибудь там будет ходить тепловоз с парой пассажирских вагончиков. Немало хороших людей, действительно желающих помочь делу, разочаровались во всём этом и бросили это бесполезное занятие.








14.04.2009 © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Шатурского транспортного управления»