В октябре 2005 года на популярном в то время веб-форуме, посвящённом узкоколейным железным дорогам
(http://www.parovoz.com/phorum/)
началось обсуждение «восстановления для пассажирского движения Шатурской узкоколейки».
В настоящее время форум http://www.parovoz.com/phorum/ недоступен. Сохранённые страницы:
http://shujd.narod.ru/3.htm,
http://shujd.narod.ru/2.htm.
Одновременно с открытием обсуждения на веб-форуме были открыты сайты
http://shatura-ujd.boom.ru/ и
http://shatura-ujd.narod.ru/. На них заявлялось следующее (орфографические ошибки сохранены):
______________________________________________________________
Наша инициативная группа собирается восстановить движение пассажирских поездов на Шатурской узкоколейной железной дороге (ШУЖД).
Мы собираемся опять пустить поезда на Соколью Гриву, Северную Гриву, Бакшеево от станции «Озерная» (ныне строещаяся на перегоне «Керва»-«Черное озеро») собираемся ввести Диспетчерскую централизацию, поездную радиосвязь, связь с диспетчером Кервы.
Станция «Озерная». Будет 2 приемо-отправочных пути, здание депо на 2 локомотива, легкий навес над пассажирской платформой и огороженная территория.
При первичных разговорах с администрациями поселков было достигнуто соглашение, более того Шатурский автобусный парк намерен отменить все автобусы в указанные поселки и также во все, что будут по пути следования поездов. Местные жители предпочитают передвигаться по Ужд нежели на автобусах.
Мы собираемся повысить скорость движения до 50-60 км/ч,восстановить несколько разъездов и станций. Кого интересует этот проект просим писать на почту : *******@mail.ru
На дороге будет обязательно паровоз (Рп-4 или Гр) также рассматривается вариант с автомотрисой АМ-1.
______________________________________________________________
Здравомыслящие читатели сразу же поняли, что это — глупая игра неких подростков, причём явно неадекватных.
Но нашлись и такие, кто с добрыми намерениями пытался им помочь. Это объяснялось в первую очередь тем, что не все
располагали временем и желанием для просмотра многочисленных обсуждений на веб-форумах (после прочтения которых становилась понятной истинная суть юных «восстановителей»), однако единожды видели странички с призывами
«содействовать восстановлению» деньгами или работой. В пользу «ШУЖД» жертвовались денежные средства,
некоторые любители железных дорог приезжали на станцию Керва («базовое депо ШУЖД») и пытались внести свой посильный вклад
в ремонт пассажирского вагона.
С «группой восстановления ШУЖД» попытались наладить контакт взрослые и авторитетные исследователи
узкоколейных железных дорог из числа создателей сайта http://pereyezd.ru.
По их отзывам, «восстановители» были настолько возвышены своими должностями, которые они сами себе придумали,
что отказались общаться почти сразу же, после первой лёгкой критики.
Впечатление от разговора с «восстановителями» было однозначным: «это бред людей с больной головой, которым место в психиатрической больнице».
В течение 2006 года автором было получено примерное представление о «группе восстановления ШУЖД».
Инициатор «восстановления» (термин крайне некорректный, так как узкоколейная железная дорога не прекращала работу) — житель московского района Южное Бутово, ранее не связанный с Шатурой, случайно узнавший о существовании узкоколейной железной дороги. На веб-форумах он подписывался как «НОД» (начальник отделения дороги), здесь он будет именоваться аналогично.
Как выяснилось позднее, «НОД» не являлся автором идеи восстановления пассажирского движения на узкоколейной железной дороге бывшего Шатурского транспортного управления. Альтернативный взгляд на историю ШУЖД от одного из авторов идеи приведён ниже, в отдельной заметке.
«НОД» скрывал свой реальный возраст (в публикации шатурских журналистов было сказано, что ему 23 года, на веб-форуме «ШУЖД» — 21, в обсуждениях на других форумах — 18). Узнав о существовании узкоколейной железной дороги, «НОД» проникся идеей восстановить на ней пассажирское движение, привлёк к этому делу нескольких своих знакомых, официально зарегистрировал (со своих собственных слов) ООО «ШУЖД».
Генеральный директор ОАО «Шатурторф», являющегося владельцем узкоколейной железной дороги, оказался очень доброжелательным
и отзывчивым человеком. Он не смог отказать «восстановителям»
в их просьбе предоставить в своё распоряжение пассажирский вагон, помещение для отдыха в локомотивном депо Керва, а также выдать разрешение на восстановление пассажирского движения. Разумеется, он не видел обсуждения
на веб-форумах с многочисленными критическими отзывами и нездорово-подростковыми репликами самих
«восстановителей». А при общении с ним юные любители железных дорог
старались производить впечатление относительно здоровых людей.
К лету 2006 года планы юных любителей «сдулись» с «пяти ежедневных поездов до
Бакшеево и Северной Гривы, для чего Шатурское АТП сократит автобусные
рейсы», до «преимущественно туристических поездов, по расписанию
четыре раза в неделю». Однако массированная реклама в Интернете и различных СМИ продолжалась.
«ШУЖДшники» публиковали свою рекламу на множестве веб-сайтов по договорённости с их администраторами
(пример: http://shujd.narod.ru/5.htm). Начало таких публикаций
поражало глупой и бесстыдной формой выдачи желаемого за действительное:
______________________________________________________________
В Шатурском районе Московской области энтузиасты восстанавливают узкоколейную железную дорогу, которая станет своего рода музейным комплексом. Это событие эксперты считают ответом Переславскому железнодорожному музею, который несколько лет назад закрыл движение на принадлежащих ему ветках и сосредоточился на статической экспозиции.
______________________________________________________________
Почти единственное, что реально делалось «инициативной группой по восстановлению ШУЖД» — ремонтировался пассажирский вагон ПВ40-4914. Конструкция вагона была изменена — срезан один из тамбуров (как заявлялось, для устройства открытой обзорной площадки). Вследствие грубого и непродуманного изменения конструкции вагон стал небезопасен для эксплуатации (по крайней мере, на него едва ли удалось бы оформить разрешительные документы в «Ростехнадзоре», необходимые в случае использования вагона для пассажирских перевозок). На собственном веб-форуме «ШУЖДшники» заполнили десятки страниц обсуждениями того, каким образом было бы оптимальнее установить в вагоне печь и как правильно гнуть трубы об штырь.
По утверждению руководителя «инициативной группы», называвшего себя «НОДом», трудом участников группы были заменены шпалы на перегоне Керва — Чёрное Озеро. Ремонт пути действительно производился, но ОАО «Шатурторф» выполняло его за свой счёт силами наёмных рабочих, не имевших никакого отношения к «ШУЖД». Единственное, во что можно поверить — что «ШУЖДшники» пытались ремонтировать небольшой участок, ничего не значащий в масштабах дороги.
В 2007 году поездки «ШУЖДшников» в Керву становились всё более редкими, а их обсуждения на веб-форумах обрастали новыми
неприятными подробностями, неоднократно скатывались к грубой перебранке, после чего удалялись — но вскоре возникали вновь,
в том же стиле и в тех же выражениях. В ответ на справедливые упрёки, касавшиеся необходимости отвечать за свои слова,
вопросы касательно того, когда будет выполнена хотя бы малая часть от заявленных грандиозных планов, лидер
«инициативной группы по восстановлению ШУЖД» придумывал различные отговорки, переносил «сроки завершения работ» и продолжал давать клятвенные обещания, что все заявленные планы осуществятся.
Через некоторое время стало известно, что «НОД» (лидер «инициативной группы восстановления ШУЖД») и некоторые другие её участники придерживаются нетрадиционной половой ориентации. После этого обсуждение вагона ПВ40-4914 плавно перешло в споры на тему гомосексуализма и того, как следует относиться к сексуальным меньшинствам.
По личному мнению автора (и по мнению многих участников обсуждения), чья-либо половая ориентация не имеет отношения к делу ремонта железной дороги и не должна публично обсуждаться — однако бурные дискуссии на столь далёкую от железной дороги тему оттолкнули от «инициативной группы» последних адекватных любителей железнодорожного транспорта.
С 2008 года поездки «ШУЖДшников» в Керву прекратились. По состоянию на начало 2009 года, о трёхлетней «эпопее» напоминает
вагон со срезанным тамбуром, стоящий у депо Керва, десятки рекламных страниц, всё ещё «висящих» в Сети и радующим скорым открытием нового железнодорожного музея, «план-схема станции Озёрная» (в реальности никогда не существовавшей) в бывшем
«кабинете начальника отделения дороги» в локомотивном депо Керва.
Жители Кервы и сотрудники ОАО «Шатурторф»
крайне негативно отзываются о группе обманщиков, введших их заблуждение и умышленно испортивших бесплатно предоставленный пассажирский вагон. Слово «ШУЖДшник», имеющее негативную смысловую окраску, надолго останется в лексиконе пользователей Сети.
«Последним аккордом» стало размещение на «официальном сайте Шатурской узкоколейной железной дороги»
(http://shujd.siteedit.ru) текста, из которого следует, что проект закрыт, а узкоколейная железная дорога разобрана (хотя, по состоянию на апрель 2009 года, узкоколейная железная дорога разобрана не была). У несведущего читателя складывается впечатление, что разборка дороги стала итогом трёхлетних активных работ по её восстановлению.
Известно о том, что «Начальник Шатурской узкоколейной железной дороги» после позорного провала своего проекта продолжает
«играть в паровозики», но уже в другом месте — на Малой Московской детской железной дороге.
...
По мнению автора, деятельность «ШУЖД» имела и положительные стороны. Благодаря рекламной кампании узкоколейная железная дорога получила массовую известность. Репортаж, посвящённый «инициативной группе ШУЖД», был показан в телевизионной
программе «Вести-Москва» на общегосударственном канале телевидения, имеющем многомиллионную аудиторию. Многие впервые в жизни узнали о существовании узкоколейной железной дороги в Шатуре (или о существовании узкоколейных железных дорог как таковых) благодаря репортажам о «ШУЖД».
Ещё один положительный аспект:
те, кто несколько лет назад простодушно поверил юным «восстановителям», потратил на помощь им время и деньги — получили хороший урок и теперь станут критичнее относиться к подобным вещам. Излишняя доверчивость, как известно, крайне вредна и зачастую приводит к более печальным последствиям.