УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАТУРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПОЕЗДКИ АВТОРА И ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ (1980-Е ГОДЫ, 1990-Е ГОДЫ)







незавершённая страница!

Эта узкоколейная железная дорога - первая из всех, с которыми я знаком каким-либо образом.

В 1980-х годах я видел пути узкой колеи из электропоездов к востоку от станции Шатура. А затем, ориентировочно в 1987 году - оказался непосредственно на узкоколейной железной дороге. Это было на перегоне Бордуки - Шаврино к востоку от станции Бордуки.

Приблизительно в 1988 или 1989 году произошёл пеший поход с дедом от станции Бордуки до станции Шаврино. Затем от станции Бордуки до Шатуры.

В 1995 году - поездка на пассажирском поезде от станци Керва до Шатуры.

Предположительно в том же году я попытался дойти пешком до посёлка Красные Луга, по "Осановской ветви". Рельсы кончились уже в черте Шатуры. Я не дошёл даже до бывшего моста через Полю.

1994 или 1995 год: прогулки в посёлке Туголесский Бор.

Приблизительно в конце 1995 года линию через Бордуки разобрали. Это вызвало крайнее огорчение и негодование. Тогда я поставил перед собой цель: когда-нибудь я восстановлю узкоколейную железную дорогу!

В тот момент я был уверен, что разобрана вся сеть узкоколейных железных дорог в полном составе, от Шатуры до Бакшеево и Орехово-Зуево, со всеми ветвями. Об этом сообщил какой-то некомпетентный информатор.

Пассажирская станция в Шатуре была полностью разобрана, бывший вокзал заколотили, а начальный участок линии от Шатры в сторону Кервы метами скрылся за забором Шатурской ГРЭС. Это ещё более усилило мнение о том, что сеть уничтожена полностью.

В 199- году я приезжал на автобусе в Мишеронь и ведл ржавые рельсы у переезда.

Также в 1994-1996 годах я проезжал на автобусах по маршрутам: Кривандино - Егорьевск, Кривандино - Шарапово через Саматиху.

В 1996 году проезжаю на автобусе от Шатуры до Орехово-Зуево. Вижу ржавые рельсы несколько раз.

Довольно много времени прошло, прежде чем я узнал, что на самом деле это не так. Варвары "убили" значительную часть сети, но всё-таки не могли добить её полностью. Остаётся действующей линия Чёрное Озеро (окрестности Шатуры, к северу от Шатурской ГРЭС) - Керва - Бакшеево - торфомассив у Островов.

Май 1999 года. Доезжаю на пригородном электропоезде от Москвы до станции Петушки. 30 километров автостопом до Лакинска.

Водитель небольшого грузовика. Обсуждаем нападение НАТО на Сербию. И не может ли быть такого же в России?

Пешком от Лакинска по асфальтовой дороге на Собинку. Мерзкая пасмурная погода.

В Собинке на многих топографических картах была обозначена узкоколейная железная дорога, ведущая через леса в южном направлении. Одна ветвь - на посёлок Асерхово, другая - на Новособинский.

Я ставил перед собой задачу: разведать состояние узкоколейной железной дороги в Собинке. Если она действует, что почему-то казалось маловероятным - проехать по ней. Если не действует - проходить пешком.

Добраться до Новособинского, затем по лесным дорогам между деревнями добраться до крайнего пункта узкоколейной железной дороги на Шатуру - полевой базы у деревни Острова.

Там, как уже было известно, есть регулярное движение рабочих поездов на Бакшеево.

Из Бакшеево я надеялся уехать грузовым поездом в Шатуру, станция Чёрное Озеро.

Ночую в каком-то подсобном помещении на полевой базе, еле живой после тяжелейшего перехода.

Утром пришла ЭСУ2А с вагоном. Обратно отправилась без вагона. Еду в салоне. Смотрю на "таёжную" глухомань в 150 километрах по прямой от Кремля.

В Бакшеево спрашиваю насчёт поезда в сторону Шатуры. Но его сегодня не ожидается. Как дальше?

Август 2000 года. Точные даты выяснить!

Электропоездом от Москвы до станции Шатура.

Прихожу на станцию Чёрное Озеро. Это тупик с эстакадой и старым зданием.

Поезд с торфом пришёл! Значит, пойдёт и обратно.

Машинисты тепловоза ТУ4 разрешили мне проехать до Бакшеево.

Бакшеево. Вечер.

Иду по полуразобранной линии в сторону Рошаля. Рельсы вначале лежат, потом местами обрываются. Затем вижу процесс воровства.

Орехово-Зуево. Пришлось приезжать сюда много раз в течение августа 2000 года.

Мисцево. Поездка в октябре или ноябре 2000 года. Автобусом. Прошёл пешком.

хх (выяснить) мая 2003 года. Поход: Шатура - Керва - Северная Грива. Беседовал с А. Фетисовым.

Лето 2006 года.

Пешком: Чёрное Озеро - Керва - ххххх

Встреча с Максимом Тышкевичем.

хххх - Мишеронь - Бакшеево.

Конец 2006 - начало 2007: регулярные поездки в ОАО "Шатурторф".

7 мая 2009 года. Керва и Торфяная в Рошале.

20-21 мая 2009 года. С велосипедом Бакшеево - Острова и обратно.

26 мая 2009 года. Пешком Морозовский - Соколья Грива.

27 ноября 2009 года. Пешком Бакшеево - Лемёшино - Мишеронь.

13 июня 2010 года. С велосипедом - место разрушенного путепровода в Осаново, по автодорогам в Бордуки, оттуда по разобранной линии в Керву под сильным дождём.







17.07.2018 © С. Болашенко

«Узкоколейная железная дорога Шатурского транспортного управления»




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!