Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.



Узкоколейная железная дорога Орехово-Зуевского хозяйства железнодорожного транспорта — история





УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО
ХОЗЯЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА






Орехово-Зуевское хозяйство железнодорожного транспорта (в течение некоторого времени называлось «Ореховское объединённое хозяйство железнодорожного транспорта», «Ореховское предприятие промышленного железнодорожного транспорта») находилось в городе Орехово-Зуево — центре Орехово-Зуевского района Московской области. В ведении ОХЖТ находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. На протяжении длительного времени она составляла часть «Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог».

История узкоколейной железной дороги началась со строительства линии между городом Орехово-Зуево (в то время — село Орехово) и торфомассивом у нынешнего посёлка Верея. В учебных пособиях по истории, издававшихся в СССР, упоминается о машинистах фабричных паровозов-«кукушек», которые отказывались возить торф во время стачек на Морозовской мануфактуре — следовательно, узкоколейная железная дорога ведёт свою историю с конца XIX — начала ХХ века. По неподтверждённым данным, первая линия была открыта в 1900 году.

Иные источники указывают как дату основания ОХЖТ 1927 год. С высокой степенью достоверности известно, что в 1927 году началась крупномасштабная добыча торфа, строительство станции перегруза торфа в вагоны широкой колеи и его использование как топливо для электростанции в Орехово-Зуево. Этим может объясняться расхождение в датах.

Для доставки торфа на электростанцию потребовалось бы пересечение линии узкоколейной железной дороги с железнодорожной магистралью Москва — Нижний Новгород. Но было принято неординарное инженерное решение — вместо крупного путепровода соорудить канатную подвесную дорогу.

На главной станции узкоколейной железной дороги в Орехово-Зуево, названной Торфяная, осуществлялся перегруз торфа из вагонов узкоколейной железной дороги в люльки этой оригинальной транспортной системы. Она действовала до момента перевода электростанции на газовое топливо (конец 1970-х годов), и была окончательно разрушена в начале 1990-х годов.

С начала ХХ века действовала также узкоколейная железная дорога на фарфоровом заводе Кузнецова (ныне Дулёвский фарфоровый завод, город Ликино-Дулёво). Она соединяла завод с торфоразработками и со станцией Дрезна Московско-Нижегородской железной дороги.

В начале 1930-х годов узкоколейная железная дорога в Дулёво соединилась с основной «ореховской» сетью узкоколейных железных дорог через Губино.

ОХЖТ активно развивалось до конца 1960-х годов. Вдоль железных дорог появились многочисленные посёлки торфодобытчиков. Наиболее крупные торфопредприятия располагались в Губино и Мисцево. Расположенный в посёлке Губино машиностроительный завод выпускал тяговый подвижной состав узкой колеи (главным образом, мотовозы-электростанции ЭСУ).

К посёлку Чистое-Южное до начала 1980-х годов подходила железнодорожная ветка широкой колеи от станции Авсюнино. По некоторым сведениям, торфоперегрузочный пункт там планировался, но не был введён в эксплуатацию.

По мере выработки старых торфомассивов, расположенных ближе к городу Орехово-Зуево, новые ветки тянулись всё дальше на восток, заходя на территорию Владимирской области.

Одна из линий Ореховской сети вела в посёлок Беливо, где имелся торфобрикетный завод. Этот посёлок расположен на железнодорожной магистрали Люберцы — Арзамас (остановочный пункт 95 километр), но стыкования с широкой колеёй в нём не было.

К началу 1970-х годов объёмы добычи торфа стали снижаться. Большой ущерб торфопредприятиям нанесли сильнейшие пожары на торфомассивах летом 1972 года. С тех пор протяжённость линий стала сокращаться (вначале очень медленными темпами).

Одними из первых были разобраны линии на Ликино-Дулёво, в район посёлков Пирютино, Острец, Совхоз Озерецкий. ОХЖТ в дополнение к своей основной деятельности стало заниматься производством машиностроительной продукции. Но настоящий упадок сети начался с конца 1980-х годов. К 1995 году вывоз торфа в Орехово-Зуево и его перегруз на широкую колею был прекращён.

Примерно тогда же исчезли пассажирские перевозки (перестали курсировать поезда сообщением Мисцево — Чистое Южное, Торфяная (Орехово-Зуево) — Снопок, и другие). Началась разборка большинства линий. С 1996 года от всей огромной сети остался только один участок: Торфяная — Снопок — Власово — Губино-Фрезер.

Единственным выжившим торфопредприятием оказалось Губинское. С торфомассива на 19 километре линии узкоколейной железной дороги торф в небольшом объеме вывозился в посёлок Губино-Фрезер. От 19 километра на Торфяную было лишь «случайное», эпизодическое движение.

В 1999 году Губинское торфопредприятие прекратило использование узкоколейной железной дороги для вывоза торфа. Почти сразу же началась ликвидация последнего участка линии.



В июле 2000 года мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге от станции Торфяная в Орехово-Зуево до 19 километра, где в то время велась разборка пути.

Ради этого я едва ли не пять раз, изо дня в день, приезжал в Орехово-Зуево. И ночевал в замаскированном месте в районе станции Крутое, так как поезд узкой колеи должен был отправляться утром.

Поезд, состоявший из мотовоза ЭСУ2А с двумя или тремя платформами для погрузки рельсов, в то время курсировал раз в 2—3 дня. Путь находился в аварийном состоянии. Во многих местах рельсы практически висели в воздухе, промежутки между шпалами превышали два метра.

Чтобы состав—«разбиральщик» мог проехать, во многих местах приходилось заменять шпалы. Выглядело это крайне нелепо…

В 2001 году разборка последнего участка у станции Торфяная была завершена.









СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2000 ГОДУ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ И ОКРЕСТНОСТИ)








23.10.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу