Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЕГОРЬЕВСКОГО ХЛОПЧАТОБУМАЖНОГО КОМБИНАТА









Узкоколейная железная дорога Егорьевского хлопчатобумажного комбината на протяжении последних десятилетий своей работы соединяла две территории комбината, расположенные в разных частях города Егорьевска. Главная линия пролегала вдоль левого берега реки Гуслица. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 3 километров.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1922 год. Узкоколейная железная дорога соединила территорию хлопчатобумажной фабрики, которой после революции 1917 года было присвоено название «Вождь Пролетариата», с торфомассивом, расположенным в 20 километрах к северо-востоку от города Егорьевска. На торфомассиве был построен посёлок торфодобытчиков, получивший название Вождь Пролетариата (в 2000 году он был переименован в Верейку).

В 1930-х годах была построена линия от посёлка Вождь Пролетариата до окрестностей города Шатура. С момента её открытия появилась возможность сквозного движения по направлению Егорьевск — Шатура. Узкоколейная железная дорога стала частью единой Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог. По маршруту Егорьевск — Шатура регулярно курсировали пассажирские поезда.


http://andrey-kroff.livejournal.com/8524.html — фотография пассажирского поезда сообщением Егорьевск — Шатура (1960-е годы) на сайте А. Кроффа


После ликвидации линии Егорьевск — Шатура узкоколейная железная дорога Егорьевского хлопчатобумажного комбината стала небольшой «промышленной» дорогой. Она имела важное значение в технологическом процессе — без узкоколейной железной дороги работа комбината была бы невозможна.

Примерно на половине своей протяжённости линия узкоколейной железной дороги пролегала за оградой комбината. Доступ на территорию комбината — только по пропускам. Остальные полтора километра пролегали почти по центру города.

Узкоколейная железная дорога на протяжении последних десятилетий выполняла лишь межцеховые грузовые перевозки. Главным образом, по ней перевозился хлопок из меланжевого цеха (на северной территории комбината) в ткацкий цех (южная территория). Поезд обычно курсировал днём, «после обеда».

Депо находится рядом с меланжевым цехом, на северной территории комбината. По состоянию на 2003 год, в нём имелись тепловозы ТУ7-2557, ТУ7А-3272, мотовоз ЭСУ3А, значительно переделанный мотовоз МД54-4. Использовались деревянные крытые вагоны, а также платформы.

В 2004 году комбинат отказался от грузовых перевозок по узкой колее. Все перевозки стали осуществляться автомобилями. Дата официального закрытия узкоколейной железной дороги — 1 июля 2004 года.

Летом-осенью 2004 года узкоколейная железная дорога была разрушена. До того момента Егорьевск был одной из удивительных точек планеты: существует очень немного городов, имеющих подобную узкоколейную железную дорогу. Теперь это — заурядный райцентр...

По состоянию на май 2006 года, на полуразгромленной северной территории комбината оставались небольшие фрагменты путей. В депо находились тепловозы ТУ7-2557 и ТУ7А-3272.

Имевшийся ранее мотовоз ЭСУ3А-006 в апреле 2006 года был продан и отправлен на узкоколейную железную дорогу Берёзовского торфопредприятия, расположенную в Брестской области Республики Беларусь. Мотовоз МД54-4 был порезан в 2005 году (по другим данным — в 2004 году).

Летом 2006 года тепловозы ТУ7-2557 и ТУ7А-3272 были отправлены на узкоколейную железную дорогу завода «Капролактам», находящуюся в городе Дзержинске Нижегородской области.











Если представить, что Россия к моменту принятия хлопчатобумажным комбинатом решения об уничтожении узкоколейной железной дороги являлась более цивилизованной страной — узкоколейная железная дорога идеально подошла бы для организации экскурсионно-прогулочных пассажирских перевозок.

Необходимо пояснить, что представляла собой основная линия узкоколейной железной дороги в Егорьевске. В разных районах города находятся две территории хлопчатобумажного комбината, их соединяла линия протяжённостью меньше полутора километров (о тех участках, которые находились внутри территорий комбината, в данном случае речи не идёт — сохранять их для пассажирского движения не имело бы смысла).

Автомобильные переезды с оживлённым движением имелись только вблизи ворот обеих территорий комбината. Узкоколейная железная дорога проходила почти по центру города, но в очень тихой местности, среди малоэтажной застройки, где никому не мешала.

Участок узкоколейной железной дороги между двумя территориями комбината можно было бы сохранить как городскую достопримечательность, использовать для прогулочных поездок. Для этого требовалось немногое: тепловоз, два-три пассажирских вагона, небольшая огороженная территория и лёгкий навес для хранения подвижного состава в зимнее время.

В Егорьевском районе находится посёлок Рязановка, где сохранился паровоз узкой колеи (он стоит в ненадлежащих условиях и постепенно разграбляется). Однако при желании эту редкую машину было бы восстановить до рабочего состояния.

В качестве примеров:

В городе Лиски Воронежской области, где численность населения меньше, чем в Егорьевске, есть детская железная дорога. Протяжённость — около 1600 метров. Находится на дальней окраине города (большинству жителей добираться туда неудобно). В отличие от Егорьевска, вблизи дороги нет зданий постройки XVIII — XIX века, она проходит по лесу.

Движение поезда — летом 5 дней в неделю, зимой — по выходным и праздничным дням. По состоянию на 2006 год, юные железнодорожники работают на дороге только в летнее время, два дня в неделю. В остальные дни дорога обслуживается взрослыми. Никакой учебной функции при отсутствии юных железнодорожников дорога не выполняет. Но желающие совершить развлекательную поездку всегда находятся.

В городе Вентспилс (Латвия) численность населения ненамного больше, чем в Егорьевске. Имеется узкоколейная железная дорога протяжённостью около 1300 метров (является остатком крупной сети узкоколейных железных дорог). Используется только для прогулочных поездок — никакой учебной функции эта узкоколейная железная дорога не несёт.

В населённом пункте Авинурме (Эстония) по инициативе местных жителей было построено 100 метров рельсового пути на месте узкоколейной железной дороги, разобранной в 1970-х годах. Возможно, узкоколейная железная дорога будет продлена до 1400 метров. Предполагается использование дороги для экскурсионно-прогулочных пассажирских перевозок.

В Литве сохраняется железнодорожная линия узкой колеи длиной 56 километров (Панявежис — Аникщяй), используется только для пропуска редких туристических поездов, несмотря на наличие значительно более короткого и дешёвого в эксплуатации участка Аникщяй — Бичёнис (12 км), на котором туристические перевозки выполняются регулярно.

На острове Корсика (Франция) попытки властей ликвидировать узкоколейную железную дорогу приводили к массовым акциям протеста, несмотря на то, что дорога почти не имеет транспортного значения.

В Великобритании имеется около 100 туристических железных дорог, которые используются только для экскурсионно-прогулочных пассажирских перевозок. В России нет ни одной подобной железной дороги.








...Уничтожение узкоколейной железной дороги Егорьевского хлопчатобумажного комбината было практически не замечено городской общественностью. Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь отношение к этим событиям станет другим. А инициаторы уничтожения узкоколейной железной дороги понесут наказание.









КАРТЫ И СХЕМЫ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (незавершённая страница)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (незавершённая страница)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (незавершённая страница)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (незавершённая страница)












02.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу