ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КРИВАНДИНО — МИШЕРОНЬ









Железнодорожная линия Кривандино — Мишеронь пролегает по территории Шатурского района Московской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 19 километров. Железнодорожная линия принадлежит Мишеронскому стекольному заводу. Завод находится в посёлке Мишеронь Шатурского района Московской области.

Официальное название посёлка, присутствующее на картах — Мишеронский, но в реальной жизни его так не называют. В большинстве публикаций местных газет, дорожных указателей (пример — указатель со стороны Шатуры) посёлок называется Мишеронь. Приблизительно до 1935 года официальным названием было Мишеронский Завод.

Официальное название конечной станции — именно Мишеронь.




За предоставление материалов, касающихся истории железнодорожной линии, выражаю благодарность учителю истории средней школы посёлка Мишеронь, исследователю истории Мишеронского края Д. А. Мухину, бывшему диспетчеру железной дороги Н. И. Красовской.

Использованы также материалы книги «Трудовая поступь мишеронских стеклоделов» (издана в 1974 году, автор-составитель С.М. Кожевников).




Официально признанная дата основания Мишеронского стекольного завода — 1824 год. В 1912 году было открыто рабочее движение по узкоколейной железной дороге Мишеронь — Кривандино.

В 1961 году началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Кривандино — Мишеронь. В конце 1962 года по ширококолейной железнодорожной линии было открыто сквозное движение.

По железной дороге в Мишеронь доставлялся песок, сода и другое сырьё для работы стекольного завода, различные грузы, необходимые для жизнеобеспечения посёлка Мишеронь. Пассажирского движения на железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь никогда не было — незадолго до её появления посёлок Мишеронь был связан с районным центром асфальтированной автодорогой, по которой было открыто автобусное движение.

Железная дорога являлась основным путём для транспортировки готовой продукции завода. В меньшем объёме для этого использовался и автомобильный транспорт.




Фрагмент текста из книги «Трудовая поступь мишеронских стеклоделов»
(издана в 1974 году, автор-составитель С.М. Кожевников).



Железнодорожная линия с момента своего появления обслуживалась железнодорожным цехом Мишеронского стекольного завода «Пионер». Помимо главной станции Мишеронь, на ней были построены промежуточные станции 11 километр и 3 километр.

Станция 11 километр находилась в том месте, где на топографических картах обозначен населённый пункт Ложкова Сторожка. От неё начинался короткий подъездной путь к станции Нефтебаза узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления. На перевалочную базу, находившуюся вблизи станции 11 километр, завозилось топливо и некоторые другие грузы.

Станция 3 километр, расположенная вблизи южной окраины села Бордуки, обслуживала Шатурскую контору комплектации и асфальто-бетонный завод.

Начальником железнорожного цеха Мишеронского стекольного завода длительное время был Валерий Иосифович Красовский. По воспоминаниям жительницы посёлка Мишеронь Нины Иосифовны Красовской, работавшей диспетчером на железной дороге, в бланках графиков исполненного движения поездов присутствовали следующие раздельные пункты: 1 километр, 3 километр, 11 километр, Мишеронь. Полноценной станции на 1-м километре (вблизи станции Кривандино) никогда не было. На станции 3 километр регулярно работал дежурный.

На линии находилось два охраняемых автомобильных переезда (на 1-м и 3-м километрах) и два глухих пересечения с узкоколейной железной дорогой Шатурского транспортного управления (вблизи южной горловины станции 3 километр и вблизи южной горловины станции Мишеронь). На пересечении вблизи Мишерони были установлены светофоры. На обеих пересечениях круглосуточно находились дежурные из числа сотрудников узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления (вблизи «южного» пересечения находилась станция узкоколейной железной дороги Бордуки, вблизи «северного» пересечения — станция узкоколейной железной дороги Мишеронь, первоначально называвшаяся Лидино).

В 1995 году Мишеронский стекольный завод был остановлен. В 1998 году ОАО «Мишероньстекло» было признано банкротом. С момента остановки основного производства железнодорожный цех оказался единственным подразделением завода, которое продолжало работу. Мишеронскими железнодорожниками производилась перевозка торфа, добытого Петровским торфопредприятием и приобретённого правительством Москвы для озеленения улиц города. Вблизи станции 11 километр был оборудован торфоперегрузочный пункт. Кроме того, осуществлялось транспортное обслуживание асфальто-бетонного завода вблизи станции 3 километр. Участок 11 километр — Мишеронь использовался только для следования локомотивов резервом в депо.

После массовых торфяных пожаров летом 2002 года практика закупки торфа для озеленения улиц Москвы прекратилась, перевозка торфа по железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь была прекращена. Вскоре была ликвидирована станция 11 километр, а также станция Нефтебаза узкой колеи и линия узкоколейной железной дороги к ней. С этого времени жизнь железнодорожной линии «висит на волоске». Неоднократно распространялись слухи о предстоящем демонтаже пути и продаже рельсов на металлолом.

В 2006 году было заявлено о предстоящем в ближайшем будущем строительстве крупной теплоэлектростанции — Петровской ГРЭС. Новая электростанция должна была быть построена вблизи населённого пункта Соколья Грива и бывшей станции 11 километр на железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь. Заявлялось, что материалы для строительства будут подвозиться по реконструированной железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь. Однако позднее выбор площадки для строительства Петровской ГРЭС вблизи Сокольей Гривы был признан ошибочным.

По состоянию на ноябрь 2008 года, железнодорожная линия остаётся действующей, но объём перевозок на ней — минимальный. Поезд (локомотив) можно встретить на линии далеко не каждый день. Практически единственным грузоотправителем является асфальто-бетонный завод в Бордуках. Завод не располагает собственным локомотивом. При необходимости подачи вагонов на Бордуковский АБЗ тепловоз из Мишерони проезжает резервом 16 километров.

6 ноября 2008 года мной был совершён фотодокументационный поход от Кривандино до Мишерони. В ходе него было сделано 385 фотографий, «покрывших» все без исключения участки железнодорожной линии. Затем активно работаю с местными жителями и материалами библиотеки.

Как выяснилось, Мишеронский стекольный завод, несмотря на многократные заявления о его возрождении, по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии. За последние 12 лет Мишеронский стекольный завод около десяти раз менял владельцев и названия. Сравнительно недавно он был приобретён компанией, которая начала его реконструкцию. Строительно-монтажные работы на территории завода велись, однако увенчается ли успехом очередная попытка «реанимации» завода — оставалось неясным.

В 2011 году происходило активное разворовывание железнодорожной линии.




* * *

В моей жизни железнодорожная линия Кривандино — Мишеронь занимает особое место. С неё начиналось знакомство не только с ведомственными и малодеятельными железными дорогами, но в значительной части — с железнодорожным транспортом как таковым.

C начала 1980-х годов место летнего временного проживания в селе Кривандино находилось в нескольких десятках метров от железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь. По железнодорожной линии пролегал самый короткий путь из дома к местам отдыха и купания, в леса, где было много грибов и ягод. Однажды вблизи асфальто-бетонного завода нас (женщину с тремя малолетними детьми) заметил машинист тепловоза, двигавшегося со стороны Мишерони. Он долго сигналил — но, как оказалось, не для того, чтобы мы отошли подальше от рельсов. Тепловоз остановился, машинист вышел и предложил подвезти до Кривандино! Так в возрасте шести или семи лет (точную дату этого случая уже не установить) я впервые проехал по железной дороге в кабине локомотива.

Летом 1993 или 1994 года я самостоятельно прошёл пешком по всей железнодорожной линии — от Кривандино до Мишерони. Поразил факт наличия посреди глухого леса (в том месте, где на карте была обозначена «Ложкова Сторожка») станции, на боковом пути которой стояли вагоны-цистерны. К сожалению, в то время я крайне редко использовал фотоаппарат. Из Мишерони в Кривандино возвращаюсь автобусом.

Летом следующего года был совершён поход протяжённостью около 30 километров, через территорию бывшего военного полигона — от Мишерони до Костерёво.

Впечатления от поездки в Мишеронь в 2008 году были безрадостными. Посёлок, когда-то большой и активно развивавшийся, стал одним из самых «проблемных» мест Московской области. Почти все его трудоспособные жители работают вахтовым методом в Москве и других городах. Лишь факт местонахождения в столичном регионе спасает Мишеронь от перехода в то катастрофическое состояние, в котором находятся аналогичные посёлки в других, менее богатых областях и краях (например, Пуксоозеро в Архангельской области).

Ещё одно изменение — замена в автобусных маршрутных табличках и некоторых дорожных указателях слова Мишеронь на «Мишеронский». Этот «штамп» советского времени, уродливое сокращение от Мишеронский Завод, никогда не употреблялся в разговорной речи, отсутствует в изданной в 1974 году книге «Трудовая поступь мишеронских стеклоделов». В 1990-х годах его невозможно было встретить в автобусных расписаниях и маршрутных табличках. Равно как и в публикациях местных средств массовой информации, и в других источниках. Остаётся надеяться, что рано или поздно посёлку будет возвращено исконное древнее название. Или Мишеронь, или Мишеронский Завод, но не Мишеронский без «Завод».



Короткий выезд в Шатурский район Московской области 21 мая 2015 года.

Электропоездом — от станции Перово до станции Шатура. Здесь недавно построен переходной мост, причём самым дурным образом — он наглухо закрыл здание вокзала.

Ещё хуже поступили только в Мытищах, где исторический вокзал напрочь «замордован». В Шатуре, в отличие от Мытищ, вокзал не является памятником архитектуры и не представляет высокой ценности. Но всё же это это немыслимый, потрясающий дебилизм, маразм и демонстративное целенаправленное вредительство. Здесь, как и в любом городе, вокзал — ворота города, которые обязаны выглядеть прилично. Случившиеся потрясает своим цинизмом. Убеждён, что нужно переносить в другое место либо вокзал, либо мост.

Небольшая прогулка по городу. Покупка продуктов в магазине «Пятёрочка».

Выезд автобусом Шатура — Мишеронь. На автовокзале и в официальных надписях, и по громкой связи объявляют именно так — «Мишеронь». Автобус комфортабельный, с мягкими наклонными сиденьями. Но всё равно воспринимается существенно хуже, чем поезд.

Московская область — образец того, какой должна быть остальная Россия. Шатура — это дальняя часть Московской области. Это никоим образом не пригород Москвы — в общем-то, это обычная российская провинция.

Тем не менее, здесь всё чисто, аккуратно, ухоженно. Чувствуется активная жизнь. Курсируют государственные автобусы в большом количестве. Чуть дальше начнётся Гусь-Хрустальный район Владимирской области. Вроде бы всё такое же, такая же природа, такая же история. Но контраст разительный. Там, «за границей» — упадок, повышенный процент маргиналов. И никаких государственных автобусов не существует вообще. Максимум, что имеется — частные «ПАЗики», некомфортные и платные для всех.

Пусть вся Россия станет такой же, как дальняя Московская область! (Но не как ближняя Московская область, хищнически застраиваемая, заваленная свалками и ядовитыми выбросами).

Мишеронь. Завод с более чем 150-летней историей, как и в 2008 году, представляет собой развалины. Ещё более развалившиеся, по сравнению с 2008 годом.

Железнодорожную линию Кривандино — Мишеронь, на которой произошло знакомство с железнодорожным транспортом — разобрали. Никакой официальной официальной санкции на это не было, её разворовали «неизвестные лица». Полиция уверяет, что ничего не может сделать.

Пути остались на территории завода. В депо, которое постепенно разрушается, забираю некоторые документы и книги, в том числе расписание движения пассажирских поездов по всему СССР 1971 года (не знаю, как там оказалось) в двух экземплярах. Второй экземпляр при случае отдам кому-нибудь. (В итоге отдал Сергею Сигачёву).

На территории заброшенного завода ещё стоят снегоочиститель и тепловоз ТГМ23Б.

Автобусом — от Мишерони до Шатурской конторы комплектации у Бордуков. Пешком к разрушенному мосту через Полю на линии узкоколейной железной дороги Керва — Шаврино (Туголесский Бор).

Лес «пожрал» узкоколейную железную дорогу. Если восстанавливать — вначале надо будет много работать пилой.

На ширококолейной линии Кривандино — Мишеронь остался почти километр рельсов в черте села Кривандино. Местные жители украли подкладки, но рельсы не забрали. Теоретически — сдвинуть одну рельсовую нить внутрь, и готова узкоколейная железная дорога.

Какой-то наглец перегородил железную дорогу забором. Что-то строит прямо на ней — исторической магистрали, действовавшей сто лет, где я познакомился с железной дорогой. Уверен, это будет снесено с треском и позором!

В Кривандине два «моих» дома. Один — деда (не Анатолия Болашенко). Это большой деревенский дом. Знаком с начала 1980-х годов. К сожалению, в не лучшем состоянии, хотя отремонтировать можно. Но для меня, наверное, бесперспективен — довольно близко от автодороги, а я это не выношу.

Второй — я думаю, точно мой навсегда! Не был там, кажется, с 2001 года.

С большим трудом нашёл его в зарослях. Дом «зарос джунглями», в «зелёнке» его отыскать непросто. Не сразу был уверен, что не ошибся. С облегчением вздохнул: он!

Несметное число раз мне приходилось лазить по заброшенным домам, ночевать в них. Но впервые я залезаю через окно (все окна выбиты, внутри полная разруха) в «заброшку», которая — моя. Грустно.

Но я допускаю, что рано или поздно сюда придёт новая жизнь. Кусты будут срублены и сожжены. Заброшенный дом, скорее всего, тоже. Будет построен большой, капитальный кирпичный двухэтажный дом с гаражом на нижнем уровне. Основательный, пригодный для жизни круглый год. Возможно, рядом будет стоять узкоколейный тепловоз.

На всё это нужны миллионы рублей, которых пока нет.




_______________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________________________________




Мишеронский стекольный завод. До прекращения его работы оставалось немного времени...
Снимок сделан мной летом 1994 года.








Впереди находится мост через реку Поля, вдали — асфальтобетонный завод.
Вид в северном направлении.
04.2001








Мост через реку Поля.
04.2001











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ ВБЛИЗИ СТАНЦИИ КРИВАНДИНО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УЧАСТОК ПУТИ МЕЖДУ СЕЛОМ КРИВАНДИНО И МОСТОМ ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОЛЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОЛЯ, АСФАЛЬТО-БЕТОННЫЙ ЗАВОД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К АСФАЛЬТО-БЕТОННОМУ ЗАВОДУ, СТАНЦИЯ 3 КИЛОМЕТР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ 3 КИЛОМЕТР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ 11 КИЛОМЕТР, БЫВШИЙ ПЕРЕГРУЗ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ 11 КИЛОМЕТР, БЫВШИЙ ПЕРЕГРУЗ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ, СТАНЦИЯ МИШЕРОНЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (СТАНЦИЯ МИШЕРОНЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ МИШЕРОНЬ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ 3-Й КИЛОМЕТР, УЧАСТОК
     ОТ СТАНЦИИ 3-Й КИЛОМЕТР ДО МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОЛЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УЧАСТОК ОТ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОЛЯ ДО СТАНЦИИ КРИВАНДИНО,
     ПЕРЕГОН 11-Й КИЛОМЕТР — МИШЕРОНЬ, СТАНЦИЯ МИШЕРОНЬ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (УЧАСТОК КРИВАНДИНО — 3-Й КИЛОМЕТР)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УЧАСТОК КРИВАНДИНО — 3-Й КИЛОМЕТР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ 3-Й КИЛОМЕТР И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МИШЕРОНЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ 3-Й КИЛОМЕТР И УЧАСТОК 3-Й КИЛОМЕТР — КРИВАНДИНО)    












27.09.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.