Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МИШЕРОНСКОГО СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА









Узкоколейная железная дорога Мишеронского стекольного завода пролегала по направлению Мишеронь — Кривандино. Данная узкоколейная железная дорога — удивительный и незаслуженно забытый в настоящее время объект рельсового транспорта.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1912 году, она являлась крупнейшей электрифицированной железной дорогой в Российской Империи (без учёта трамвая) и первой электрифицированной железной дорогой в Московской области, без учёта коротких внутризаводских путей (первый электрифицированный участок железной дороги общего пользования Москва — Мытищи был открыт в 1929 году).



За предоставление материалов, касающихся истории узкоколейной железной дороги, выражаю благодарность учителю истории средней школы посёлка Мишеронь, исследователю истории Мишеронского края Д. А. Мухину.

Использованы также материалы книг «Трудовая поступь мишеронских стеклоделов» (издана в 1974 году, автор-составитель С.М. Кожевников), «Шатурское утро», «Останется с тобою навсегда» (издана в 2007 году, автор — Д. Барсков)




Мишеронский завод был основан в 1824 году по инициативе землевладельца и предпринимателя Костерёва. Первоначально завод представлял собой деревянное строение, в котором была установлена печь на 10 стекловаренных горшков. Завод был расположен на берегу реки Мишеронки, в нескольких километрах от того места, где он находится сейчас.

В 1835 году завод был перенесён на современное место — в село Мишеронь. С течением времени завод развивался, объём выпускаемой продукции значительно увеличился.

В 1861 году приблизительно в 30 километрах к северу от завода пролегла Московско-Нижегородская железная дорога. Встал вопрос о её использовании для перевозок стекольной продукции. В 1880-х годах за счёт средств предпринимателя И.И. Костерёва начала строиться железнодорожная станция, открытая в 1888 году. Рядом со станцией возник посёлок, позднее превратившийся в город Костерёво. На станции Костерёво был построен короткий подъездной путь к складу готовой продукции Мишеронского завода, оборудованный поворотным кругом.

Транспортировка грузов от Мишерони до станции Костерёво осуществлялось гужевым транспортом. Планы строительства железной дороги непосредственно до завода рассматривались уже в то время, но прокладка железнодорожной линии Костерёво — Мишеронь была бы чрезмерно дорогостоящей из-за значительного расстояния и наличия водной преграды — реки Клязьмы.

В 1911 году на Мишеронском стекольном заводе вступила в строй электростанция, основой которой служил локомобиль (стационарная паровая машина) мощностью 27 лошадиных сил. Электроэнергия стала поступать в гончарный, механический и лесопильный цеха, дома управляющего заводом и конторских служащих.

В 1912 году была открыта Люберцы-Арзамасская железная дорога. Расстояние от Мишеронского стекольного завода до ближайшей железнодорожной станции (ей стала станция Кривандино) сократилось до 19 километров. Почти одновременно с появлением железной дороги широкой колеи началось строительство узкоколейной железной дороги Кривандино — Мишеронь. Согласно материалам книги «Трудовая поступь мишеронских стеклоделов», её протяжённость составляла 23 версты (24 километра), что вызывает сомнения (станция Мишеронь находится на 19-м километре от Кривандино). Скорее всего, 23 версты — развёрнутая протяжённость пути.

В июле 1912 года по узкоколейной железной дороге было открыто сквозное рабочее движение. Вскоре по ней на заводскую электростанцию был доставлен локомобиль мощностью 95 лошадиных сил, производство электроэнергии возросло в несколько раз.

Достройка узкоколейной железной дороги продолжалась до 1914 года. К 1914 году узкоколейная железная дорога была полностью электрифицирована.

Использование нового и нетрадиционного для того времени вида тяги носило экспериментальный характер. Осознавая, что гарантировать надёжную и бесперебойную эксплуатацию электрической тяги нельзя, владельцы Мишеронского стекольного завода, помимо электровоза, сочли нужным приобрести и несколько паровозов.

Термин «электровоз» на Мишеронском стекольном заводе не применялся — локомотив называли трамваем. Узкоколейная железная дорога Кривандино — Мишеронь в некоторых источниках (один из них — книга «Шатурское утро») определяется как первая в Подмосковье трамвайная линия.

Необходимо отметить, что первая «общепризнанная» линия электрического трамвая на территории нынешней Московской области была открыта 2 марта 1924 года в городе Богородске (ныне Ногинск). Однако узкоколейная железная дорога Кривандино — Мишеронь никак не подходит под определение трамвая. Трамвай — это городская пассажирская железная дорога. Между тем, узкоколейная железная дорога Кривандино — Мишеронь при протяжённости 19 километров почти нигде не подходила к населённым пунктам. Расстояние до ближайшего города исчислялось десятками километров. Линия использовалась в первую очередь для грузовых перевозок.

Работавший на линии электровоз имел значительные конструктивные отличия от моторных трамвайных вагонов. Электровоз был произведён в Германии компанией «Сименс и Гальске». Его первыми машинистами были Николай Васильевич Мальцев, Фёдор Фёдорович Иванов, Василий Андреевич Буданов, Павел Петрович Швагирев.






Группа железнодорожников и рабочих стекольного завода у электровоза. Фото из архива Виноградовых.
Оригинальная подпись: «Первый трамвай в Мишерони. Механики Мальцев Н.В.,
Иванов Ф.Ф., Буданов В.А., Швагирев П.П.».




Здание стекольного завода. Жители Мишерони называли его «Гутта». Начало XX века.
Фотография из архива Кожевниковых.




Вид старой «Гутты». Бутылочное производство.




Строительство нового завода, 1920-е годы. На снимке присутствуют пути узкоколейной железной дороги.
Оригинальная подпись: «Момент подъёма колонны для стен здания завода».




Новый завод по выпуску листового стекла, открытый в 1929 году. Фотография из архива Замковых.


В 1915 году началось освоение Поливановского торфяного болота (расположено к югу от Мишерони, вблизи того места, где позднее возник посёлок Соколья Грива). Для перевозки добытого на Поливановском болоте кускового торфа была задействована узкоколейная железная дорога. Вскоре торф стал основным топливом стекольного завода (до появления узкоколейной железной дороги топливом служили дрова).

В 1918 году Мишеронский стекольный завод был национализирован. Несмотря на гражданскую войну и разруху, он продолжал работать. Основной продукцией являлась винная тара (бутылки), бутыли для кислот (использовались в химических лабораториях и химической промышленности), стеклобанки. В 1929 году был налажен выпуск стеклянных изоляторов.

В 1926 году «по неустановленным причинам» на узкоколейной железной дороге Кривандино — Мишеронь была демонтирована контактная сеть. На тот момент электровоз был единственным оставшимся в Мишерони локомотивом (приобретённые до революции паровозы, предположительно, задолго до 1926 года были отправлены на другие узкоколейные железные дороги). Поэтому демонтаж контактной сети привёл к временному прекращению движения. Непродолжительное время продукцию завода пришлось возить «по-старинке» — на лошадях. Затем стекольному заводу был передан паровоз «тяжёлого» типа, малопригодный для эксплуатации на слабом верхнем строении пути. До тех пор, пока верхнее строение не было усилено, паровоз часто сходил с рельсов.

Электровоз длительное время стоял в тупике на территории завода под навесной крышей. К сожалению, сохранить уникальную машину для истории не удалось — он был разобран на металлолом.

В ноябре 1929 года был запущен опытный цех по выпуску листового стекла. В 1930 году завод, значительно расширенный по сравнению с дореволюционным периодом своей истории, получил официальное название «Мишеронский механизированный стекольный завод «Пионер».

Приблизительно в 1932 году вблизи посёлка Мишеронь пролегла линия узкоколейной железной дороги треста «Шатурторф», позднее переданной Шатурскому транспортному управлению. Узкоколейная железная дорога Мишеронского стекольного завода перестала существовать в виде изолированной узкоколейной железной дороги, став частью огромной «Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог».


Узкоколейная железная дорога на карте Московской губернии
масштаба 1:500 000, изданной в 1928 году.






Узкоколейная железная дорога на карте, изданной в 1939 году.
Линии узкоколейных железных дорог Шатурского
транспортного управления не обозначены.



В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации оборудования стекольного завода в Куйбышев (Самару). Оборудование было демонтировано и вывезено на станцию Кривандино, где должно было быть погружено на платформы широкой колеи. 30 декабря 1941 года поступило распоряжение об отмене эвакуации.

В первые послевоенные годы узкоколейная железная дорога подверглась значительной реконструкции, было заново уложено верхнее строение пути на главной линии Мишеронь — Кривандино, построены новые подъездные пути на станции Кривандино. Локомотивный парк в то время насчитывал шесть паровозов, прицепной подвижной состав был представлен в основном платформами (170 единиц).

На узкоколейной железной дороге имелось регулярное пассажирское сообщение, она была единственным надёжным средством сообщения посёлка Мишеронь с внешним миром. По маршруту Мишеронь — Кривандино регулярно, согласно расписанию, курсировал грузопассажирский поезд. Кроме того, из Мишерони отправлялся рабочий поезд до посёлка Максимовское через станцию Челышево (торфоучасток в Максимовском в то время принадлежал Мишеронскому стекольному заводу). Маршрут почти полностью пролегал по узкоколейной железной дороге Шатурского транспортного управления, лишь в пределах первого километра — по узкоколейной железной дороге Мишеронского стекольного завода.

С 1949 года завод стал работать на песке Люберецкого месторождения, удалённого от Мишерони более чем на 100 километров (до этого использовался песок местного месторождения). Объём перевозок по узкоколейной железной дороге значительно возрос.

В 1961 году начались работы по строительству железнодорожной линии широкой колеи Кривандино — Мишеронь. Прекращение движения по узкоколейной железной дороге до открытия сквозного движения по линии широкой колеи сочли недопустимым.

Для доставки грузов на Мишеронский стекольный завод временно можно было бы использовать узкоколейную железную дорогу Шатурского транспортного управления (маршрут Шатура — Керва — Челышево — Мишеронь). Но от этого варианта отказались — скорее всего, из-за отсутствия перевалочной базы в Шатуре.

Прокладка пути широкой колеи на одних участках производилась параллельно пути узкой колеи, на других участках — непосредственно на его месте. В течение короткого времени узкоколейный путь заменялся «трёхниточным», после его укладки сквозное движение по узкой колее возобновлялось.

В конце 1962 года по ширококолейной железнодорожной линии Кривандино — Мишеронь было открыто сквозное движение. Рельсы узкой колеи были сняты.

Однако на этом история узкоколейной железной дороги Мишеронского стекольного завода не завершилась. На протяжении первого километра от Мишерони (до пересечения с узкоколейной железной дорогой Шатурского транспортного управления) ещё в течение почти 20 лет пролегали пути как широкой, так и узкой колеи. В 1960-х годах Мишеронский стекольный завод приобрёл автомотрису АМ1, которая стала перевозить пассажиров по маршруту Мишеронь — Лосево (посёлок Северная Грива). Сохранялись внутризаводские перевозки по узкой колее.

В начале 1980-х годов завод окончательно отказался от узкоколейной железной дороги, все пути на его территории были разобраны. Вплоть до конца 1990-х годов напоминаниями о ней на территории стекольного завода служили развалины депо узкой колеи и остатки автомотрисы АМ1.

В процессе похода по железнодорожной линии широкой колеи Кривандино — Мишеронь, произведённого 6 ноября 2008 года, на 8-м километре линии (вблизи начальной точки 9-го километра) с левой стороны от пути широкой колеи, на предполагаемой насыпи узкоколейной железной дороги, был обнаружен сохранившийся километровый знак, почти наверняка установленный во времена работы узкоколейной железной дороги. На 13-м километре линии, с левой стороны от пути широкой колеи и от предполагаемой насыпи узкоколейной железной дороги, был обнаружен сохранившийся среди болота знак подачи сигнала.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ КНИГ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ    












09.11.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу