УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РОШАЛЬСКОГО ХИМИЧЕСКОГО КОМБИНАТА









Рошальский химический комбинат имени А. А. Косякова — огромное предприятие, которому обязан своим возникновением город Рошаль. До начала строительства завода здесь была ненаселённая местность, известная как Крестов Брод. Первоначальное название посёлка - Пороховой Завод.

Строительство порохового завода, позднее ставшего Рошальским химическим комбинатом, началось в 1914 году. Исторически сложилось так, что здесь производилась главным образом продукция оборонного назначения. Оборонная специализация предприятия сохранялась вплоть до начала XXI века. Несмотря на это, Рошаль никогда не являлся «закрытым» городом.

Рошальский химический комбинат занимал гигантскую территорию. Она превосходила жилую территорию города - тоже немаленькую, благодаря малоэтажной застройке.

Комбинат состоял из множества цехов, некоторые из которых были удалены от основной территории на километры. Для сообщения между цехами Рошальского химического комбината использовалась узкоколейная железная дорога. На протяжении почти всей своей истории она была связана с сетью узкоколейных железных дорог Шатурского транспортного управления посредством линии Торфяная (Рошаль) — Бакшеево.




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной
в 1979 году (основная часть), 1978 году (северо-западная часть).



К Рошальскому химическому комбинату непосредственно примыкала крупная электростанция — Рошальская ТЭЦ. До начала 1990-х годов она работала на торфе. На Рошальскую ТЭЦ регулярно завозился торф из Бакшеево. Вблизи ТЭЦ находилась станция Торфяная. Участок узкоколейной железной дороги Торфяная — Бакшеево (вместе со станцией Торфяная) принадлежал Шатурскому транспортному управлению. Остальные линии узкоколейной железной дороги в Рошале принадлежали Рошальскому химическому комбинату.

С 1997 года движения на участке Бакшеево — Торфяная (Рошаль) не было. Уже тогда на нём появились разрывы, в связи с воровством рельсов местными жителями. В 2001 году линия Бакшеево — Торфяная была окончательно разобрана. С этого времени узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината являлась автономной (не связанной с другими узкоколейными железными дорогами).



По состоянию на 2000 год, сеть узкоколейных железных дорог Рошальского химического комбината состояла из двух небольших линий. Одна из них соединяет основную территорию комбината (11-й цех) со складом химических веществ, который расположен примерно в километре к востоку от неё. Другая ведёт на станцию широкой колеи. Несмотря на то, что на самом комбинате имеется множество ширококолейных путей — следовательно, необходимости массового подвоза грузов на станцию нет.

Общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около двух километров. Депо находилось на охраняемой основной территории.




Одноуровневое пересечение с подъездным путём широкой колеи между основной и удалённой территориями комбината.
08.2000





Узкоколейная железная дорога перед воротами основной территории комбината.
Влево уходят пути к станции широкой колеи.
08.2000





Ворота удалённой территории комбината (на ней находятся склады).
08.2000




По состоянию на 2000 год, узкоколейная железная дорога использовалась достаточно нерегулярно. Отчасти это связано с тем, что положение Рошальского химкомбината — не лучшее. Объёмы производства очень невелики.

По состоянию на лето 2002 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. Среди подвижного состава — мотовоз ЭСУ2А-1026, тепловоз, имеющий «весёлую» разноцветную окраску (тип не установлен), деревянные крытые вагоны.

Многие работники комбината были уверены, что в самом ближайшем будущем необходимость в использовании узкоколейной железной дороги отпадёт, и она будет разобрана.

В 2003 году узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината была полностью разобрана.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ    












23.10.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!