Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АРХАНГЕЛЬСК — КАРПОГОРЫ







Линия Архангельск — Карпогоры, длиной 212 километров — один из любопытных и малоизвестных участков сети Российских железных дорог.



Краткие исторические сведения

В конце 1964 года был введён в эксплуатацию мостовой переход через реку Северная Двина, расположенный в черте города Архангельска. Эпохальное событие для города: непосредственно в Архангельск пришла магистральная железная дорога.

Ранее ближайшая железнодорожная станция находилась на противоположном, левом берегу Северной Двины. Она хотя и называлась Архангельск, но фактически располагалась не в Архангельске. В городе имелась только пассажирская городская железная дорога.

Благодаря открытию моста появилась возможность превратить Архангельск из тупикового в транзитный пункт железнодорожной сети.

Активное строительство железнодорожной линии Архангельск — Карпогоры развернулось ориентировочно в 1969 году. Изначально планировалось, что конечным пунктом новой железной дороги станут не Карпогоры, а более отдалённый районный центр — Лешуконское. На карте Архангельской области, размещённой в «Большой Советской энциклопедии» (том 2, 1970 год), линия до Лешуконского уже была обозначена как строящаяся.

Первоначально железная дорога строилась быстрыми темпами. Рабочее движение на участке Архангельск — Глубокое было открыто не позднее 1971 года.

В 1973 году был официально введён в постоянную эксплуатацию участок Архангельск — Паленьга, то есть до первого моста через реку Пинега.






Первый (?) поезд  на мосту через  реку  Пинега,  перегон Паленьга   —  Глубокое.
Фотография из «Большой Советской энциклопедии» (том 9, издан в 1972 году).




В 1974 году был сдан в эксплуатацию участок Паленьга — Карпогоры-Товарные. Важно отметить, что станция Карпогоры-Товарные расположена перед вторым мостом через реку Пинега. Станция весьма сильно удалена от села Карпогоры. Вокруг — другие населённые пункты. К Карпогорам станция Карпогоры-Товарные на самом деле не имеет абсолютно никакого отношения.

В относительной близости от села Карпогоры (в 5 километрах от него) строилась станция Карпогоры-Пассажирские. Первый поезд из Архангельска до станции Карпогоры-Пассажирские отправился 28 декабря 1975 года. Однако датой ввода в эксплутацию участка Карпогоры-Товарные — Карпогоры-Пассажирские официально считается 1977 год.

В близкий период времени в соседней Коми АССР (ныне республика Коми) была открыта железнодорожная линия Микунь — Вендинга. В случае появления участка Карпогоры — Вендинга две тупиковые линии превратились бы в транзитную магистраль, напрямую соединяющую два богатых природными ресурсами региона, сокращающую путь следования поездов из республики Коми в Архангельск примерно на тысячу километров.

Явно вопреки экономической целесообразности и здравому смыслу, строительство участка Карпогоры-Пассажирские — Вендинга в годы существования СССР начато не было.

Строительство участка Карпогоры-Пассажирские — Лешуконское (Мезенской железной дороги) началось в 1980-х годах. В 1993 году оно было прекращено.

В 1990-х годах была создана межрегиональная компания «Белкомур» («Беломорье — Коми — Урал»). Заявлялось, что участок Карпогоры — Вендинга будет построен силами компании, и в дальнейшем будет ей эксплуатироваться.

В ноябре 1998 года вблизи станции Карпогоры-Пассажирские состоялась торжественная церемония начала строительства железной дороги Карпогоры — Вендинга. «Серебряный костыль» забил губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов. В течение последующих нескольких лет продолжались строительные работы. Они велись медленными темпами.

Вблизи Карпогор было уложено около четырёх километров рельсо-шпальной решётки. Насыпь на первых 10 километрах к востоку от станции Карпогоры была отсыпана ещё в 1970-е годы. Рельсы для этого участка были сняты с неиспользуемого участка Мезенской железной дороги, расположенного за станцией Явзорская.

На противоположном конце линии Карпогоры-Пассажирские — Вендинга (на территории республики Коми, вблизи Вендинги) началось возведение опор моста через реку Вашка. Было прорублено около 30 километров просеки и уложено около 5 километров пути.

В 2002 году стройка была самым позорным образом брошена. Техника и построенные сооружения, по сути, были отданы на разграбление. Добиться государственного финансирования строительства этого небольшого (215 километров), но весьма важного участка железной дороги до сих пор не удалось.

Вопреки распространённому мнению, станция Карпогоры-Пассажирские не является тупиком (хотя именно так показано во всех схемах и атласах железных дорог). Ведомственная железнодорожная линия (Мезенская железная дорога) продолжается отсюда ещё на 31 километр — до посёлка Шангас, где находится станция Явзорская.



По состоянию на лето 2005 года, линия Архангельск — Карпогоры официально считается малодеятельной. Но малодеятельная не значит бездеятельная — железная дорога активно работает. Здесь курсирует один ежедневный пассажирский поезд сообщением Архангельск — Карпогоры-Пассажирские, один ежедневный пригородный поезд сообщением Архангельск — Паленьга (ориентировочно до 2001 года этот поезд следовал до станции Луковецкий), несколько грузовых поездов.

Основной перевозимый груз — лес в сортиментах (балансах). Ежесуточно на станцию Жаровиха в Архангельске прибывает около 200 вагонов, гружёных лесом. Основные лесопогрузочные станции — Луковецкий, Глубокое-Новое, Сия, Карпогоры-Товарные, Карпогоры-Пассажирские.

В некоторых средствах массовой информации, по данным на 2005 год, упоминается о том, что Пинежский район (центр района — село Карпогоры) не имеет круглогодичного автомобильного сообщения с Архангельском. Это не так: из Карпогор в Архангельск теперь можно проехать и летом. Грунтовая автодорога пролегает через Ясный, Сию и Светлый (железнодорожная станция Глубокое-Новое). Река Пинега у Ясного преодолевается на пароме, в районе Светлого — по понтонному мосту. После дождей такая поездка возможна только на грузовом или полноприводном автомобиле, в сухую погоду — и на обычном легковом. Однако жители Пинежского района в подавляющем большинстве для поездки в областной центр выбирают железную дорогу.

В 2007 году маршрут пригородного поезда был продлён от станции Паленьга до станции Сия. В 2008, 2009 и 2010 годах пригородный поезд курсировал ежедневно только в летнее время (с начала мая до конца сентября), в остальные месяцы — по выходным дням.

В 2009 году общие вагоны в поезде Архангельск — Карпогоры были заменены на сидячие вагоны. Замена привела к заметному подорожанию: при покупке билета на любой станции добавляется около 100 рублей комиссионного сбора. Это существенно ухудшило условия проезда пассажиров, особенно ночью.


По моему мнению, факт наличия статуса поезда дальнего следования у поезда Архангельск — Карпогоры — это дикость и невероятный маразм. Непостижимо, как такое возможно. Давным-давно следовало бы принять единственно верное решение: перевести поезд в категорию пригородных!










______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________








Расписание движения пассажирских поездов сообщением Архангельск-Город —
Карпогоры-Пассажирские на 1981-82 г.г. (из сборника «Расписание
движения пассажирских поездов»).









Расписание движения пассажирского поезда сообщением Архангельск-Город —
Карпогоры-Пассажирские (ввод в действие — с 28 мая 1995 года).









Расписание движения пассажирского поезда сообщением Архангельск-Город —
Карпогоры-Пассажирские (ввод в действие — с 28 мая 1995 года).
Показано расстояние и время перегонного хода.









Расписание движения пассажирского поезда сообщением Архангельск-Город —
Карпогоры-Пассажирские (ввод в действие — с 28 мая 1995 года).
Схема состава поезда.









Расписание   движения  пригородных  поездов     сообщением  Архангельск-Главный
(Архангельск-Город) — Луковецкий, Архангельск-Главный (Архангельск-Город) —
Юрас. Ввод в действие — с 1 июня 1997 года.









Расписание движения пригородных поездов сообщением Луковецкий — Архангельск-Главный (Архангельск-Город),
Юрас — Архангельск-Главный (Архангельск-Город). Ввод в действие — с 1 июня 1997 года.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (БИЛЕТЫ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ    










31.07.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу