Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ








Архангельск является первым региональным центром Российской Федерации, где был в мирное время полностью уничтожен трамвай.

(Трамвайная сеть города Грозный закрылась в результате военных действий, когда было разрушено не только трамвайное хозяйство, но и весь город был превращён в груду развалин. Более того — официально считается, что трамвай в Грозном закрыт временно, он должен быть восстановлен).


Архангельский трамвай появился до революции 1917 года. В то время трамвайное движение было редкостью и привилегией города с высоким статусом. Городской железной дороги (трамвая) до революции не было, к примеру, в Екатеринбурге, Минске, Иркутске.

Архангельск — первый российский морской порт, основанный в 1584 году царём Иваном Грозным. Сохраняет значение важного морского порта поныне. Между тем, Архангельск находится на берегах реки Северная Двина, на удалении от моря.

Архангельск — крупный центр деревообработки. Сотни лет древесина поступала сюда по великой реке Северной Двине. Сейчас — к сожалению, в основном на дымящем вредном автотранспорте. В меньшей степени — по железной дороге.

Почти вплотную к Архангельску примыкает Северодвинск — центр военного судостроения. Северодвинск — ближайшая точка, где можно увидеть Белое море.

Архангельск удивительным образом сохранил религиозное название в годы Советской власти. Предлагались варианты переименования: Ломоносовск (великий русский учёный родился в 80 километрах от Архангельска), Виноградовск (в честь местного революционера Павлина Виноградова), Северодвинск (позже так был назван соседний город, причём расположенный в стороне от Северной Двины), Краснодвинск, Беломорск, Двиноморск, Североград, Сталинпорт, Лесодвинск, Лесопильск. Но «обошлось».

Первые серьёзные обсуждения строительства трамвая были в 1898 году, когда на левый берег Северной Двины пришла железная дорога из Ярославля. В то время город целиком находился на правом берегу. В правобережном Архангельске магистральная железная дорога появилась только в 1964 году.

Строительство трамвайной сети началось в 1914 году. Регулярное движение было открыто летом 1916 года, несмотря на военное время. Линия с самого начала была двухпутной электрифицированной. Колея — 1524 мм.

В 1917 году была открыта трамвайная линия в Соломбалу — на островную часть города, расположенную к северу от центра. Сообщение с Соломбалой осуществлялось только зимой по льду. В остальное время линия на Соломбале работала изолированно. Она имела своё депо.

«Соломбальская» сеть соединилась с основной сетью в 1956 году, с открытием Кузнечевского моста.

Трамвайная сеть Архангельска никогда не останавливалась — ни в период Гражданской войны и разрухи, ни в период Великой Отечественной войны, когда город ожесточённо бомбили. Трамвай с гордостью называли самым северным в мире. Он был «брендом», символом Архангельска. Главным свидетельством того, что это большой и цивилизованный город.

В 1974 году в Архангельске пустили троллейбусы, хотя это совершенно излишний шаг. Вопреки всякой логике, троллейбус открыли в «трамвайном» Архангельске, а не в «безтрамвайном» Северодвинске.

Фактически трамвайная сеть Архангельска состояла из одной «длиннейшей» линии, протяжённостью около тридцати километров: «Северная Маймакса» — «Лесозавод №2» (Фактория), с единственным ответвлением на Соломбале, от «улицы Челюскинцев» до «улицы Малиновского».

Самый дальний участок линии, от «улицы Баумана» до «Северной Маймаксы», был закрыт в 1980-х годах.

http://transphoto.ru/photo/204476 — схема трамвайной сети.

Благодаря своей конфигурации Архангельский трамвай был пригоден для превращения в скоростную систему. Для этого потребовалось бы не так много. В минимальном варианте — всего лишь сократить количество остановок, внедрить светофоры, автоматически дающие зелёный сигнал трамвайному вагону.

Линии в северной части города (на острове Соломбала и севернее) являлись однопутными, с разъездами. Подвижной состав в последние годы работы системы состоял из «рижских» вагонов РВЗ-6М2 и «ленинградских» вагонов ЛМ-93, ЛВС-86. Такие вагоны всегда были редкостью за пределами Ленинграда. Усть-катавских и чехословацких вагонов в Архангельске, по состоянию на 1990-е годы, не было.

Пражские «Татры» в Архангельск не поступали никогда. Вагоны из Усть-Катава когда-то были.

Я впервые побывал в Архангельске в августе 1997 года. Трамвайная сеть была проезжена полностью или почти полностью. Как ни печально, фотографии не делались.

В начале ХХI века к власти в городе пришла спятившая мразота. Город стал стремительно скатываться в «дырищу». Геростраты и недочеловеки уничтожили трамвай. Остановить свихнувшихся мудаков было некому. Разумное население ничего сделать не могло. К сожалению, простые люди бессильны: можно негодовать, приходить в ярость или в отчаяние, но «стихийное бедствие» не остановить.

Как сказали многие в отчаянии, «Архангельск умер, здесь делать нечего, остаётся только уезжать». Город стал один из самых быстровымирающих в России.

14 июня 2002 года в Архангельске побывал известный «трамофан» Юрий Маллер (бывший житель Ленинграда, уехавший в США). Его публикация: http://forum.tr.ru/read.php?1,28641.

В конце 2002 года были закрыты все «северные» маршруты, расположенные на острове Соломбала. В 2003 году была закрыта линия по главной улице города — Троицкому проспекту.

21 июля 2004 года прошёл последний вагон по последнему маршруту — №2, «улица Выучейского» — «2-й Лесозавод» (район Фактория). Свихнувшиеся геростраты принялись крушить последний участок системы.



Ликвидация путей была быстрой. Вероятная цель — установить монопольное положение на транспорте так называемых маршруток в виде «скотовозных» автобусов марки ПАЗ. Они приносят прибыль своим хозяевам, в отличие от трамвая. Хозяевами «маршруток» здесь, как и в других городах, часто являются депутаты и родственники мэра.

Власти города Архангельска покрыли себя несмываемым позором. Теперь это «кровоточащая рана» на карте России.

На территории трамвайного депо происходило массовое сжигание вагонов (фотосвидетельство). Цель — выжечь все неметаллические части. Выгоревшие вагоны резали на куски и продавали как металлолом.

Восстановление трамвая никто всерьёз не обсуждает. Была издевательская заметка к 1 апреля. Вместо призывов к суду над виновными и восстановлению системы!



«Первоапрельская» заметка в газете «Правда Севера». На взгляд
автора, эту заметку можно охарактеризовать как издевательскую.
Изображённое устройство — реально существовавший тепловоз
М62, поставленный на автомобильные колёса.


Известна фраза: «Архангельск — глушь и тоска». В 1997 году я был с ней в корне не согласен: хороший город! Первый русский морской порт, «ворота» к освоению Севера, важное место в российской истории.

Но безумные варвары-геростраты сделали всё для того, чтобы подтвердить эту неприятную фразу.


Ситуация на 2017 год: трамвайное депо №1 снесено, местность изменилось до неузнаваемости. В центре города есть трамвайный вагон-памятник.

Восстановление трамвая всё ещё не обсуждается на серьёзном уровне. Сетевое «место встречи» тех, кто небезразличен к трамваю: http://vk.com/arh_tram.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
   









18.08.2005 © С. Болашенко

назад

на главную страницу