Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ








Архангельск является первым региональным центром Российской Федерации, где был в мирное время полностью уничтожен трамвай.

(Трамвайная сеть города Грозный закрылась в результате военных действий, когда было разрушено не только трамвайное хозяйство, но и весь город был превращён в груду развалин. Более того — официально считается, что трамвай в Грозном закрыт временно, он должен быть восстановлен).


Архангельский трамвай появился до революции 1917 года. В то время трамвайное движение было редкостью и привилегией города с высоким статусом. Городской железной дороги (трамвая) до революции не было, к примеру, в Екатеринбурге, Минске, Иркутске.

Архангельск — первый российский морской порт, основанный в 1584 году царём Иваном Грозным. Сохраняет значение важного морского порта поныне. Между тем, Архангельск находится на берегах реки Северная Двина, на удалении от моря.

Архангельск — крупный центр деревообработки. Сотни лет древесина поступала сюда по великой реке Северной Двине. Сейчас — к сожалению, в основном на дымящем вредном автотранспорте. В меньшей степени — по железной дороге.

Почти вплотную к Архангельску примыкает Северодвинск — центр военного судостроения. Северодвинск — ближайшая точка, где можно увидеть Белое море.

Архангельск удивительным образом сохранил религиозное название в годы Советской власти. Предлагась варианты переименования: Ломоносовск (великий русский учёный родился в 80 километрах от Архангельска), Виноградовск (в честь местного революционера Павлина Виноградова), Северодвинск (позже так был назван соседний город, причём расположенный в стороне от Северной Двины), Краснодвинск, Беломорск, Двиноморск, Североград, Сталинпорт, Лесодвинск, Лесопильск. Но «обошлось».

Первые серьёзные обсуждения строительства трамвая были в 1898 году, когда на левый берег Северной Двины пришла железная дорога из Ярославля. В то время город целиком находился на правом берегу. В правобережном Архангельске магистральная железная дорога появилась только в 1964 году.

Строительство трамвайной сети началось в 1914 году. Регулярное движение было открыто летом 1916 года, несмотря на военное время. Линия с самого начала была двухпутной электрифицированной. Колея — 1524 мм.

В 1917 году была открыта трамвайная линия в Соломбалу — на островную часть города, расположенную к северу от центра. Сообщение с Соломбалой осуществлялось только зимой по льду. В остальное время линия на Соломбале работала изолированно. Она имела своё депо.

«Соломбальская» сеть соединилась с основной сетью в 1956 году, с открытием Кузнечевского моста.

Трамвайная сеть Архангельска никогда не останавливалась — ни в период Гражданской войны и разрухи, ни в период Великой Отечественной войны, когда город ожесточённо бомбили. Трамвай с гордостью называли самым северным в мире. Он был «брендом», символом Архангельска. Главным свидетельством того, что это большой и цивилизованный город.

В 1974 году в Архангельске пустили троллейбусы, хотя это совершенно излишний шаг. Вопреки всякой логике, троллейбус открыли в «трамвайном» Архангельске, а не в «безтрамвайном» Северодвинске.

Фактически трамвайная сеть Архангельска состояла из одной «длиннейшей» линии, протяжённостью около тридцати километров: «Северная Маймакса» — «Лесозавод №2» (Фактория), с единственным ответвлением на Соломбале, от «улицы Челюскинцев» до «улицы Малиновского».

Самый дальний участок линии, от «улицы Баумана» до «Северной Маймаксы», был закрыт в 1980-х годах.

http://transphoto.ru/photo/204476 — схема трамвайной сети.

Благодаря своей конфигурации Архангельский трамвай был пригоден для превращения в скоростную систему. Для этого потребовалось бы не так много. В минимальном варианте — всего лишь значительно сократить количество остановок, внедрить светофоры, автоматически дающие зелёный сигнал трамвайному вагону.

Линии в северной части города (на острове Соломбала и севернее) являлись однопутными, с разъездами. Подвижной состав в последние годы работы системы состоял из «рижских» вагонов РВЗ-6М2 и «ленинградских» вагонов ЛМ-93, ЛВС-86. Такие вагоны всегда были редкостью за пределами Ленинграда. Усть-катавских и чехословацких вагонов в Архангельске, по состоянию на 1990-е годы, не было.

Пражские «Татры» в Архангельск не поступали никогда. Вагоны из Усть-Катава когда-то были.

Я впервые побывал в Архангельске в августе 1997 года. Трамвайная сеть была проезжена полностью или почти полностью. Как ни печально, фотографии не делались.

В начале ХХI века к власти в городе пришла спятившая мразота. Город стал стремительно скатываться в «дырищу». Геростраты и недочеловеки уничтожили трамвай. Остановить свихнувшихся мудаков было некому. Разумное население ничего сделать не могло. К сожалению, простые люди бессильны: можно негодовать, приходить в ярость или в отчаяние, но «стихийное бедствие» не остановить.

Как сказали многие в отчаянии, «Архангельск умер, здесь делать нечего, остаётся только уезжать». Город стал один из самых быстровымирающих в России.

14 июня 2002 года в Архангельске побывал известный «трамофан» Юрий Маллер (бывший житель Ленинграда, уехавший в США). Его публикация: http://forum.tr.ru/read.php?1,28641.

В конце 2002 года были закрыты все «северные» маршруты, расположенные на острове Соломбала. В 2003 году была закрыта линия по главной улице города — Троицкому проспекту.

21 июля 2004 года прошёл последний вагон по последнему маршруту — №2, «улица Выучейского» — «2-й Лесозавод» (район Фактория). Свихнувшиеся геростраты принялись крушить последний участок системы.



Ликвидация путей была быстрой. Вероятная цель — установить монопольное положение на транспорте так называемых маршруток в виде «скотовозных» автобусов марки ПАЗ. Они приносят прибыль своим хозяевам, в отличие от трамвая. Хозяевами «маршруток» здесь, как и в других городах, часто являются депутаты и родственники мэра.

Власти города Архангельска покрыли себя несмываемым позором. Теперь это «кровоточащая рана» на карте России.

На территории трамвайного депо происходило массовое сжигание вагонов (фотосвидетельство). Цель — выжечь все неметаллические части. Выгоревшие вагоны резали на куски и продавали как металлолом.

Восстановление трамвая никто всерьёз не обсуждает. Была издевательская заметка к 1 апреля. Вместо призывов к суду над виновными и восстановлению системы!



«Первоапрельская» заметка в газете «Правда Севера». На взгляд
автора, эту заметку можно охарактеризовать как издевательскую.
Изображённое устройство — реально существовавший тепловоз
М62, поставленный на автомобильные колёса.


Известна фраза: «Архангельск — глушь и тоска». В 1997 году я был с ней в корне не согласен: хороший город! Первый русский морской порт, «ворота» к освоению Севера, важное место в российской истории.

Но безумные варвары-геростраты сделали всё для того, чтобы подтвердить эту неприятную фразу.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
   









18.08.2005 © С. Болашенко

назад

на главную страницу