Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МЕЗЕНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









«Мезенская железная дорога» — официальное, согласно документам компании-владельца и табличкам на зданиях ДС, название ведомственной железнодорожной линии Карпогоры-Пассажирские — 1-й километр (посёлок Междуреченский) — Явзорская (посёлок Шангас). Железнодорожная линия расположена в Пинежском районе Архангельской области.



история

Строительство железнодорожной линии от Архангельска до реки Мезень планировалось ещё в 1960-х годах. В некоторых картах того времени можно найти строящуюся железнодорожную линию Архангельск — Карпогоры — Лешуконское.

В 1975 году рельсовый путь появился вблизи села Карпогоры, центра Пинежского района (станция Карпогоры-Пассажирские). По планам, в недалёкой перспективе станция Карпогоры-Пассажирские должна была стать узловой.

Предусматривалось строительство участка Карпогоры — Вендинга (в юго-восточном направлении), и участка Карпогоры — Лешуконское (в северо-восточном направлении).

Участок Карпогоры — Вендинга, в первую очередь, позволил бы пропускать транзитные грузы из Коми АССР (в настоящее время республика Коми) в Архангельский морской порт. Участок Карпогоры — Лешуконское предназначался для вывоза леса и для транспортного сообщения с Лешуконским районом.

Без железной дороги Лешуконский район оторван от цивилизации. Жизнь в нём по этой причине была и остаётся тяжёлой.




Строящийся участок железной дороги Карпогоры — Лешуконское
в «Большой Советской энциклопедии» (том 2, 1970 год).


В силу различных причин (прежде всего — из-за нехватки средств) станция Карпогоры-Пассажирские надолго осталась конечным пунктом железнодорожной линии. Однако в 1980-х годах строительство участка Карпогоры-Пассажирские — Лешуконское (Мезенской железной дороги) было начато.

В 1986 году железная дорога была доведена до 31-го километра. На этом месте началось строительство станции Явзорская (варианты названий — Явзоры, Явзора).

Строительство вёл трест «Севтрансстрой». Темпы строительства были низкими. По мере продвижения в глубину лесных массивов железная дорога использовалась для вывоза леса.

В 1994 году строительство было прекращено. К тому моменту рельсы были доведены до 41-го километра. Упоминание строительства есть на сайте Плесецкого районного суда.

Насыпь была отсыпана дальше 41-го километра. Она оборвалась на отметке 22,7 км от Явзорской. Частично был построен мост через реку Ежуга.

До Лешуконского оставалось ещё 68 километров. На этом участке строительство не начиналось.

Построенный участок до станции Явзорская, протяжённостью по меньшей мере 31 километр, к моменту консервации строительства находился во временной эксплуатации и использовался для вывоза леса. На нём возник посёлок, в котором было построено исправительно-трудовое учреждение.

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1992 новому посёлку, возникшему на территории Пинежского района, было присвоено наименование Шaнгас.




Мезенская железная дорога на карте масштаба
1: 1 000 000 (нанесена условно).


В 1998 году рельсы были сняты с недействующего участка за станцией Явзорская и перевезены в Карпогоры. Они использовались на строительстве начального участка линии Карпогоры — Вендинга.

Через несколько лет строительство линии Карпогоры — Вендинга также прекратилось. Построенный участок железной дороги Карпогоры — Вендинга был разобран.

По состоянию на август 2006 года, Мезенская железная дорога действует. Протяжённость, без учёта подъездных путей нижних складов и станционных путей, составляет 31 километр. Начальная точка железной дороги находится у станции Карпогоры-Пассажирские («РЖД», Северная железная дорога). Де-факто Мезенской железной дороге принадлежит почти половина станции Карпогоры-Пассажирские.





Станция 1-й километр. Начальный участок главной линии Мезенской железной дороги находится в центре.
Этот же путь в будущем должен вести к станции Вендинга. Вид на восток. Вдали (по центру) —
обособленный парк станции 1-й километр. В левой части снимка — путь на территорию
исправительной колонии, в правой части снимка — путь, который
ведёт на нижний склад в соседнем посёлке Сога.
24.07.2005





Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на запад. Впереди — пути станции 1-й километр,
вскоре переходящие в пути станции Карпогоры-Пассажирские (видимой границы между станциями нет).
Слева — отстаивающийся пассажирский вагон Мезенской железной дороги. Рядом с вагоном
находится диспетчерская Мезенской железной дороги.
24.07.2005


Вблизи станции Карпогоры-Пассажирские, в посёлке Междуреченский, находится станция 1-й километр, являющаяся «станцией примыкания». Граница станций находится недалеко от вокзала Карпогоры-Пассажирские и «невооружённым глазом» не обнаруживается.

Фактически Карпогоры-Пассажирские и 1-й километр — это одна станция. Технология её работы такова, что манёвры подвижного состава Мезенской железной дороги без захода на пути «РЖД» невозможны, как и манёвры подвижного состава «РЖД» без захода на пути станции 1-й километр.

Западная часть единой станции считается станцией Карпогоры-Пассажирские, восточная часть — станцией 1-й километр.

Вблизи станции находится исправительно-трудовая колония (Учреждение УГ-42/19), на которую ведёт подъездной путь. Все перевозки для нужд колонии обеспечивает Мезенская железная дорога.

Станция Явзорская находится в посёлке Шангас, в 31 километре от станции 1-й километр. Вблизи станции находится нижний склад лесопункта и исправительно-трудовая колония-поселение (Учреждение УГ-42/17). На нижний склад лес доставляется автотранспортом.

Согласно спутниковому снимку, просека от посёлка Шангас протянулась в направлении Лешуконского на 22 километра, однако рельсы были уложены до 41-го километра. Мост через реку Ежуга не был достроен.

Железная дорога находится в подчинении Отделения временной эксплуатации (ОВЭ). Основной груз, отправляемый со станции Явзорская — лес.

Посёлок Шангас круглогодично доступен для автомобилей повышенной проходимости. Однако автодорога плохая. Весной и после продолжительных дождей она становится труднопроезжей. Кроме того, автомобильный маршрут от Карпогор до Шангаса длиннее железнодорожного почти в 4 раза. Поэтому на железной дороге до 2007 года существовало полноценное пассажирское сообщение.

Расписание движения пассажирского поезда сообщением 1-й километр — Явзорская не было выяснено. Известно, что поезд курсировал один или два раза в сутки, один из рейсов был увязан с расписанием движения поезда Архангельск — Карпогоры-Пассажирские. Время в пути от станции 1-й километр до станции Явзорская составляло 1 час 45 минут. Поезд состоял из одного пассажирского вагона.

С 28 апреля 2006 года по меньшей мере до начала июня пассажирский поезд не курсировал. Прекращение его движения вызвало резкие протесты жителей посёлка Шангас. После выделения дотаций движение пассажирского поезда было восстановлено.

В 2007 году движение пассажирского поезда окончательно прекратилось. Вместо пассажирского поезда стала курсировать автомотриса АС1А либо «ДМка».

Но пассажирским движением это не является. В отличие от пассажирского поезда, автомотриса курсирует нерегулярно, без расписания и без билетов. Формально право проезда имеют только осуждённые и сотрудники колонии.

Перспективы возобновления строительства Мезенской железной дороги в направлении Лешуконского в настоящее время являются неопределёнными. Появление автомобильной дороги до Лешуконского, которое ожидается в ближайшие годы, ещё более снизит актуальность железнодорожного строительства на этом участке.







Поездки автора

2005 год

На момент прибытия в Карпогоры я не знал о том, что железная дорога продолжается отсюда в сторону Лешуконского. Пытаюсь выяснить сведения о состоянии участка Карпогоры — Вендинга (на восток, тогда как линия на Лешуконское пролегает на северо-восток).

В Карпогорах пытаюсь выяснить состояние железной дороги у дежурного по переезду — заключённого местной колонии.

Ситуация с линией на Вендингу — самая печальная. Её начинали строить, но строительство полностью заброшено. Построенные сооружения разрушаются, рельсы разворовываются.

Фотографирую пассажирский вагон Мезенской железной дороги. Скорее всего, тогда он ещё был в ходу.



2010 год (также: http://ru_railway.livejournal.com/1165399.html)

В Карпогоры прибываю специально для изучения Мезенской железной дороги. От Северодвинска до станции Луковецкий удалось добраться автостопом. Затем пришлось отдать немалые деньги за проезд в сидячем вагоне поезда.

Ночёвка в замаскированном месте у путей станции Карпогоры-Пассажирские.

Вот и Мезенская железная дорога. Одна из самых загадочных железных дорог России. До сих пор не известно ни одной топографической карты, на которой она была бы обозначена!

Иду в здание дежурного по станции 1 километр. Сведения неутешительные. Пассажирское движение отменено. Грузовое движение редкое и нерегулярное.

В лучшем случае, может быть, удастся уехать на дрезине («ДМке»). Она дойдёт из Явзорской до предвходного светофора.

Еду в ведомственном тепловозе ТЭМ1-1420 до тупика на нижнем складе, который расположен параллельно Мезенской железной дороге.

Перехожу на Мезенскую железную дорогу. Прохожу предвходной светофор, иду дальше — к мосту через Согу. Возвращаюсь к предвходному светофору.

Прибыла дрезина из Явзорской. Машинист дрезины — заключённый. Удалось уехать на Явзорскую.

Немного «завесу тайны» над Мезенской железной дорогой удалось приоткрыть. Железная дорога строилась в 1980-е годы. До станции Явзорская, по воспоминаниям жителей Шангаса (посёлок у станции Явзорская) дошла в 1986 году.

Посёлок Шангас официально образован в 1992 году. Хотя строительство посёлка началось раньше. Станция Явзорская находится на 31-м километре. Рельсы были уложены до 41-километра.

Не следует путать посёлок Шангас со старинной деревней с таким же названием. Она находилась в другом месте.

Железная дорога строилась капитально, вовсе не как ведомственная лесовозная ветвь. Она должна была стать крупной полноценной магистралью. Строительство прекратилось в 1993 году.

В 1998 году имела места церемония начала строительства «Белкомура» (железной дороги Карпогоры — Вендинга). От Карпогор в сторону Вендинги тогда уложили несколько километров пути. Для этого были использованы рельсы, снятые с неиспользуемого участка Мезенской железной дороги от Явзорской до 41-го километра.

Вскоре, как известно, «Белкомур» был заброшен, разобран и разворован.

До 2007 года по маршруту 1-й километр (вблизи Карпогор) — Явзорская было регулярное пассажирское движение. Поезд состоял из одного пассажирского вагона, продавались билеты. Движение прерывалось в 2006 году и было окончательно прекращено в 2007 году.

Сейчас по линии курсирует «ДМка» — сходная с теми, что есть, например, на Монзенской железной дороге. Но пассажирским движением это не назвать. Движение осуществляется нерегулярно, без расписания, и формально право проезда имеют только осуждённые и сотрудники колонии.

Отправление дрезины — не от станции 1-й километр, а от автомобильного переезда на 4-м километре, за мостом через реку Сога.

Причина — станция 1-й километр входит в зону действия сигнализации станции Карпогоры-Пассажирские. Перед станцией 1-й километр со стороны Явзорской установлен предвходной светофор, рядом с ним — изолирующий стык. Заход подвижного состава с Явзорской на 1-й километр нужно согласовывать с «РЖД», что затруднительно.

Сегодня мне повезло в том плане, что дрезина проехала дальше переезда на 4-м километре, за мост через Согу, непосредственно к светофору.

Довольно быстрая езда на дрезине. Путевого развития между 1 километром и Явзорской нет. Есть лишь остатки разобранного разъезда на 18 километре.

Вот и пути, деревянные домики в труднодоступном и манящем месте. Передо мной — одна из самых загадочных точек Железнодорожной России, станция Явзорская Мезенской железной дороги!

http://old.wikimapia.org/#lat=64.2032767&lon=44.9022388&z=13&l=1&m=b — посёлок Шангас и станция Явзорская на спутниковых снимках.

Явзорская — место таинственное во всех отношениях. Ни одной фотографии в Сети. Ни одной карты, где она была бы показана. И вообще, многие не верят в существование этой станции, считают, что Карпогоры — тупик.

Никакого персонала на станции Явзорская нет. Здание дежурного по станции заколочено. Помимо него, здесь есть остатки строительства капитального вокзала.

Станция действующая. Ведётся погрузка леса. Но перспективы тревожные. Не исключено закрытие колонии и ликвидация железной дороги. Возобновления строительства на Лешуконское нет ни в каких планах, даже в сборнике фантазий «стратегия 2030».


Иду на север. Рельсы в сторону Лешуконского вскоре обрываются. Действующий путь поворачивает влево, на лесобиржу. Здесь ведётся погрузка леса, который доставляется автомобилями.

Осматриваю посёлок Шангас. Он является новым, но выглядит не лучшим образом, мягко говоря. Бараки вызывают один вопрос: как в таком можно жить?

Унылые постройки ещё и разделены на две половины, то есть предназначены для двух семей! Того гада, кто это придумал — расстрелять мало. Нарушается главное, фундаментальное правило жизни в сельской местности: свой дом нельзя делить ни с кем!

Магазина, библиотеки, клуба и чего-то подобного здесь я не нашёл — хотя, возможно, недостаточно искал. Позднее выяснилось: один магазин с минимальным ассортиментом и высокими ценами здесь есть. Имеются двухэтажные бараки, частично заброшенные.

Жизнь в Шангасе тяжёлая. Отзывы местных жителей порой выглядят страшновато.

У станции ко мне привязались «менты» — работники колонии. Потребовали документы, выразили недовольство фотографированием.

Иду в Карпогоры, выполняя тотальную пешую фотодокументацию. Движения по железной дороге не было.

На болотном участке линии встретился с заключёнными, отправленными на сбор клюквы. Они просили меньше писать о железной дороге и больше — о жуткой разрухе в стране и их ужасном положении.

Ситуация действительно самая наихудшая. Никакого движения вперёд в России нет. Всё уничтожается, разворовывается, деградирует. Несчастный участок Карпогоры — Вендинга, маленький, простой и жизненно необходимый, разворован и никогда не будет достроен.

Железная дорога никогда не придёт в Лешуконское. Лешуконский район навсегда останется оторванной от цивилизации «дырой», и через какое-то время обезлюдеет. В России, скорее всего, никогда больше не будут строиться железные дороги, может быть за какими-то единичными небольшими исключениями. А вот уничтожаться — будут, и страшными темпами.

Разборка Мезенской железной дороги — вероятно, тоже вопрос времени. Как и полная деградация Архангельской области, которая с каждым годом всё больше превращается в «мёртвую зону».

К мосту через Согу, до которого я доходил утром, успеваю добраться до темноты. Далее — в посёлок Сога и на станцию Карпогоры-Пассажирские. Поздно вечером выезжаю в сидячем вагоне поезда Карпогоры — Архангельск.

Следующий целевой пункт — Семигородняя узкоколейная железная дорога.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    КАРТЫ И СХЕМЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ 1 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ 1 КМ, ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН,
     НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА 1 КИЛОМЕТР — ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ 1 КМ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ СОГА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ 1 КМ, СТАНЦИЯ ЯВЗОРСКАЯ,
     ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ЯВЗОРСКАЯ, СТАНЦИЯ ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ЯВЗОРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ВЕРХНИЙ ШАНГАС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, РАЗОБРАННЫЙ РАЗЪЕЗД НА 18 КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    












02.02.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу