ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЕМЦА — ВЕРХОВСКИЙ








Железнодорожная линия Емца — Верховский пролегала по территории Плесецкого района Архангельской области. Протяжённость железнодорожной линии составляла приблизительно 23 километра.

Дата открытия железнодорожной линии не выяснена. Находившийся на ней посёлок Островский возник в 1930-х годах. Однако не исключено, что первоначально железной дороги в Островском не было.




Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000.


Железнодорожная линия была построена не позднее 1950-х годов. Вместо посёлка Островский в двух километрах севернее был построен посёлок Верховский (первоначально назывался Нухтоозеро). Посёлок стал начальным пунктом Верховской узкоколейной железной дороги.

Железнодорожная линия использовалась для вывоза леса от нижних складов в посёлках Верховский и Берёзовка. Лесопункт (лестрансхоз?) в посёлке Берёзовка принадлежал одному из предприятий, расположенных в Украинской ССР. В Верховском находился Верховский опытный леспромхоз, позднее — Верховский лесопункт Савинского леспромхоза.

В 1970-х годах посёлок Берёзовка был закрыт. Единственным местом погрузки древесины стал нижний склад в Верховском.

На железнодорожной линии имелось пассажирское движение. Для жителей посёлка Верховский она была основным путём во «внешний мир». До конца 1980-х годов автомотриса (здесь её называли мотовозом) от Верховского до Емцы отправлялась ежедневно в 9:00, 15:00, 21:00. Билет стоил 30 копеек. Депо находилось в Верховском, однако машинисты автомотрисы жили в Емце (?).

В то время на линии действовала электрожезловая система. В Емце машинист получал жезл для выезда на перегон Емца — Верховский, тогда как на магистральном ходу Коноша — Обозерская, включающем станцию Емца, электрожезловая система давно ушла в прошлое.

С конца 1980-х годов из-за нехватки средств автомотриса стала курсировать один раз в сутки. Пунктом её отправления в то время была платформа на окраине посёлка Емца, вблизи кладбища (нынешний крайний пункт рельсового пути). Грузовое движение сократилось до минимума. Иногда пассажирское движение прекращалось из-за поломки единственной автомотрисы.

С начала 1990-х годов встал вопрос о закрытии железнодорожной линии. Прежний владелец (кто им являлся — с достоверностью выяснить не удалось) предложил принять линию на свой баланс Савинскому леспромхозу, в ведении которого находился лесопункт в Верховском.

Руководитель Савинского леспромхоза отказался это сделать. В 1993 году пассажирское движение было прекращено.

В 1995 году (по другим данным — в 1994 году) рельсы были сняты. Трасса разобранной железной дороги была превращена в автодорогу, для этого использовался бульдозер.

По состоянию на лето 2006 года, от железнодорожной линии Емца — Верховский остался короткий участок недействующего пути (протяжённостью менее километра). Он заканчивается вблизи кладбища посёлка Емца. На всём остальном протяжении железнодорожной линии по её трассе пролегает автодорога. Какие-либо следы существования железной дороги (шпалы, костыли, подкладки) встречаются крайне редко.

В Верховском о существовании железнодорожной линии напоминают редкие шпалы вблизи бывшего нижнего склада и разграбленная автомотриса (номер и тип установить не удалось).









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    












05.02.2007 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика