Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЕМЦА — ВЕРХОВСКИЙ








Железнодорожная линия Емца — Верховский пролегала по территории Плесецкого района Архангельской области. Протяжённость железнодорожной линии составляла приблизительно 23 километра.

Дата открытия железнодорожной линии не выяснена. Находившийся на ней посёлок Островский возник в 1930-х годах. Однако не исключено, что первоначально железной дороги в Островском не было.




Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000.


Железнодорожная линия была построена не позднее 1950-х годов. Вместо посёлка Островский в двух километрах севернее был построен посёлок Верховский (первоначально назывался Нухтоозеро). Посёлок стал начальным пунктом Верховской узкоколейной железной дороги.

Железнодорожная линия использовалась для вывоза леса от нижних складов в посёлках Верховский и Берёзовка. Лесопункт (лестрансхоз?) в посёлке Берёзовка принадлежал одному из предприятий, расположенных в Украинской ССР. В Верховском находился Верховский опытный леспромхоз, позднее — Верховский лесопункт Савинского леспромхоза.

В 1970-х годах посёлок Берёзовка был закрыт. Единственным местом погрузки древесины стал нижний склад в Верховском.

На железнодорожной линии имелось пассажирское движение. Для жителей посёлка Верховский она была основным путём во «внешний мир». До конца 1980-х годов автомотриса (здесь её называли мотовозом) от Верховского до Емцы отправлялась ежедневно в 9:00, 15:00, 21:00. Билет стоил 30 копеек. Депо находилось в Верховском, однако машинисты автомотрисы жили в Емце (?).

В то время на линии действовала электрожезловая система. В Емце машинист получал жезл для выезда на перегон Емца — Верховский, тогда как на магистральном ходу Коноша — Обозерская, включающем станцию Емца, электрожезловая система давно ушла в прошлое.

С конца 1980-х годов из-за нехватки средств автомотриса стала курсировать один раз в сутки. Пунктом её отправления в то время была платформа на окраине посёлка Емца, вблизи кладбища (нынешний крайний пункт рельсового пути). Грузовое движение сократилось до минимума. Иногда пассажирское движение прекращалось из-за поломки единственной автомотрисы.

С начала 1990-х годов встал вопрос о закрытии железнодорожной линии. Прежний владелец (кто им являлся — с достоверностью выяснить не удалось) предложил принять линию на свой баланс Савинскому леспромхозу, в ведении которого находился лесопункт в Верховском.

Руководитель Савинского леспромхоза отказался это сделать. В 1993 году пассажирское движение было прекращено.

В 1995 году (по другим данным — в 1994 году) рельсы были сняты. Трасса разобранной железной дороги была превращена в автодорогу, для этого использовался бульдозер.

По состоянию на лето 2006 года, от железнодорожной линии Емца — Верховский остался короткий участок недействующего пути (протяжённостью менее километра). Он заканчивается вблизи кладбища посёлка Емца. На всём остальном протяжении железнодорожной линии по её трассе пролегает автодорога. Какие-либо следы существования железной дороги (шпалы, костыли, подкладки) встречаются крайне редко.

В Верховском о существовании железнодорожной линии напоминают редкие шпалы вблизи бывшего нижнего склада и разграбленная автомотриса (номер и тип установить не удалось).









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    












05.02.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу