ЕРОГОДСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Ерогóдской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Ергá, расположенный в Котласском районе Архангельской области (формально — в Великоустюгском районе Вологодской области). Узкоколейная железная дорога была лесовозной.

Посёлок Ерга обозначен на картах как находящийся в Вологодской области. Ни на одной из известных автору топографических карт нет упоминания о том, что посёлок подчинён Архангельской области. Между тем, большинство его жителей не подозревают о том, что находятся на территории Вологодской области. Посёлок подчинён Удимскому поссовету Котласского района Архангельской области. Его жители платят налоги в бюджет Архангельской области, участвовали в выборах архангельского губернатора, участвуют в выборах депутатов законодательного органа власти Котласского района.

Несмотря на то, что посёлок Ерга является частью Архангельской области, автор, тем не менее, вынужден причислить Ерогодскую узкоколейную железную дорогу к узкоколейным железным дорогам Вологодской области. В этом следует винить недобросовестных составителей карт, которые не указывают фактическую ситуацию посёлка Ерга. При определении региональной принадлежности узкоколейных железных дорог считаю нужным руководствоваться данными топографических карт.


Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Ерогодской узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Узкоколейная железная дорога на протяжении почти всей своей истории принадлежала Ерогодскому леспромхозу, управление которого находилось в соседнем посёлке Удима.

На большинстве топографических карт узкоколейная железная дорога обозначена лишь частично. Её северные участки, пролегающие вблизи посёлка Комсомольский Красноборского района Архангельской области, в большинстве топографических карт не обозначены. Эти участки были построены в 1980-х годах.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 45 километров. Крайний северный пункт линии узкоколейной железной дороги находился западнее посёлка Комсомольский.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Позднее сюда поступили тепловозы, но один из паровозов, ВП4-1911, был сохранён. По словам жителей Ерги, в 1980-е годы он не использовался, но находился в рабочем состоянии («если понадобилось — растопил и поехал»).

В 1990-е годы паровоз стоял в одном из дальних тупиков станции Ерга, но его состояние было вполне неплохим. Руководители Ерогодского леспромхоза оберегали паровоз от всевозможных «посягательств».

Окончательная разборка узкоколейной железной дороги была начата в 2005 году. Её провели в кратчайшие сроки. В конце августа 2005 года снятие рельсов было закончено. Началась разделка паровоза на металлолом.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












23.09.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика