Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ЛОМОВАТКЕ







Станция Ломоватка находится на железнодорожной магистрали Коноша — Воркута («РЖД», Северная железная дорога, историческая Печорская железная дорога). Посёлок Ломоватка — единственный из посёлков на Печорской железной дороге, который не только обозначается картографами как находящийся в Вологодской области, но и фактически является частью Вологодской области.

В посёлке до недавнего времени находились два основных лесозаготовительных предприятия: Ломоватский леспромхоз и Сенгосский лестрансхоз. Ломоватский леспромхоз размещается к югу от широкой колеи. Узкоколейной железной дороги в его ведении нет. По одним данным, её не было никогда, по другим данным — узкоколейная железная дорога Ломоватского леспромхоза действовала непродолжительный период времени (в 1950-е годы), затем была заменена автомобильными лесовозными дорогами.

Сенгосский лестрансхоз находится к северу от широкой колеи. До 2005 года он относился к Северной железной дороге (часть сети «РЖД», бывшего МПС). В ведении лестрансхоза находились две узкоколейные железные дороги — в Ломоватке и Сенгосе.

Узкоколейная железная дорога в Сенгосе была разобрана в 2001 году, узкоколейная железная дорога в Ломоватке, по состоянию на 2005 год, сохраняется. Её протяжённость составляет 13 километров (до разрушенного моста через реку Устья). Протяжённость участка, пригодного для движения тепловозов — 5 километров. Местами путь находится в очень хорошем состоянии, лежат свежие шпалы и рельсы «ширококолейного» образца.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в августе 2004 года. Северная железная дорога отказалась от Сенгосского лестрансхоза. Всё его имущество (нижний склад, техника, узкоколейная железная дорога) будет передано какой-либо иной организации (какой именно — по состоянию на август 2005 года, ещё не было известно).

Некоторые жители Ломоватки сохраняют надежду на лучшее будущее, полагая, что вывоз леса по узкой колее впоследствии будет восстановлен. Но, по мнению автора, дорога будет разобрана в 2006 году или в ближайшие последующие годы.

В феврале 2008 года из Ломоватки в «Переславский железнодорожный музей-заповедник» (посёлок Талицы Переславского района Ярославской области) был вывезен подвижной состав, представляющий историческую ценность — пассажирский вагон и вагон-цистерна, построенные в 1903 году Коломенским заводом.



Подвижной состав

По состоянию на 31 августа 2005 года, в Ломоватке находились два исправных тепловоза (ТУ8-0042, ТУ6А, номер которого достоверно определить не удалось — возможно, 2286, 2984 либо 2987), один неисправный тепловоз (ТУ6А-????), около десяти сцепов.

Главной достопримечательностью узкоколейной железной дороги были два старинных вагона: пассажирский вагон, построенный в 1903 году Коломенским заводом (он был привезён из депо Тула-Лихвинская Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги Московской железной дороги), вагон-цистерна (также была построена Коломенским заводом в 1903 году, привезена из Тулы-Лихвинской). Имелись и другие разграбленные вагоны, в том числе «Pafawag» (построены в Польше в 1950-х годах). Насчитывалось около десяти мотодрезин личного пользования («пионерок»).

Узкоколейная железная дорога в Ломоватке — одна из немногих узкоколейных железных дорог России (и всего мира), главная станция которой почти вплотную примыкает к ширококолейной железнодорожной магистрали с интенсивным грузовым и пассажирским движением. Пассажиры поездов, следующих в направлении Воркуты, имеют возможность видеть «во всей красе» почти весь сохранившийся подвижной состав этой узкоколейной железной дороги. Магистраль широкой колеи и ржавые рельсы узкой колеи тесно соседствуют на протяжении километра.



По состоянию на июнь 2008 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана (по крайней мере, на начальном участке). Вероятность возобновления её работы представлялась близкой к нулю. Все три тепловоза были разграблены, прицепного подвижного состава почти не было. Скорее всего, причиной задержки с демонтажом пути была неясность в вопросе прав собственности на дорогу.





Поездка автора

Прибываю в Ломоватку утренним «пригородным поездом служебного назначения», следующим по маршруту Котлас-Южный — Кизема. Обнаруживаются две новости: хорошая (узкоколейная железная дорога ещё не разобрана), и плохая (тепловозы никуда не ездили по ней уже почти год).

Предстоит поиск «дрезиновладельца», который согласится провезти по узкоколейной железной дороге. Стучусь в те дома, рядом с которыми есть «дрезинные» сараи. Как всегда бывает, кто-то на работе, у кого-то дрезина не на ходу.

Один из «дрезиновладельцев», Илья Ильич, уже почти согласился провезти меня на дрезине, но вспомнил, что его дрезиной по давней договорённости распоряжается родственник его соседей, приезжающий сюда на лето. Идём в один из домов, стоящих вблизи леса.

Временным владельцем оказался житель Северодвинска (проведший детство в Ломоватке) Александр Семёнов. Несмотря на свой возраст (только что исполнилось 18 лет), он отлично умел управлять дрезиной, уже имел охотничий билет и ружьё, а также… был заочно знаком со мной, посещая «Сайт о железной дороге».

Едем на мотодрезине до крайнего пункта — бывшего моста через реку Устья. Александр сообщил мне много ценных сведений об узкоколейной железной дороге и жизни посёлка (подробный материал будет опубликован позднее). Он не взял от меня ни копейки за бензин, а после возращения в посёлок предложил отдохнуть и пообедать дома.

- Здесь, в Ломоватке, очень хорошо, хотя и нет доступа в Интернет. Но недолго мне тут осталось, в октябре ухожу в армию.

Я пообещал произвести подготовку веб-страницы об узкоколейной железной дороге в Ломоватке в максимально короткий срок, чтобы дать возможность увидеть эту страницу до призыва.

- Через пять дней уезжаю в город, здесь буду теперь только через два года. Жалко родной посёлок, ведь узкоколейку скорее всего разберут…

Увы, тревога оправданная. Скорее всего, узкоколейная железная дорога сохранится здесь недолго - в обозримом будущем (пусть и не через два года) она будет разобрана.















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












24.09.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу