Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛЫСЬВЕНСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Лысьвенский металлургический завод является главным предприятием города Лысьва. Завод основан в 1785 году.

Рельсовые пути колеи 610 мм, предположительно, были построены на территории завода в XIX веке. Первоначально на них применялась конная и ручная тяга. В 1910-х годах, по информации от Л. Москалёва (автора книги «Наши узкоколейные паровозы»), на Лысьвенский завод поступил танк-паровоз колеи 610 мм — германского производства, 1912 года постройки.







Текст из книги «Наши узкоколейные паровозы» (М., 1997, автор — Л. Москалёв).




Не позднее 1930-х годов (возможно, до 1917 года) была построена линия узкоколейной железной дороги от Лысьвенского металлургического завода в ближайшие лесные массивы. Она предназначалась для доставки на завод древесины и древесного угля, необходимого в технологическом процессе. Трассировка лесовозной узкоколейной железной дороги не установлена.


Цитата из материала «Транспорт Лысьвы: прошлое и настоящее», автор — Е.Н. Спасенова (http://encyclopaedia.lysva.ru/7/7-1.pdf):

В начале XX века на Лысьвенском заводе появилась своя узкоколейка, по которой бегали крикливые паровозы-«кукушки» (прил.№4). Они тянули за собой небольшие составы с древесным углём, рудой, известью и готовой продукцией. На заводе был создан и свой железнодорожный цех.


Возможное направление линии лесовозной узкоколейной железной дороги — на северо-восток от Лысьвенского завода.

http://narrow.parovoz.com/newgallery/?ID=119560&LNG=RU — вывозка дров по узкоколейной железной дороге в Лысьве, ориентировочно 1910-е годы

В 1950-х годах, согласно документам Министерства лесной промышленности, лесовозная узкоколейная железная дорога принадлежала Лысьвенскому леспромхозу, имела официальное название «Лысьвенская узкоколейная железная дорога». Скорее всего, к тому времени она была реконструирована на стандартную узкую колею — 750 мм.

В начале 1960-х годов (?) лесовозные линии узкоколейной железной дороги были разобраны. С этого времени узкоколейная железная дорога использовалась только Лысьвенским металлургическим заводом, выполняла исключительно межцеховые грузовые перевозки.

Согласно одной из версий, из Лысьвы в Свердловск (Екатеринбург) был доставлен паровоз Кч4-328, установленный в качестве памятника вблизи Привокзальной площади.


По неподтверждённым данным, одна из линий узкоколейной железной дороги когда-то соединяла основную территорию Лысьвенского металлургического завода с удалёнными цехами (либо отвалами) в южной части города Лысьвы. Частично она пролегала вдоль берега Лысьвенского пруда. Как минимум с 1970-х годов по этому направлению пролегала ширококолейная железнодорожная линия.

На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1986 году, по данному направлению показана узкоколейная железная дорога. Это — ошибка (к сожалению, нередкая у советских военных картографов). Под видом узкоколейной железной дороги обозначена ширококолейная железнодорожная ветвь. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в том же году, и во всех известных более поздних картах, эта ветвь указана корректно — как железная дорога широкой колеи.

По информации от бывшего жителя Лысьвы Д. Костоусова, как минимум с 1980-х годов линия, показанная узкоколейной на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1986 году, являлась ширококолейной. В то время действовала и узкоколейная железная дорога, частично выходившая за пределы территории металлургического завода.


=================================================================

Материал Д. Костоусова:

Эта линия шла до точки, на карте обозначенной как «отвал». Ходили по ней нормальные маневровые тепловозы. Они возили шлак на отвал и шихту обратно в мартен.

Остатки деревянного моста и новый железобетонный мост были сделаны именно для ширококолейной линии. Узкоколейки в этих местах не было. Железобетонный мост был выстроен на замену деревянному мосту.

По карте видно место, где эта дорога выходит с территории завода (это примерно «правый верхний угол» пруда на карте). Путаницу, похоже, внёс тот факт, что в этом месте из завода выходило две железные дороги.

Одна — уже описанная дорога, идущая на отвал и пронизывающая весь завод насквозь. Вторая — узкоколейка, идущая прямиком из мартеновского цеха. Она была очень короткая. Если смотреть по карте, то она выходила с заводской территории и оканчивалась примерно на пересечении линии «железная дорога» и вертикальной линии координатной сетки.

Использовалась узкоколейка для перевозки так называемых «белых камней» и окатышей в мартен. Белые камни — очень крупная щебёнка желтовато-белого цвета. Эти камни складировались на берегу пруда. Вполне возможно, что их привозили по «большой» железнодорожной линии и просто там вываливали.

Насколько я помню, узкоколейка была электрифицирована. Там ездил маленький жёлтый локомотивчик, в котором машинист сидел боком.

По состоянию на 2010 год, обе эти дороги демонтированы на всём протяжении. Но в 1999-2000 годах «большая» дорога ещё была.


=================================================================


По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова, побывавшего в Лысьве в 1996 году, на тот момент действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги в мартеновском цехе Лысьвенского металлургического завода. Тяговый подвижной состав — электровозы. За пределами огороженной заводской территории сохранившихся участков узкоколейной железной дороги не было.

В 2004 году сообщалось о разборке узкоколейной железной дороги у плотины Лысьвенского пруда. Возможно, в действительности речь идёт о железной дороге широкой колеи.


Цитата из материала «Лысьва: архив новостей» (http://old.lysva.ru/cgi-bin/old.lysva.ru/news.cgi?52):

22 ноября 2004 года.

Металлурги приступили к благоустройству территории в районе въезда в центр города со стороны плотины. На склоне у проходной № 1 спилены старые тополя. Демонтирована узкоколейная железная дорога.



В ходе поездки в Лысьву в июле 2010 года автору не удалось обнаружить признаков наличия действующей узкоколейной железной дороги. Впрочем, увидеть её в любом случае было бы невозможно, не попав на завод, что является непростой задачей.

http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html — описание поездки в Лысьву, 2010 год

По состоянию на 2010 год, с некоторой вероятностью, внутри строго охраняемой территории Лысьвенского металлургического завода (в мартеновском цехе) продолжает функционировать короткий участок узкоколейной железной дороги. За пределы территории завода он не выходит, и скорее всего увидеть его «извне» невозможно. Его протяжённость исчисляется сотнями метров, на нём работают электровозы. Подтверждением или опровержением этой информации автор не располагает.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










02.05.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу