Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛЫСЬВЕНСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Лысьвенский металлургический завод является главным предприятием города Лысьва. Завод основан в 1785 году.

Рельсовые пути колеи 610 мм, предположительно, были построены на территории завода в XIX веке. Первоначально на них применялась конная и ручная тяга. В 1910-х годах, по информации от Л. Москалёва (автора книги «Наши узкоколейные паровозы»), на Лысьвенский завод поступил танк-паровоз колеи 610 мм — германского производства, 1912 года постройки.







Текст из книги «Наши узкоколейные паровозы» (М., 1997, автор — Л. Москалёв).




Не позднее 1930-х годов (возможно, до 1917 года) была построена линия узкоколейной железной дороги от Лысьвенского металлургического завода в ближайшие лесные массивы. Она предназначалась для доставки на завод древесины и древесного угля, необходимого в технологическом процессе. Трассировка лесовозной узкоколейной железной дороги не установлена.


Цитата из материала «Транспорт Лысьвы: прошлое и настоящее», автор — Е.Н. Спасенова (http://encyclopaedia.lysva.ru/7/7-1.pdf):

В начале XX века на Лысьвенском заводе появилась своя узкоколейка, по которой бегали крикливые паровозы-«кукушки» (прил.№4). Они тянули за собой небольшие составы с древесным углём, рудой, известью и готовой продукцией. На заводе был создан и свой железнодорожный цех.


Возможное направление линии лесовозной узкоколейной железной дороги — на северо-восток от Лысьвенского завода.

http://narrow.parovoz.com/newgallery/?ID=119560&LNG=RU — вывозка дров по узкоколейной железной дороге в Лысьве, ориентировочно 1910-е годы

В 1950-х годах, согласно документам Министерства лесной промышленности, лесовозная узкоколейная железная дорога принадлежала Лысьвенскому леспромхозу, имела официальное название «Лысьвенская узкоколейная железная дорога». Скорее всего, к тому времени она была реконструирована на стандартную узкую колею — 750 мм.

В начале 1960-х годов (?) лесовозные линии узкоколейной железной дороги были разобраны. С этого времени узкоколейная железная дорога использовалась только Лысьвенским металлургическим заводом, выполняла исключительно межцеховые грузовые перевозки.

Согласно одной из версий, из Лысьвы в Свердловск (Екатеринбург) был доставлен паровоз Кч4-328, установленный в качестве памятника вблизи Привокзальной площади.


По неподтверждённым данным, одна из линий узкоколейной железной дороги когда-то соединяла основную территорию Лысьвенского металлургического завода с удалёнными цехами (либо отвалами) в южной части города Лысьвы. Частично она пролегала вдоль берега Лысьвенского пруда. Как минимум с 1970-х годов по этому направлению пролегала ширококолейная железнодорожная линия.

На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1986 году, по данному направлению показана узкоколейная железная дорога. Это — ошибка (к сожалению, нередкая у советских военных картографов). Под видом узкоколейной железной дороги обозначена ширококолейная железнодорожная ветвь. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в том же году, и во всех известных более поздних картах, эта ветвь указана корректно — как железная дорога широкой колеи.

По информации от бывшего жителя Лысьвы Д. Костоусова, как минимум с 1980-х годов линия, показанная узкоколейной на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1986 году, являлась ширококолейной. В то время действовала и узкоколейная железная дорога, частично выходившая за пределы территории металлургического завода.


=================================================================

Материал Д. Костоусова:

Эта линия шла до точки, на карте обозначенной как «отвал». Ходили по ней нормальные маневровые тепловозы. Они возили шлак на отвал и шихту обратно в мартен.

Остатки деревянного моста и новый железобетонный мост были сделаны именно для ширококолейной линии. Узкоколейки в этих местах не было. Железобетонный мост был выстроен на замену деревянному мосту.

По карте видно место, где эта дорога выходит с территории завода (это примерно «правый верхний угол» пруда на карте). Путаницу, похоже, внёс тот факт, что в этом месте из завода выходило две железные дороги.

Одна — уже описанная дорога, идущая на отвал и пронизывающая весь завод насквозь. Вторая — узкоколейка, идущая прямиком из мартеновского цеха. Она была очень короткая. Если смотреть по карте, то она выходила с заводской территории и оканчивалась примерно на пересечении линии «железная дорога» и вертикальной линии координатной сетки.

Использовалась узкоколейка для перевозки так называемых «белых камней» и окатышей в мартен. Белые камни — очень крупная щебёнка желтовато-белого цвета. Эти камни складировались на берегу пруда. Вполне возможно, что их привозили по «большой» железнодорожной линии и просто там вываливали.

Насколько я помню, узкоколейка была электрифицирована. Там ездил маленький жёлтый локомотивчик, в котором машинист сидел боком.

По состоянию на 2010 год, обе эти дороги демонтированы на всём протяжении. Но в 1999-2000 годах «большая» дорога ещё была.


=================================================================


По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова, побывавшего в Лысьве в 1996 году, на тот момент действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги в мартеновском цехе Лысьвенского металлургического завода. Тяговый подвижной состав — электровозы. За пределами огороженной заводской территории сохранившихся участков узкоколейной железной дороги не было.

В 2004 году сообщалось о разборке узкоколейной железной дороги у плотины Лысьвенского пруда. Возможно, в действительности речь идёт о железной дороге широкой колеи.


Цитата из материала «Лысьва: архив новостей» (http://old.lysva.ru/cgi-bin/old.lysva.ru/news.cgi?52):

22 ноября 2004 года.

Металлурги приступили к благоустройству территории в районе въезда в центр города со стороны плотины. На склоне у проходной № 1 спилены старые тополя. Демонтирована узкоколейная железная дорога.



В ходе поездки в Лысьву в июле 2010 года автору не удалось обнаружить признаков наличия действующей узкоколейной железной дороги. Впрочем, увидеть её в любом случае было бы невозможно, не попав на завод, что является непростой задачей.

http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html — описание поездки в Лысьву, 2010 год

По состоянию на 2010 год, с некоторой вероятностью, внутри строго охраняемой территории Лысьвенского металлургического завода (в мартеновском цехе) продолжает функционировать короткий участок узкоколейной железной дороги. За пределы территории завода он не выходит, и скорее всего увидеть его «извне» невозможно. Его протяжённость исчисляется сотнями метров, на нём работают электровозы. Подтверждением или опровержением этой информации автор не располагает.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










02.05.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу