Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЛАВЕЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Л̀aвельской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Новол̀авела, расположенный в Пинежском районе Архангельской области (центр района — село Карпогоры), на левом берегу реки Пинега.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной» — то есть вывезенный по ней лес отправлялся дальше по сплавной реке. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Лавельский леспромхоз, входивший в объединение «Карпогорылес» треста «Архлеспром».

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году. Первый участок строительства — от берега реки Пинега до реки Нос. Подвижной состав был завезён на барже в период высокой воды. На 9-й ветке возник лесной посёлок Старая Рудух̀а (в 1953 году он был закрыт, дома были разобраны и вывезены).

В августе 1952 года началась расчистка площадки под будущий посёлок Ручьи (19-й километр узкоколейной железной дороги). В октябре был построен первый дом. Позднее посёлок стал довольно крупным.

На 25 километре магистрали появился лесной посёлок Рудуха (Новая Рудуха). Последним был построен посёлок Мозела (40 километров от Новолавелы). По воспоминаниям К. Титова, Мозела возникла в 1960-х годах, туда были переселены жители Новой Рудухи.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее они были заменены тепловозами. Первыми тепловозами были ТУ2МК. Известно о наличии тепловоза ТУ4-0013.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 100 километров. В 1978 году рассматривались планы соединения Лавельской и Конецгорской узкоколейных железных дорог. По неподтверждённым данным, был подготовлен проект. В случае реализации данного плана протяжённость объединённой сети составила бы около 300 километров.

До выселения лесных посёлков на узкоколейной железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда. Основным средством сообщения посёлка Новолавела с районным центром и с Архангельском до 1990-х годов являлась авиация. Аэропорт находился в соседнем селе Сура.

Попасть из Архангельска в Ручьи можно было за 4 часа. Около полутора часов на самолёте, затем — короткий переезд на автобусе до Новолавелы, оттуда — один час по узкоколейной железной дороге до Ручьёв. Для сравнения — в 2005 году поездка из Архангельска в Новолавелу обычно занимала не меньше 12 часов.

В 1990-х годах был закрыт последний лесной посёлок Ручьи. Положение узкоколейной железной дороги значительно ухудшилось. Некоторое время она продолжала работать, во многом благодаря усилиям директора Лавельского леспромхоза Леонида Николаевича Ефименко.

В 1998 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Ещё около несколько лет на ней существовало нерегулярное движение. В какой-то момент местными средствами массовой информации было заявлено о предстоящем «восстановлении» дороги, однако реализовать эти планы не удалось.

В 2003 году было принято решение о демонтаже пути. Разборка дороги в пределах посёлка Новолавела и в его окрестностях была закончена в 2004 году.

По состоянию на 2005 год, в лесу, на удалении 40-50 километров от посёлка Новолавела, производилась разборка последних, наиболее дальних веток. При этом использовались автомобили и трактора. Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги была превращена в грунтовую автодорогу.

В посёлке Новолавела сохранялись кабины тепловозов ТУ4-2375 (находилась во дворе бывшего работника леспромхоза А. А. Постникова), ТУ6-0066, фрагмент ЭСУ2А-627, фрагменты пассажирских вагонов. В соседнем с Новолавелой населённом пункте Засурье имелась кабина тепловоза ТУ6-0149.



Я впервые побывал в Новолавеле 24 июля 2005 года. Автостопом от Карпогор до Заедовья на правом берегу Пинеги. Переправили на лодке в Новолавелу. В 21:06 я оказался на разрушенной главной станции.

К сожалению, поиски исторических фотографий в библиотеке или в других местах не производились. Фотографирую разрушенную главную станцию с вышки.

Ночёвка в замаскированном месте у начала автодороги Новолавела — Шуйга. Утром — в Шуйгу.

При движении из Новолавелы в Шуйгу была найдена и сфотографирована кабина тепловоза ТУ6А-0149 в селе Засурье. А также кабина менее редкого тепловоза. Номер установить не удалось.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В НОВОЛАВЕЛЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (НОВОЛАВЕЛА И КАБИНА ТУ6А-0149 В ЗАСУРЬЕ)    










04.11.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу