Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЛАВЕЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Л̀aвельской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Новол̀авела, расположенный в Пинежском районе Архангельской области (центр района – село Карпогоры), на левом берегу реки Пинега. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Лавельский леспромхоз, входивший в объединение «Карпогорылес» треста «Архлеспром».

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году. Первый участок строительства — от берега реки Пинега до реки Нос. Подвижной состав был завезён на барже в период высокой воды. На 9-й ветке возник лесной посёлок Старая Рудух̀а (в 1953 году он был закрыт, дома были разобраны и вывезены).

В августе 1952 года началась расчистка площадки под будущий посёлок Ручьи (19-й километр узкоколейной железной дороги). В октябре был построен первый дом. Позднее посёлок стал довольно крупным.

На 25 километре магистрали появился лесной посёлок Рудуха (Новая Рудуха). Последним был построен посёлок Мозела (40 километров от Новолавелы). По воспоминаниям К. Титова, Мозела возникла в 1960-х годах, туда были переселены жители Новой Рудухи.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее они были заменены тепловозами. Первыми тепловозами были ТУ2МК. Известно о наличии тепловоза ТУ4-0013.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 100 километров. В 1978 году рассматривались планы соединения Лавельской и Конецгорской узкоколейных железных дорог (по некоторым данным, был подготовлен проект). В случае реализации данного плана протяжённость объединённой сети составила бы около 300 километров.

До выселения лесных посёлков на узкоколейной железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда. Основным средством сообщения посёлка Новолавела с районным центром и с Архангельском до 1990-х годов являлась авиация (аэропорт находился в соседнем селе Сура). Попасть из Архангельска в Ручьи можно было за 4 часа (около полутора часов на самолёте, затем — короткий переезд на автобусе до Новолавелы, оттуда — один час по узкоколейной железной дороге до Ручьёв). Для сравнения — в 2005 году поездка из Архангельска в Новолавелу обычно занимала не меньше 12 часов.

В 1990-х годах был закрыт последний лесной посёлок Ручьи. Положение узкоколейной железной дороги значительно ухудшилось. Некоторое время она продолжала работать, во многом благодаря усилиям директора Лавельского леспромхоза Леонида Николаевича Ефименко.

В 1998 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Ещё около несколько лет на ней существовало нерегулярное движение. В какой-то момент местными средствами массовой информации было заявлено о предстоящем «восстановлении» дороги, однако реализовать эти планы не удалось.

В 2003 году было принято решение о демонтаже пути. Разборка дороги в пределах посёлка Новолавела и в его окрестностях была закончена в 2004 году.

По состоянию на 2005 год, в лесу, на удалении 40-50 километров от посёлка Новолавела, производилась разборка последних, наиболее дальних веток. При этом использовались автомобили и трактора. Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги была превращена в грунтовую автодорогу.

В посёлке Новолавела сохранялись кабины тепловозов ТУ4-2375 (находилась во дворе бывшего работника леспромхоза А. А. Постникова), ТУ6-0066, фрагмент ЭСУ2А-627, фрагменты пассажирских вагонов. В соседнем с Новолавелой населённом пункте Засурье имелась кабина тепловоза ТУ6-0149.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    










04.11.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу