ЛАВЕЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Л̀aвельской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Новол̀авела, расположенный в Пинежском районе Архангельской области (центр района — село Карпогоры), на левом берегу реки Пинега.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной» — то есть вывезенный по ней лес отправлялся дальше по сплавной реке. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Лавельский леспромхоз, входивший в объединение «Карпогорылес» треста «Архлеспром».

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году. Первый участок строительства — от берега реки Пинега до реки Нос. Подвижной состав был завезён на барже в период высокой воды. На 9-й ветке возник лесной посёлок Старая Рудух̀а (в 1953 году он был закрыт, дома были разобраны и вывезены).

В августе 1952 года началась расчистка площадки под будущий посёлок Ручьи (19-й километр узкоколейной железной дороги). В октябре был построен первый дом. Позднее посёлок стал довольно крупным.

На 25 километре магистрали появился лесной посёлок Рудуха (Новая Рудуха). Последним был построен посёлок Мозела (40 километров от Новолавелы). По воспоминаниям К. Титова, Мозела возникла в 1960-х годах, туда были переселены жители Новой Рудухи.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее они были заменены тепловозами. Первыми тепловозами были ТУ2МК. Известно о наличии тепловоза ТУ4-0013.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 100 километров. В 1978 году рассматривались планы соединения Лавельской и Конецгорской узкоколейных железных дорог. По неподтверждённым данным, был подготовлен проект. В случае реализации данного плана протяжённость объединённой сети составила бы около 300 километров.

До выселения лесных посёлков на узкоколейной железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда. Основным средством сообщения посёлка Новолавела с районным центром и с Архангельском до 1990-х годов являлась авиация. Аэропорт находился в соседнем селе Сура.

Попасть из Архангельска в Ручьи можно было за 4 часа. Около полутора часов на самолёте, затем — короткий переезд на автобусе до Новолавелы, оттуда — один час по узкоколейной железной дороге до Ручьёв. Для сравнения — в 2005 году поездка из Архангельска в Новолавелу обычно занимала не меньше 12 часов.

В 1990-х годах был закрыт последний лесной посёлок Ручьи. Положение узкоколейной железной дороги значительно ухудшилось. Некоторое время она продолжала работать, во многом благодаря усилиям директора Лавельского леспромхоза Леонида Николаевича Ефименко.

В 1998 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Ещё около несколько лет на ней существовало нерегулярное движение. В какой-то момент местными средствами массовой информации было заявлено о предстоящем «восстановлении» дороги, однако реализовать эти планы не удалось.

В 2003 году было принято решение о демонтаже пути. Разборка дороги в пределах посёлка Новолавела и в его окрестностях была закончена в 2004 году.

По состоянию на 2005 год, в лесу, на удалении 40-50 километров от посёлка Новолавела, производилась разборка последних, наиболее дальних веток. При этом использовались автомобили и трактора. Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги была превращена в грунтовую автодорогу.

В посёлке Новолавела сохранялись кабины тепловозов ТУ4-2375 (находилась во дворе бывшего работника леспромхоза А. А. Постникова), ТУ6-0066, фрагмент ЭСУ2А-627, фрагменты пассажирских вагонов. В соседнем с Новолавелой населённом пункте Засурье имелась кабина тепловоза ТУ6-0149.



Я впервые побывал в Новолавеле 24 июля 2005 года. Автостопом от Карпогор до Заедовья на правом берегу Пинеги. Переправили на лодке в Новолавелу. В 21:06 я оказался на разрушенной главной станции.

К сожалению, поиски исторических фотографий в библиотеке или в других местах не производились. Фотографирую разрушенную главную станцию с вышки.

Утром — в Шуйгу.

При движении из Новолавелы в Шуйгу была найдена и сфотографирована кабина тепловоза ТУ6А-0149 в селе Засурье. А также кабина менее редкого тепловоза. Номер установить не удалось.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В НОВОЛАВЕЛЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (НОВОЛАВЕЛА И КАБИНА ТУ6А-0149 В ЗАСУРЬЕ)    










04.11.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика