Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











РАКУЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Рáкульской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Пáлово, расположенный на правом берегу небольшой реки Обокша. Посёлок расположен приблизительно в 6 километрах от берега реки Северная Двина и автодороги Москва – Архангельск. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



Посёлок Палово был основан в 1949 году. Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – 1951 год. Подвижной состав завозился частично тракторами от ближайшей пристани на Северной Двине, частично – со станции Холмогорская (через Брин-Наволок).

В 5-6 километрах от Палово был построен посёлок Удибье, там находились общежития. Посёлок был закрыт в 1956 (?) году, вместо него стал строиться другой, более отдалённый лесной посёлок – Обoкша. Он был предназначен для постоянного проживания.

Рaкульский лесопункт, управление которого находилось в Палово, в то время относился к Орлецкому леспромхозу. В 1976 году лесопункт был передан Емецкому леспромхозу.

Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Обокша методом молевого сплава (россыпью) в период высокой воды – весной и в начале лета. Сплав производился не только из Палово, но и из посёлка Обокша.

В пассажирском движении между Палово и Обокшей вплоть до закрытия посёлка Обокша в 1973 году использовались мотовозы МД54-4.

На пике развития узкоколейной железной дороги расстояние от Палово до наиболее удалённых веток составляло около 60 километров. Узкоколейная железная дорога приблизилась к магистральной железнодорожной линии Обозерская – Архангельск. При работе в лесу можно было слышать шум проходящих по ней поездов.

Нижний склад в Палово имел слабое техническое оснащение. По воспоминаниям жителей посёлка, на нём никогда не было подъёмных кранов.

В 1985 году молевой сплав был запрещён. После этого лес из Палово стали возить автолесовозами («МАЗами») к пристани на Северной Двине. При перегрузке леса из сцепов в автомобили использовались челюстные погрузчики на гусеничном ходу.

В 1994 году Ракульский лесопункт был закрыт, вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась. Вскоре были разобраны многие участки узкоколейной железной дороги. Депо в посёлке Палово было разрушено, механический цех сгорел. Тепловозы частично увезли в Казенщину, на Пионерскую узкоколейную железную дорогу, частично – на другие узкоколейные железные дороги.

Достаточно продолжительное время сохранившиеся участки узкоколейной железной дороги использовались жителями посёлка Палово для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. В 2002 (?) году последние участки пути были разобраны. При разборке использовался трактор.

По состоянию на июль 2005 года, в посёлке Палово от узкоколейной железной дороги осталось немногое: площадка бывшей станции, на которой встречаются отдельные сохранившиеся шпалы, здание бывшей диспетчерской (?), несколько кабин тепловозов ТУ6А (ТУ7А, ТУ8), фрагменты пассажирских вагонов, крытый грузовой вагон, превращённый в хозяйственное помещение. Кабины тепловозов, превращённые в хозяйственные помещения, можно найти и в соседнем населённом пункте Осередок (Ракула), расположенном на берегу Северной Двины. По трассе разобранной узкоколейной железной дороги частично проложена автодорога.









Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение. Кабина стоит вблизи берега реки Северная Двина,
в населённом пункте Ракула (официальное название - Осередок).
20.07.2005








Та же самая кабина.
20.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение, на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Хозяйственное помещение на территории одного из домовладений в посёлке Палово. Сделано из двух кабин тепловозов.
21.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение, на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение.
21.07.2005








Разграбленная кабина тепловоза в посёлке Палово.
21.07.2005








Бывшая диспетчерская (?) на разрушенной главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Палово.
21.07.2005








Разрушенная главная станция узкоколейной железной дороги. Вид в восточном направлении, в сторону берега реки Обокша.
21.07.2005








Разобранная узкоколейная железная дорога вблизи берега реки Обокша.
Вид в сторону тупикового пункта (бывшего нижнего склада).
21.07.2005








Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди - разрушенная главная станция.
21.07.2005








Участок узкоколейной железной дороги, пролегающий параллельно реке Обокша. Вид в северном направлении.
21.07.2005








Вид из той же точки в противоположную сторону.
21.07.2005








Разобранный участок вблизи берега реки Обокша.
21.07.2005








Разобранный участок вблизи берега реки Обокша.
21.07.2005








Фрагмент пассажирского вагона на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Грузовой вагон (возможно, построенный заводом в городе Аммендорф, Германия)
на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Грузовой вагон постройки Демиховского машиностроительного завода вблизи одного из домовладений в посёлке Палово.
Рядом с вагоном лежат отрезки рельсов.
21.07.2005











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












04.11.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу