Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












РАКУЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА











Начальным пунктом Рáкульской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Пáлово, расположенный на правом берегу небольшой реки Обокша. Посёлок расположен приблизительно в 6 километрах от берега реки Северная Двина и автодороги Москва – Архангельск. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



Посёлок Палово был основан в 1949 году. Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – 1951 год. Подвижной состав завозился частично тракторами от ближайшей пристани на Северной Двине, частично – со станции Холмогорская (через Брин-Наволок).

В 5-6 километрах от Палово был построен посёлок Удибье, там находились общежития. Посёлок был закрыт в 1956 (?) году, вместо него стал строиться другой, более отдалённый лесной посёлок – Обoкша. Он был предназначен для постоянного проживания.

Рaкульский лесопункт, управление которого находилось в Палово, в то время относился к Орлецкому леспромхозу. В 1976 году лесопункт был передан Емецкому леспромхозу.

Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Обокша методом молевого сплава (россыпью) в период высокой воды – весной и в начале лета. Сплав производился не только из Палово, но и из посёлка Обокша.

В пассажирском движении между Палово и Обокшей вплоть до закрытия посёлка Обокша в 1973 году использовались мотовозы МД54-4.

На пике развития узкоколейной железной дороги расстояние от Палово до наиболее удалённых веток составляло около 60 километров. Узкоколейная железная дорога приблизилась к магистральной железнодорожной линии Обозерская – Архангельск. При работе в лесу можно было слышать шум проходящих по ней поездов.

Нижний склад в Палово имел слабое техническое оснащение. По воспоминаниям жителей посёлка, на нём никогда не было подъёмных кранов.

В 1985 году молевой сплав был запрещён. После этого лес из Палово стали возить автолесовозами («МАЗами») к пристани на Северной Двине. При перегрузке леса из сцепов в автомобили использовались челюстные погрузчики на гусеничном ходу.

В 1994 году Ракульский лесопункт был закрыт, вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась. Вскоре были разобраны многие участки узкоколейной железной дороги. Депо в посёлке Палово было разрушено, механический цех сгорел. Тепловозы частично увезли в Казенщину, на Пионерскую узкоколейную железную дорогу, частично – на другие узкоколейные железные дороги.

Достаточно продолжительное время сохранившиеся участки узкоколейной железной дороги использовались жителями посёлка Палово для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. В 2002 (?) году последние участки пути были разобраны. При разборке использовался трактор.

По состоянию на июль 2005 года, в посёлке Палово от узкоколейной железной дороги осталось немногое: площадка бывшей станции, на которой встречаются отдельные сохранившиеся шпалы, здание бывшей диспетчерской (?), несколько кабин тепловозов ТУ6А (ТУ7А, ТУ8), фрагменты пассажирских вагонов, крытый грузовой вагон, превращённый в хозяйственное помещение. Кабины тепловозов, превращённые в хозяйственные помещения, можно найти и в соседнем населённом пункте Осередок (Ракула), расположенном на берегу Северной Двины. По трассе разобранной узкоколейной железной дороги частично проложена автодорога.









Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение. Кабина стоит вблизи берега реки Северная Двина,
в населённом пункте Ракула (официальное название - Осередок).
20.07.2005








Та же самая кабина.
20.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение, на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Хозяйственное помещение на территории одного из домовладений в посёлке Палово. Сделано из двух кабин тепловозов.
21.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение, на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Кабина тепловоза, превращённая в хозяйственное помещение.
21.07.2005








Разграбленная кабина тепловоза в посёлке Палово.
21.07.2005








Бывшая диспетчерская (?) на разрушенной главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Палово.
21.07.2005








Разрушенная главная станция узкоколейной железной дороги. Вид в восточном направлении, в сторону берега реки Обокша.
21.07.2005








Разобранная узкоколейная железная дорога вблизи берега реки Обокша.
Вид в сторону тупикового пункта (бывшего нижнего склада).
21.07.2005








Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди - разрушенная главная станция.
21.07.2005








Участок узкоколейной железной дороги, пролегающий параллельно реке Обокша. Вид в северном направлении.
21.07.2005








Вид из той же точки в противоположную сторону.
21.07.2005








Разобранный участок вблизи берега реки Обокша.
21.07.2005








Разобранный участок вблизи берега реки Обокша.
21.07.2005








Фрагмент пассажирского вагона на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Грузовой вагон (возможно, построенный заводом в городе Аммендорф, Германия)
на территории одного из домовладений в посёлке Палово.
21.07.2005








Грузовой вагон постройки Демиховского машиностроительного завода вблизи одного из домовладений в посёлке Палово.
Рядом с вагоном лежат отрезки рельсов.
21.07.2005











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












04.11.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу