Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОРОНАЙСК — ТРУДОВОЕ









Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Поронайск — Трудовое является часть города Поронайска, расположенная к востоку от реки Поронай (в просторечии она именуется «Сáчи»). Главная станция находится в посёлке Трудовое, расположенном в 50 километрах от Поронайска.

Узкоколейная железная дорога необычна тем, что на значительном протяжении она пролегает вдоль берега моря. В течение длительного времени она являлась самой восточной в России лесовозной узкоколейной железной дорогой.

Достоверной информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время не располагает. Со слов местных жителей, дорога строилась после присоединения Южного Сахалина к СССР, однако не исключено, что первые участки появились в годы японской оккупации (до 1945 года). Посёлок Трудовое был построен в 1950-х годах.

Узкоколейная железная дорога принадлежала Поронайскому леспромхозу. Возможное название — «Поронайская узкоколейная железная дорога» (однако в его достоверности автор не уверен). По неподтверждённым данным, когда-то узкоколейная железная дорога являлась не только лесовозной, но и обслуживала многочисленные «рыбацкие станы», находящиеся на морском побережье. Выловленная рыба доставлялась на рыбокомбинат в Поронайске (он расположен в основной части города, на правом берегу реки Поронай), для чего использовалась паромная переправа. Нижние склады леспромхоза находились на левом берегу — в «Сачах».

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в начале 1990-х годов. С этого времени узкоколейная железная дорога использовалась для сообщения с отдалённым посёлком Трудовое. По ней перевозилось топливо, продукты питания и другие грузы, необходимые для поддержания жизни в этом населённом пункте. Существовало пассажирское сообщение.

Ориентировочное расписание движения пассажирского поезда на сентябрь 2000 года было таким: Трудовое — Поронайск 06:00 — 10:00, Поронайск — Трудовое 18:00 — 22:00. По неподтверждённым данным, тогда поезд курсировал один раз в неделю.

По узкоколейной железной дороге летом 2004 года ещё практиковалась перевозка автомобилей на платформах (http://forum.kholmsk.ru/read.php?28,31972 — информация, фотография поезда с автомобилями).

Движение пассажирского поезда и поездов с автомобилями было прекращено в конце 2004 года в связи в выходом из строя двигателя на единственном остававшемся к тому времени исправном тепловозе. С этого момента начинается последний этап истории узкоколейной железной дороги, который продлится не очень долго.

Для сообщения с посёлком Трудовое стали использовать автомобили повышенной проходимости. На участке от «Сачей» до «Нулевого пикета» (примерно 32 километра) параллельно узкоколейной железной дороге пролегает грунтовая дорога (впрочем, на многих участках дороги в привычном понимании нет — автомобили едут по прибрежному песчаному пляжу, заливаемому прибоем). От «Нулевого пикета» до Трудового никакой дороги нет. Автомобили стали ездить по узкоколейной железной дороге, оставляя рельсы промеж колёс.

Зимой рельсовый путь защищал от воздействия автомобилей слой снега. После схода снега узкоколейная железная дорога стала непригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава. Однако администрация Поронайского района запретила разбирать рельсы.

По состоянию на июнь 2006 года, рельсы лежат на всём протяжении участка «Сачи» — Трудовое. На съёмной мотодрезине по узкоколейной железной дороге можно проехать без особых проблем. В некоторых наиболее разбитых автомобилями местах дрезина неизбежно сойдёт с рельсов, владельцам дрезин об этом известно. Зимой (с октября до конца мая) узкоколейная железная дорога находится под снегом, движение дрезин невозможно.

Посёлок Трудовое подлежит закрытию, но его жители не согласны на вариант переселения, предложенный администрацией Поронайского района — переезд в посёлки Леонидово и Гастелло. В посёлке зарегистрировано 237 человек, фактическая численность населения в зимнее время — не более 50 человек. Очень часто в посёлке нет электричества из-за отсутствия дизельного топлива на электростанции. Централизованного завоза необходимых товаров уже нет — жители Трудового выживают сами, закупая в летнее время продукты в Поронайске. Мотодрезины проезжают по узкоколейной железной дороге не каждый день. Неофициальный тариф на поездку от Трудового до Поронайска — 500 рублей.

Среди тягового подвижного состава, имеющегося в Трудовом — тепловозы ТУ7-2705 («почти исправный» — скорее всего, он был последним из локомотивов, работавших на дороге), ТУ7А-3184 (разграблен), ТУ4-359 (кабина, превращена в хозяйственное помещение, достоверность номера — под сомнением), ТУ4-1724 (кабина, превращена в хозяйственное помещение, достоверность номера — под сомнением), ТУ7-2110 (разграблен). На «Нулевом пикете» сохранилась кабина тепловоза ТУ4-568 (достоверность номера под сомнением), превращённая в хозяйственное помещение.

На момент поездки ожидалось, что узкоколейная железная дорога вскоре полностью разобрана. Местные жители считали, что она будет сохраняться не более года или двух лет.

По состоянию на лето 2008 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана.





Поездка (1-2 июня 2006 года)

В «Сачи» попадаю 1 июня, около 19 часов. Переправа через реку Поронай не составила трудностей — моторная лодка отправляется при наличии хотя бы одного пассажира, желающего ехать на другую сторону. Стоимость проезда одного пассажира — 10 рублей. Имеется и автомобильный паром.

Примерно через 20 минут после прибытия на левый берег удалось найти ржавые рельсы узкоколейной железной дороги. Оказалось, что её начальный пункт находится на несколько километров ближе, чем обозначено на карте.

Ни одного владельца исправной мотодрезины здесь не нашлось. Некоторые местные жители утверждали, что узкоколейная железная дорога на отдельных участках находится под снегом и проезд до Трудового невозможен, но другие это опровергали. На следующий день решаю дойти до Трудового пешком (расстояние — 50 километров). На первых 30 километрах узкоколейная железная дорога местами проходит непосредственно вдоль берега Охотского моря, следующие 10 километров — по болоту.

Вблизи рыбацких и охотничьих домиков на озере Невское (так называемого Нулевого пикета) произошёл один из самых неприятных инцидентов, случавшихся за многие годы поездок на объекты железнодорожного транспорта. Пьяный житель Трудового (крупных габаритов, по внешности — закоренелый преступник, по неподтверждённым данным, совершил несколько убийств), вооружённый охотничьим ружьём, начал общаться со мной на линии узкоколейной железной дороги. Он предложил совместно распивать водку. За отказ пообещал убить. Произошла драка. Когда я побежал от него — сделал вслед не меньше 20 выстрелов из охотничьего ружья. Вероятно, все (или почти все) выстрелы были сделаны холостыми патронами, так как ранений получено не было.

Позднее по опросам жителей Трудового было выяснено имя преступника — Сергей Сажин. Это местный уголовник и отморозок. К сожалению, он не понесёт наказания, предусмотренного Уголовным кодексом.

В целом, эта узкоколейная железная дорога (равно как и вся местность к востоку от Поронайска, включая «Сачи») показалась едва ли не худшим местом из всех, в которых мне довелось побывать. Здесь наблюдается немыслимая нищета и разруха, а некоторые из немногочисленных оставшихся жителей проявляют озлобленность и агрессивность.

В Трудовом удалось найти владельца исправной мотодрезины и договориться о поездке до Поронайска.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    












25.02.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Сахалинской области»

на главную страницу