Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОРОНАЙСК — ТРУДОВОЕ








Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Поронайск — Трудовое является часть города Поронайска, расположенная к востоку от реки Поронай (в просторечии она именуется «Сáчи»). Главная станция находится в посёлке Трудовое, расположенном в 50 километрах от Поронайска.

По состоянию на 2016 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

Узкоколейная железная дорога необычна тем, что на значительном протяжении она пролегает вдоль берега моря. В течение длительного времени она являлась самой восточной в России лесовозной узкоколейной железной дорогой.

Достоверной информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, я почти не располагаю. Со слов местных жителей, дорога строилась после присоединения Южного Сахалина к СССР, однако не исключено, что первые участки появились в годы японской оккупации (до 1945 года). Посёлок Трудовое был построен в 1950-х годах.

Узкоколейная железная дорога принадлежала Поронайскому леспромхозу. Возможное название — «Поронайская узкоколейная железная дорога». Однако в его достоверности я не уверен.

По неподтверждённым данным, когда-то узкоколейная железная дорога являлась не только лесовозной, но и обслуживала многочисленные «рыбацкие станы», находящиеся на морском побережье. Выловленная рыба доставлялась на рыбокомбинат в Поронайске (он расположен в основной части города, на правом берегу реки Поронай), для чего использовалась паромная переправа. Нижние склады леспромхоза находились на левом берегу — в «Сачах».

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в начале 1990-х годов. С этого времени узкоколейная железная дорога использовалась для сообщения с отдалённым посёлком Трудовое. По ней перевозилось топливо, продукты питания и другие грузы, необходимые для поддержания жизни в этом населённом пункте. Существовало пассажирское сообщение.

Ориентировочное расписание движения пассажирского поезда на сентябрь 2000 года было таким: Трудовое — Поронайск 06:00 — 10:00, Поронайск — Трудовое 18:00 — 22:00. По неподтверждённым данным, тогда поезд курсировал один раз в неделю.

По узкоколейной железной дороге летом 2004 года ещё практиковалась перевозка автомобилей на платформах (http://forum.kholmsk.ru/read.php?28,31972 — информация, фотография поезда с автомобилями).

Движение пассажирского поезда и поездов с автомобилями было прекращено в конце 2004 года в связи в выходом из строя двигателя на единственном остававшемся к тому времени исправном тепловозе. С этого момента начинается последний этап истории узкоколейной железной дороги, который продлится не очень долго.

Для сообщения с посёлком Трудовое стали использовать автомобили повышенной проходимости. На участке от «Сачей» до «Нулевого пикета» (примерно 32 километра) параллельно узкоколейной железной дороге пролегает грунтовая дорога. Впрочем, на многих участках дороги в привычном понимании нет — автомобили едут по прибрежному песчаному пляжу, заливаемому прибоем.

От «Нулевого пикета» до Трудового никакой дороги нет. Автомобили стали ездить по узкоколейной железной дороге, оставляя рельсы промеж колёс.

Зимой рельсовый путь защищал от воздействия автомобилей слой снега. После схода снега узкоколейная железная дорога стала непригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава. Однако администрация Поронайского района запретила разбирать рельсы.

По состоянию на июнь 2006 года, рельсы лежат на всём протяжении участка «Сачи» — Трудовое. На съёмной мотодрезине по узкоколейной железной дороге можно проехать без особых проблем. В некоторых наиболее разбитых автомобилями местах дрезина неизбежно сойдёт с рельсов, владельцам дрезин об этом известно. Зимой (с октября до конца мая) узкоколейная железная дорога находится под снегом, движение дрезин невозможно.

Посёлок Трудовое подлежит закрытию, но его жители не согласны на вариант переселения, предложенный администрацией Поронайского района — переезд в посёлки Леонидово и Гастелло. В посёлке зарегистрировано 237 человек, фактическая численность населения в зимнее время — не более 50 человек. Очень часто в посёлке нет электричества из-за отсутствия дизельного топлива на электростанции.

Централизованного завоза необходимых товаров в Трудовом уже нет. Жители Трудового выживают сами, закупая в летнее время продукты в Поронайске. Мотодрезины проезжают по узкоколейной железной дороге не каждый день. Неофициальный тариф на поездку от Трудового до Поронайска — 500 рублей.

Среди тягового подвижного состава, имеющегося в Трудовом — тепловозы ТУ7-2705 («почти исправный» — скорее всего, он был последним из локомотивов, работавших на дороге), ТУ7А-3184 (разграблен), ТУ4-359 (кабина, превращена в хозяйственное помещение, достоверность номера — под сомнением), ТУ4-1724 (кабина, превращена в хозяйственное помещение, достоверность номера — под сомнением), ТУ7-2110 (разграблен).

На «Нулевом пикете» сохранилась кабина тепловоза ТУ4-568 (достоверность номера под сомнением), превращённая в хозяйственное помещение.

На момент поездки ожидалось, что узкоколейная железная дорога вскоре полностью разобрана. Местные жители считали, что она будет сохраняться не более года или двух лет.

По состоянию на лето 2008 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана.





Поездка (1-2 июня 2006 года)

В «Сачи» попадаю 1 июня, около 19 часов. Переправа через реку Поронай не составила трудностей — моторная лодка отправляется при наличии хотя бы одного пассажира, желающего ехать на другую сторону. Стоимость проезда одного пассажира — 10 рублей. Имеется и автомобильный паром.

Примерно через 20 минут после прибытия на левый берег удалось найти ржавые рельсы узкоколейной железной дороги. Оказалось, что её начальный пункт находится на несколько километров ближе, чем обозначено на карте.

Ни одного владельца исправной мотодрезины здесь не нашлось. Некоторые местные жители утверждали, что узкоколейная железная дорога на отдельных участках находится под снегом и проезд до Трудового невозможен, но другие это опровергали. На следующий день решаю дойти до Трудового пешком (расстояние — 50 километров). На первых 30 километрах узкоколейная железная дорога местами проходит непосредственно вдоль берега Охотского моря, следующие 10 километров — по болоту.

Вблизи рыбацких и охотничьих домиков на озере Невское (так называемого Нулевого пикета) произошёл один из самых неприятных инцидентов, случавшихся за многие годы поездок на объекты железнодорожного транспорта. Пьяный житель Трудового (крупных габаритов, по внешности — закоренелый преступник, по неподтверждённым данным, совершил несколько убийств), вооружённый охотничьим ружьём, начал общаться со мной на линии узкоколейной железной дороги. Он предложил совместно распивать водку. За отказ пообещал убить. Произошла драка. Когда я побежал от него — сделал вслед около двадцати выстрелов из охотничьего ружья. Вероятно, все (или почти все) выстрелы были сделаны холостыми патронами, так как ранений получено не было.

Позднее по опросам жителей Трудового было выяснено имя преступника — Сергей Сажин. Это местный уголовник и отморозок. К сожалению, он не понесёт наказания, предусмотренного Уголовным кодексом.

В целом, эта узкоколейная железная дорога (равно как и вся местность к востоку от Поронайска, включая «Сачи») показалась едва ли не худшим местом из всех, в которых мне довелось побывать. Здесь наблюдается немыслимая нищета и разруха, а некоторые из немногочисленных оставшихся жителей проявляют озлобленность и агрессивность.

Ещё дальше Трудового, в ещё более недоступной глуши, есть село Соболиное. Как живут там — ещё более удивительно.

В Трудовом удалось найти владельца исправной мотодрезины и договориться о поездке до Поронайска. Причём бесплатно.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) («САЧИ», ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ В СТОРОНУ «НУЛЕВОГО ПИКЕТА»,
     МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОМЫСЛОВКУ, ДВИЖЕНИЕ НА ГРУЗОВОМ АВТОМОБИЛЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО «НУЛЕВОЙ ПИКЕТ» И ТРУДОВОЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ТРУДОВОЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ В «САЧИ»)    












25.02.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Сахалинской области»

на главную страницу