Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











СЕНГОССКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Посёлок Сéнгос обозначен на картах как находящийся в Вологодской области. Ни на одной из известных автору топографических карт нет упоминания о том, что посёлок подчинён Архангельской области.

Фактически посёлок является частью Архангельской области, входит в Киземское сельское поселение Устьянского района.

В некоторых топографических картах посёлок обозначен как «Сенгосс». Правильное название посёлка — Сенгос.




Посёлок Сeнгос, расположенный у станции Сенгос на железнодорожной линии Вельск – Котлас (историческая Печорская железная дорога), являлся начальным пунктом двух невзаимосвязанных узкоколейных железных дорог. Узкоколейная железная дорога, которая вела из посёлка в северо-восточном направлении, принадлежала Сенгосскому лестрансхозу, управление которого находилось в соседнем посёлке Ломоватка. Вторая, «воинская» узкоколейная железная дорога находилась в подчинении Министерства Обороны СССР.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – 1950 год. В то время лестрансхоз принадлежал Винницкой железной дороге, затем был передан Львовской железной дороге. Среди жителей посёлка Сенгос преобладали переселенцы из западных регионов Украины. Некоторые из них живут здесь до сих пор.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работал по меньшей мере один паровоз, различные мотовозы. Значительная часть подвижного состава была доставлена с узкоколейных железных дорог МПС СССР, относившихся к Винницкой и Львовской железным дорогам.

Согласно отчёту, предоставленному А. Бассарабом (одним из основателей общественной организации «Карпатский трамвай», безременно скончавшимся в 2006 году), на 1 января 1961 года протяжённость узкоколейной железной дороги составляла 20,3 километра. Узкоколейная железная дорога находилась в ведении Львовской железной дороги. Тяговый подвижной состав был представлен мотовозами ДМ54 (1 единица), МУЗ4Д (1 единица), МД54-4 (1 единица). Имелся один паровоз (был списан), несамоходный снегоочиститель (1 единица). Прицепной подвижной состав был представлен вагонетками (25 единиц), вагонами грузовыми (5 единиц), пассажирскими вагонами (8 единиц), платформами лесовозными четырёхосными (20 единиц).

По воспоминаниям П. Ткачука и других жителей Сенгоса, с 1950 года здесь действовало два лестрансхоза: Львовской и Винницкой железных дорог, затем был один лестрансхоз, принадлежавший совместно Винницкой и Львовской железным дорогам. Все работники нижнего склада приехали с этих железных дорог.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работал паровоз, затем — различные мотовозы. В 1975 (?) году появились тепловозы ТУ6А. Использовались деревянные пассажирские вагоны, привезённые с Винницкой и Львовской железных дорог.

Факт существования на узкоколейной железной дороге лесного посёлка Белая Речка — под вопросом. Возможно, посёлок был вахтовым (не предназначенным для постоянного проживания).

В 1980-х годах Сенгосский лестрансхоз уже принадлежал Северной железной дороге. Его контора была переведена из Сенгоса на соседнюю станцию Ломоватка, при этом название было сохранено.

Ориентировочная дата ликвидации узкоколейной железной дороги – 2001 год. Вывозка леса была прекращена примерно на год раньше. Исправный подвижной состав был частично перевезён в Ломоватку. При демонтаже пути использовался тепловоз ТУ6А-0132.

По состоянию на июнь 2005 года, на бывшем нижнем складе в посёлке Сенгос остались небольшие фрагменты путей, несколько вагонов, тепловоз ТУ6А-0132 и кабина тепловоза ТУ6А-0422.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












24.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу