Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











СЕНГОССКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Посёлок Сéнгос обозначен на картах как находящийся в Вологодской области. Ни на одной из известных автору топографических карт нет упоминания о том, что посёлок подчинён Архангельской области.

Фактически посёлок является частью Архангельской области, входит в Киземское сельское поселение Устьянского района.

В некоторых топографических картах посёлок обозначен как «Сенгосс». Правильное название посёлка — Сенгос.




Посёлок Сeнгос, расположенный у станции Сенгос на железнодорожной линии Вельск – Котлас (историческая Печорская железная дорога), являлся начальным пунктом двух невзаимосвязанных узкоколейных железных дорог. Узкоколейная железная дорога, которая вела из посёлка в северо-восточном направлении, принадлежала Сенгосскому лестрансхозу, управление которого находилось в соседнем посёлке Ломоватка. Вторая, «воинская» узкоколейная железная дорога находилась в подчинении Министерства Обороны СССР.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги – 1950 год. В то время лестрансхоз принадлежал Винницкой железной дороге, затем был передан Львовской железной дороге. Среди жителей посёлка Сенгос преобладали переселенцы из западных регионов Украины. Некоторые из них живут здесь до сих пор.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работал по меньшей мере один паровоз, различные мотовозы. Значительная часть подвижного состава была доставлена с узкоколейных железных дорог МПС СССР, относившихся к Винницкой и Львовской железным дорогам.

Согласно отчёту, предоставленному А. Бассарабом (одним из основателей общественной организации «Карпатский трамвай», безременно скончавшимся в 2006 году), на 1 января 1961 года протяжённость узкоколейной железной дороги составляла 20,3 километра. Узкоколейная железная дорога находилась в ведении Львовской железной дороги. Тяговый подвижной состав был представлен мотовозами ДМ54 (1 единица), МУЗ4Д (1 единица), МД54-4 (1 единица). Имелся один паровоз (был списан), несамоходный снегоочиститель (1 единица). Прицепной подвижной состав был представлен вагонетками (25 единиц), вагонами грузовыми (5 единиц), пассажирскими вагонами (8 единиц), платформами лесовозными четырёхосными (20 единиц).

По воспоминаниям П. Ткачука и других жителей Сенгоса, с 1950 года здесь действовало два лестрансхоза: Львовской и Винницкой железных дорог, затем был один лестрансхоз, принадлежавший совместно Винницкой и Львовской железным дорогам. Все работники нижнего склада приехали с этих железных дорог.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работал паровоз, затем — различные мотовозы. В 1975 (?) году появились тепловозы ТУ6А. Использовались деревянные пассажирские вагоны, привезённые с Винницкой и Львовской железных дорог.

Факт существования на узкоколейной железной дороге лесного посёлка Белая Речка — под вопросом. Возможно, посёлок был вахтовым (не предназначенным для постоянного проживания).

В 1980-х годах Сенгосский лестрансхоз уже принадлежал Северной железной дороге. Его контора была переведена из Сенгоса на соседнюю станцию Ломоватка, при этом название было сохранено.

Ориентировочная дата ликвидации узкоколейной железной дороги – 2001 год. Вывозка леса была прекращена примерно на год раньше. Исправный подвижной состав был частично перевезён в Ломоватку. При демонтаже пути использовался тепловоз ТУ6А-0132.

По состоянию на июнь 2005 года, на бывшем нижнем складе в посёлке Сенгос остались небольшие фрагменты путей, несколько вагонов, тепловоз ТУ6А-0132 и кабина тепловоза ТУ6А-0422.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












24.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу