Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











«ВОИНСКАЯ» УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В СЕНГОСЕ







Посёлок Сéнгос обозначен на картах как находящийся в Вологодской области. Ни на одной из известных автору топографических карт нет упоминания о том, что посёлок подчинён Архангельской области.

Фактически посёлок является частью Архангельской области, входит в Киземское сельское поселение Устьянского района.

В некоторых топографических картах посёлок обозначен как «Сенгосс». Правильное название посёлка — Сенгос.




Эта узкоколейная железная дорога принадлежала одной из строительных частей Министерства Обороны СССР. Строительная воинская часть в Сенгосе была создана в 1958 году, тогда же появилась узкоколейная железная дорога. На лесозаготовках работали военнослужащие срочной службы. Вблизи мест лесозаготовок создавались временные «вахтовые посёлки», в летнее время солдаты жили в палатках.

Паровозов на узкоколейной железной дороге никогда не было - вначале на неё поступали мотовозы, затем тепловозы. Протяженность магистрали на пике развития составляла около 35 километров. На нижнем складе в Сенгосе был козловой кран и 2-3 башенных крана, кабель-кран (тросы, столбы, кран-балка).

В 1970-х годах в лесу работали не только солдаты, но и гражданские лица. Регулярно курсировал рабочий поезд.

В 1982 году воинская часть была расформирована. Значительная часть её имущества, включая подвижной состав узкоколейной железной дороги, была вывезена в посёлок Шежам, расположенный в Усть-Вымском районе республики Коми (в то время Коми АССР). Нижний склад, узкоколейную железную дорогу и другое имущество воинской части предлагалось передать Сенгосскому лестрансхозу, но его руководители отказались принять в своё ведение данное имущество - на это у лестрансхоза не хватало ресурсов.

Узкоколейная железная дорога была сохранена. В 1990-х годах её протяжённость существенно сократилась в результате незаконных действий сборщиков металлолома. Некоторые участки, где были украдены рельсы, жителям посёлка Сенгос пришлось восстанавливать путём укладки вместо рельсов деревянных направляющих. Жители Сенгоса считают дорогу своей коллективной собственностью, и готовы любыми средствами защищать её от «металлоломщиков».

По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога используется для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Протяжённость сохранившегося участка составляет 16 километров. Относительно нормальное движение возможно до моста через реку Пордонга, с некоторыми трудностями дрезину можно протащить вручную ещё два километра.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ    












24.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу