БЕРЁЗОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Берёзовской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Серебрянка, расположенный в Гайнском районе Пермского края (до 2006 года находился в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области), на левом берегу реки Весляна — притока реки Камы. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Посёлок Серебрянка был основан в 1941 году. Название посёлка, скорее всего, происходит от существовавшей в его окрестностях деревни Серебряная. Вскоре после основания посёлка был открыт первый участок узкоколейной железной дороги.

В 1946 году на 10-м километре узкоколейной железной дороги появился посёлок, названный Лесной (Лесное). В 1947 году на 25-м километре узкоколейной железной дороги возник посёлок Ивановка. Численность его населения составляла 280 человек. На узкоколейной железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда, основным тяговым подвижным составом были паровозы.

В апреле 1953 года посёлок Серебрянка стал центром Берёзовского сельсовета (ранее центром сельсовета было село Давыдово). Позднее сельсовет был переименован в Серебрянский.

В середине 1970-х годов был выселен и ликвидирован посёлок Лесное. Посёлок Ивановка было решено сохранить, он просуществовал до 1990-х годов.

На пике развития (1980-е годы) развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 100 километров, максимальная удалённость от посёлка Серебрянка — около 50 километров. Дорога принадлежала Берёзовскому леспромхозу, управление которого находилось в Серебрянке.

В 1990-х годах объём работы узкоколейной железной дороги сократился до минимума. Был закрыт посёлок Серебрянка, постепенно разбирались дальние ветви.

В апреле 1998 года Берёзовский леспромхоз был признан банкротом, в 1999 году он был окончательно ликвидирован. В близкий период времени был разобран последний участок узкоколейной железной дороги.

По состоянию на май 2006 года, об узкоколейной железной дороге в посёлке Серебрянка напоминало название одной из улиц (Железнодорожная), остатки деревянного пассажирского вагона на улице Дачной, фрагменты кабины тепловоза ТУ4-1315, использованные в качестве дверей автомобильного гаража на территории одного из домовладений. Кроме того, оставались колёсные пары вагонов узкоколейной железной дороги, подготовленные к вывозу в качестве металлолома.














Материалы из гайнской районной газеты. 1970-е годы (?).









Посёлок Серебрянка. Пассажирский вагон на улице Дачная.
20.05.2006








Посёлок Серебрянка, разобранная линия узкоколейной железной дороги.
Вид со стороны бывшего нижнего склада в сторону центра посёлка.
20.05.2006








Вид из той же точки в противоположном направлении.
20.05.2006








Колёсные пары в посёлке Серебрянка.
20.05.2006








Фрагменты тепловоза ТУ4-1315 в посёлке Серебрянка.
20.05.2006











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












27.09.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика