Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











СИНДОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой является посёлок Синдор Княжпогостского района республики Коми, по состоянию на 2006 год, является крупнейшей в России узкоколейной железной дорогой, находящейся в ведении учреждения пенитенциарной системы. Автор не встречал официальных документов, в которых упоминалось бы название узкоколейной железной дороги, поэтому название «Синдорская узкоколейная железная дорога» следует считать условным.



Посёлок Синдор возник при строительстве Печорской железной дороги (велось в 1938-1941 годах). Эта железнодорожная магистраль строилась ГУЛЖДС (Главным управлением лагерей железнодорожного строительства), первоначально в Синдоре находился один из многочисленных лагпунктов. Посёлок получил название по селу Синдор, расположенному приблизительно в 10 километрах юго-восточнее.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — конец 1940-х годов. Первые лесные исправительные находились сравнительно недалеко от Синдора. Известно о наличии крупной «зоны» на 14-м километре.

В 1960-х годах общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 километров. В то время на узкоколейной железной дороге уже существовала станция Локчим (32 километра от Синдора), расположенная в колонии-поселении Глубинка. Позднее (в конце 1960-х годов, либо в 1970-х годах) возникли более отдалённые посёлки Переломный и Нившера. В них также находились колонии-поселения.

На развития узкоколейной железной дороги, в 1980-х годах, её общая протяжённость составляла свыше 150 километров. Насчитывалось не менее 30 локомотивов (тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7 (ТУ7А), ТУ8, самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1А и ЭСУ2А, тепловозы-автомотрисы ТУ6П).

С начала 1990-х годов положение узкоколейной железной дороги стало ухудшаться. В 1999 (?) году был ликвидирован посёлок Переломный, приблизительно тогда же была закрыта и Нившера. Многие участки пути стали непригодными для движения «тяжёлого» подвижного состава.

В рамках проводившейся автором кампании по отправке писем-запросов с просьбой сообщить информацию о текущем состоянии узкоколейных железных дорог письмо-запрос было отправлено и в Синдор. В марте 1998 года был получен ответ от главы администрации Синдорского поссовета З.П. Полугрудовой. Полученный ответ, мягко говоря, разочаровал. Впоследствии я решил разместить его на этой странице — возможно, автору такого ответа будет стыдно за своё поведение.



Ответ на письмо-запрос от главы администрации Синдорского поссовета З.П. Полугрудовой. Март 1998 года.
Это один из двух самых бесполезных ответов, полученных в ходе кампании
по отправке писем-запросов (второй был получен из Гаранинки).



В 2002 году одним из заключённых колонии-поселения Глубинка стал бывший министр спорта республики Коми В. Иванов, в связи с чем узкоколейная железная дорога получила некоторую известность, благодаря публикациям в средствах массовой информации (в основном, региональных).

По состоянию на сентябрь 2005 года, узкоколейная железная дорога работает. Она находится в ведении учреждения ОС-34/41 (ранее М-222/8) Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции (ранее относилось к Микуньскому управлению лесных исправительных учреждений (УЛИУ), в 2005 году Микуньское УЛИУ было ликвидировано).

Состояние пути плохое — несмотря на наличие почти бесплатной рабочей силы, своевременная замена шпал не производится. Скорость движения поездов низкая (как правило, не более 15 километров в час).

Район погрузки леса находится на линии, ведущей к посёлку Нившера, приблизительно в 14 километрах от станции Локчим. Почти все железнодорожники (машинисты, диспетчеры и дежурные по станциям, путейцы) являются осуждёнными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, расположенных в Синдоре и Глубинке.

Действуют два депо — на станциях Синдор и Локчим. Основным считается депо Синдор, однако наибольшее количество исправных локомотивов находится в Локчиме.

Узкоколейная железная дорога работает круглосуточно. Согласно внутреннему распорядку, в 6:00 в колонии-поселении Глубинка объявляется подъём, в 7:00 — «развод на работу», после чего со станции Локчим отправляются в лес один или два тепловоза. Рабочие-лесозаготовители едут в кабине тепловоза — стоя и в тесноте. Рабочий день длится около 13 часов, в Глубинку удаётся вернуться около 21 часа (в случае схода с рельсов подвижного состава прибытие задерживается), в 22 часа — отбой. При отставании от плана работа ведётся и выходные дни.

Дежурные по станциям Синдор и Локчим находятся на рабочих местах круглосуточно. Как правило, отправление состава от станции Локчим до станции Синдор, состоящего из гружёных сцепов, производится ночью или ранним утром.

Существует пассажирское движение. Поезд от станции Синдор до станции Локчим отправляется в понедельник (иногда и в четверг) в 19:00, прибытие на станцию Локчим — в 22:00. Отправление из Локчима на Синдор — в 7.00, прибытие в Синдор — в 10.00 (по понедельникам, не гарантированно — по четвергам). Состав поезда «приписан» к станции Локчим. По неподтверждённым данным, поезд состоит из двух пассажирских вагонов, проезд в нём бесплатный. Поездом пользуются сотрудники учреждения М-222/8, работающие в колонии-поселении Глубинка (постоянного «вольного» населения в Глубинке практически нет), родственники осуждённых, прибывающие на свидания.

Узкоколейная железная дорога используется «вольными» жителями посёлка Синдор для поездок в лес на мотодрезинах. Максимальное расстояние, на которое можно уехать — около 80 километров (по линии на Переломный).

Со слов жителей Синдора, посёлок Переломный во многом был похож на Глубинку. Там до сих пор осталось некоторое количество строений. Летом в бывшем посёлке живут «вольные» граждане — охотники и сборщики ягод. Линия узкоколейной железной дороги, ведущая к посёлку, пригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава только на протяжении первых 5 километров, далее тепловоз проехать не сможет — есть прогнившие мосты. В ближайшее время администрация учреждения планирует разобрать эту линию, чтобы продать рельсы в качестве металлолома.

Действует небольшая ветка, ведущая от 15 километра к «турбазе Синдор». Турбаза находится на берегу реки Угьюм, приблизительно в двух километрах от берега Синдорского озера. Она представляет собой рыбацкие домики, расположенные на территории бывшей «зоны».

В бывший посёлок Нившера иногда также приезжают синдорские охотники, там сохранилось несколько домов.

Будущее узкоколейной железной дороги неясно. По мнению автора, она будет разобрана не ранее 2010 года. Перспективы долговременного сохранения представляются минимальными.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 8)    












17.10.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу