Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











СИНДОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой является посёлок Синдор Княжпогостского района республики Коми, по состоянию на 2006 год, является крупнейшей в России узкоколейной железной дорогой, находящейся в ведении учреждения пенитенциарной системы.

Я не встречал официальных документов, в которых упоминалось бы название узкоколейной железной дороги. Поэтому название «Синдорская узкоколейная железная дорога» следует считать условным.



Посёлок Синдор возник при строительстве Печорской железной дороги (велось в 1938-1941 годах). Эта железнодорожная магистраль строилась ГУЛЖДС (Главным управлением лагерей железнодорожного строительства), первоначально в Синдоре находился один из многочисленных лагпунктов. Посёлок получил название по селу Синдор, расположенному приблизительно в 10 километрах юго-восточнее.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — конец 1940-х годов. Первые лесные исправительные находились сравнительно недалеко от Синдора. Известно о наличии крупной «зоны» на 14-м километре.

В 1960-х годах общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 километров. В то время на узкоколейной железной дороге уже существовала станция Локчим (32 километра от Синдора), расположенная в колонии-поселении Глубинка. Позднее (в конце 1960-х годов, либо в 1970-х годах) возникли более отдалённые посёлки Переломный и Нившера. В них также находились колонии-поселения.

На развития узкоколейной железной дороги, в 1980-х годах, её общая протяжённость составляла свыше 150 километров. Насчитывалось не менее 30 локомотивов (тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7 (ТУ7А), ТУ8, самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1А и ЭСУ2А, тепловозы-автомотрисы ТУ6П).

С начала 1990-х годов положение узкоколейной железной дороги стало ухудшаться. В 1999 (?) году был ликвидирован посёлок Переломный, приблизительно тогда же была закрыта и Нившера. Многие участки пути стали непригодными для движения «тяжёлого» подвижного состава.

В рамках проводившейся автором кампании по отправке писем-запросов с просьбой сообщить информацию о текущем состоянии узкоколейных железных дорог письмо-запрос было отправлено и в Синдор. В марте 1998 года был получен ответ от главы администрации Синдорского поссовета З.П. Полугрудовой. Полученный ответ, мягко говоря, разочаровал. Впоследствии я решил разместить его на этой странице — возможно, автору такого ответа будет стыдно за своё поведение.



Ответ на письмо-запрос от главы администрации Синдорского поссовета З.П. Полугрудовой. Март 1998 года.
Это один из двух самых бесполезных ответов, полученных в ходе кампании
по отправке писем-запросов (второй был получен из Гаранинки).



В 2002 году одним из заключённых колонии-поселения Глубинка стал бывший министр спорта республики Коми В. Иванов, в связи с чем узкоколейная железная дорога получила некоторую известность, благодаря публикациям в средствах массовой информации (в основном, региональных).

По состоянию на сентябрь 2005 года, узкоколейная железная дорога работает. Она находится в ведении учреждения ОС-34/41 (ранее М-222/8) Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции (ранее относилось к Микуньскому управлению лесных исправительных учреждений (УЛИУ), в 2005 году Микуньское УЛИУ было ликвидировано).

Состояние пути плохое — несмотря на наличие почти бесплатной рабочей силы, своевременная замена шпал не производится. Скорость движения поездов низкая (как правило, не более 15 километров в час).

Район погрузки леса находится на линии, ведущей к посёлку Нившера, приблизительно в 14 километрах от станции Локчим. Почти все железнодорожники (машинисты, диспетчеры и дежурные по станциям, путейцы) являются осуждёнными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, расположенных в Синдоре и Глубинке.

Действуют два депо — на станциях Синдор и Локчим. Основным считается депо Синдор, однако наибольшее количество исправных локомотивов находится в Локчиме.

Узкоколейная железная дорога работает круглосуточно. Согласно внутреннему распорядку, в 6:00 в колонии-поселении Глубинка объявляется подъём, в 7:00 — «развод на работу», после чего со станции Локчим отправляются в лес один или два тепловоза. Рабочие-лесозаготовители едут в кабине тепловоза — стоя и в тесноте. Рабочий день длится около 13 часов, в Глубинку удаётся вернуться около 21 часа (в случае схода с рельсов подвижного состава прибытие задерживается), в 22 часа — отбой. При отставании от плана работа ведётся и выходные дни.

Дежурные по станциям Синдор и Локчим находятся на рабочих местах круглосуточно. Как правило, отправление состава от станции Локчим до станции Синдор, состоящего из гружёных сцепов, производится ночью или ранним утром.

Существует пассажирское движение. Поезд от станции Синдор до станции Локчим отправляется в понедельник (иногда и в четверг) в 19:00, прибытие на станцию Локчим — в 22:00. Отправление из Локчима на Синдор — в 7.00, прибытие в Синдор — в 10.00 (по понедельникам, не гарантированно — по четвергам). Состав поезда «приписан» к станции Локчим. По неподтверждённым данным, поезд состоит из двух пассажирских вагонов, проезд в нём бесплатный. Поездом пользуются сотрудники учреждения М-222/8, работающие в колонии-поселении Глубинка (постоянного «вольного» населения в Глубинке почти нет), родственники осуждённых, прибывающие на свидания.

Узкоколейная железная дорога используется «вольными» жителями посёлка Синдор для поездок в лес на мотодрезинах. Максимальное расстояние, на которое можно уехать — около 80 километров (по линии на Переломный).

Со слов жителей Синдора, посёлок Переломный во многом был похож на Глубинку. Там до сих пор осталось некоторое количество строений. Летом в бывшем посёлке живут «вольные» граждане — охотники и сборщики ягод. Линия узкоколейной железной дороги, ведущая к посёлку, пригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава только на протяжении первых 5 километров, далее тепловоз проехать не сможет — есть прогнившие мосты. В ближайшее время администрация учреждения планирует разобрать эту линию, чтобы продать рельсы в качестве металлолома.

Действует небольшая ветка, ведущая от 15 километра к «турбазе Синдор». Турбаза находится на берегу реки Угьюм, приблизительно в двух километрах от берега Синдорского озера. Она представляет собой рыбацкие домики, расположенные на территории бывшей «зоны».

В бывший посёлок Нившера иногда также приезжают синдорские охотники, там сохранилось несколько домов.

Будущее узкоколейной железной дороги неясно. По мнению автора, она будет разобрана не ранее 2010 года. Перспективы долговременного сохранения представляются минимальными.


Ситуция на 2016 год: узкоколейная железная дорога не разобрана, однако для движения тепловозов или другого «тяжёлого» подвижного состава не пригодна. Ни одного исправного тепловоза не осталось, более того — не осталось ни одного тепловоза, пригодного для восстановления.

Возможно движение на лёгких съёмных дрезинах.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 8)    












17.10.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу