Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











СЁЙВИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Начальным пунктом Сёйвинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сёйва, расположенный на левом берегу реки Кама. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



история

Ориентировочная дата основания посёлка Сёйва — 1950 год. В 1951 году в посёлок был доставлен первый паровоз, открыт первый участок Сёйвинской узкоколейной железной дороги.

В 1950-е годы узкоколейная железная дорога развивалась быстрыми темпами. На ней появилось два лесных посёлка — Сосновка и Верхний Оныл, большую часть населения которых составляли «спецпереселенцы» (главным образом, поволжские немцы). Спецпереселенцы были основной рабочей силой на строительстве узкоколейной железной дороги.

В 1952 году дорога была продлена от 7 до 16 километра (Сосновка), в 1953 году — от 16 до 30 километра (посёлок Верхний Оныл). Затем строились ветки (1-я, 2-я, 3-я). Протяжённость магистральной линии возрастала в среднем на 7 километров в год.

Тяговый подвижной состав был представлен различными паровозами, в том числе произведёнными в Финляндии. Известно о наличии паровоза ВП4-1822 (ориентировочная дата поступления в Сёйву — 1958 год). Согласно проекту, магистраль узкоколейной железной дороги удлинялась вплоть до 1972 года. Протяжённость магистрали составляла 43 километра.

В 1962 году (ориентировочно) был закрыт посёлок Верхний Оныл, в 1976 году — посёлок Сосновка. Жители этих посёлков были переселены в Сёйву.

В 1970-х годах паровая тяга была окончательно заменена тепловозной (тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А). Из посёлка Сёйва в лес ежедневно отправлялись рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов, время в пути составляло свыше двух часов. В то время узкоколейная железная дорога принадлежала Сёйвинскому леспромхозу.

Некоторые ветки Сёйвинской узкоколейной железной дороги пролегали вблизи веток «лагерной» узкоколейной железной дороги, начинавшейся на станции Парманка (Верхняя Турунья) Гайно-Кайской железной дороги широкой колеи. В случае соединения двух узкоколейных железных дорог посёлок Сёйва получил бы выход к широкой колее, но этого не произошло.

С начала 1990-х годов объём вывоза леса по узкоколейной железной дороге резко сократился. Ориентировочная дата прекращения вывоза леса — 1995 год.

Узкоколейная железная дорога после прекращения вывоза леса не разбиралась, и достаточно активно использовалась жителями посёлка Сёйва для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Одним из самых дальних мест, куда можно было добраться на дрезине, являлась ветка, пролегавшая сравнительно недалеко от Адова озера — труднодоступного лесного водоёма.



Ответ начальника отделения связи посёлка Сёйва на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Апрель 1998 года.



В условиях «металлоломной лихорадки» узкоколейная железная дорога не имела шансов на продолжительное существование. Со слов жителей Сёйвы, вначале дорога разворовывалась «металлистами» (незаконными сборщиками металлолома). Решение о ликвидации дороги «сверху» было принято после многочисленных случае воровства рельсов. Дорогу разбирали «кто как мог». При окончательной разборке использовались трактора — в то время даже магистральная линия была непригодна для движения тяжёлого подвижного состава.

Ориентировочная дата завершения демонтажа пути — 2004 год. Со слов жителей посёлка Сёйва, в наиболее труднодоступных лесных кварталах остались неразобранные «усы».

По состоянию на май 2006 года, в посёлке Сёйва сохранилось здание диспетчерской узкоколейной железной дороги (используется не по назначению), кабина тепловоза ТУ6А-0374, несколько кабин других тепловозов (номера установить не удалось), по меньшей два вагона ПВ40 (используются в качестве хозяйственных помещений).





Посёлок Сёйва. Сохранившаяся табличка с надписью
«КОНТОРА   Сёйвинской   УЖД»   на  здании  бывшей
диспетчерской узкоколейной железной дороги.
21.05.2006




На бывшем нижнем складе сохранился небольшой участок рельсового пути, предназначенный для передвижения съёмных тележек ручной либо канатной тягой (скорее всего, он не являлся частью узкоколейной железной дороги).

Сёйвинский леспромхоз прекратил своё существование. Добыча леса в минимальном объёме ведётся частными предпринимателями.









«Хочется жить и работать в Сёйве» (материал из гайнской районной газеты «Наше Время», 2004 год).












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    












09.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу