Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











СЁЙВИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Начальным пунктом Сёйвинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сёйва, расположенный на левом берегу реки Кама. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



история

Ориентировочная дата основания посёлка Сёйва — 1950 год. В 1951 году в посёлок был доставлен первый паровоз, открыт первый участок Сёйвинской узкоколейной железной дороги.

В 1950-е годы узкоколейная железная дорога развивалась быстрыми темпами. На ней появилось два лесных посёлка — Сосновка и Верхний Оныл, большую часть населения которых составляли «спецпереселенцы» (главным образом, поволжские немцы). Спецпереселенцы были основной рабочей силой на строительстве узкоколейной железной дороги.

В 1952 году дорога была продлена от 7 до 16 километра (Сосновка), в 1953 году — от 16 до 30 километра (посёлок Верхний Оныл). Затем строились ветки (1-я, 2-я, 3-я). Протяжённость магистральной линии возрастала в среднем на 7 километров в год.

Тяговый подвижной состав был представлен различными паровозами, в том числе произведёнными в Финляндии. Известно о наличии паровоза ВП4-1822 (ориентировочная дата поступления в Сёйву — 1958 год). Согласно проекту, магистраль узкоколейной железной дороги удлинялась вплоть до 1972 года. Протяжённость магистрали составляла 43 километра.

В 1962 году (ориентировочно) был закрыт посёлок Верхний Оныл, в 1976 году — посёлок Сосновка. Жители этих посёлков были переселены в Сёйву.

В 1970-х годах паровая тяга была окончательно заменена тепловозной (тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А). Из посёлка Сёйва в лес ежедневно отправлялись рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов, время в пути составляло свыше двух часов. В то время узкоколейная железная дорога принадлежала Сёйвинскому леспромхозу.

Некоторые ветки Сёйвинской узкоколейной железной дороги пролегали вблизи веток «лагерной» узкоколейной железной дороги, начинавшейся на станции Парманка (Верхняя Турунья) Гайно-Кайской железной дороги широкой колеи. В случае соединения двух узкоколейных железных дорог посёлок Сёйва получил бы выход к широкой колее, но этого не произошло.

С начала 1990-х годов объём вывоза леса по узкоколейной железной дороге резко сократился. Ориентировочная дата прекращения вывоза леса — 1995 год.

Узкоколейная железная дорога после прекращения вывоза леса не разбиралась, и достаточно активно использовалась жителями посёлка Сёйва для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Одним из самых дальних мест, куда можно было добраться на дрезине, являлась ветка, пролегавшая сравнительно недалеко от Адова озера — труднодоступного лесного водоёма.



Ответ начальника отделения связи посёлка Сёйва на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Апрель 1998 года.



В условиях «металлоломной лихорадки» узкоколейная железная дорога не имела шансов на продолжительное существование. Со слов жителей Сёйвы, вначале дорога разворовывалась «металлистами» (незаконными сборщиками металлолома). Решение о ликвидации дороги «сверху» было принято после многочисленных случае воровства рельсов. Дорогу разбирали «кто как мог». При окончательной разборке использовались трактора — в то время даже магистральная линия была непригодна для движения тяжёлого подвижного состава.

Ориентировочная дата завершения демонтажа пути — 2004 год. Со слов жителей посёлка Сёйва, в наиболее труднодоступных лесных кварталах остались неразобранные «усы».

По состоянию на май 2006 года, в посёлке Сёйва сохранилось здание диспетчерской узкоколейной железной дороги (используется не по назначению), кабина тепловоза ТУ6А-0374, несколько кабин других тепловозов (номера установить не удалось), по меньшей два вагона ПВ40 (используются в качестве хозяйственных помещений).





Посёлок Сёйва. Сохранившаяся табличка с надписью
«КОНТОРА   Сёйвинской   УЖД»   на  здании  бывшей
диспетчерской узкоколейной железной дороги.
21.05.2006




На бывшем нижнем складе сохранился небольшой участок рельсового пути, предназначенный для передвижения съёмных тележек ручной либо канатной тягой (скорее всего, он не являлся частью узкоколейной железной дороги).

Сёйвинский леспромхоз прекратил своё существование. Добыча леса в минимальном объёме ведётся частными предпринимателями.









«Хочется жить и работать в Сёйве» (материал из гайнской районной газеты «Наше Время», 2004 год).












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    












09.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу