Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











СОРОКОПОЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Сорокопольская узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, на протяжении большей части своей истории принадлежала Андомскому леспромхозу. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1954 году.

Начальным пунктом дороги являлась станция Нижний Склад, расположенная в посёлке Сорокопольская Запань. В двух километрах к востоку от неё находилась станция Сорокополье — главная станция узкоколейной железной дороги, где размещались депо и диспетчерская. Далее было расположено пересечение с автодорогой Вытегра — Пудож у разъезда Ребовский, заброшенные разъезды 9 км и 17 км.

По состоянию на 1999 год, Сорокопольская узкоколейная железная дорога напоминает «уменьшенную копию» Белоручейской узкоколейной железной дороги: здесь тоже движение производится лишь между двумя «крайними пунктами» — «Перевалкой» и Нижним Складом, отсутствуют ветки и усы на лесосеки, остался только один «лесной посёлок».

В 28 километрах от Нижнего Склада находится противоположный, восточный конец узкоколейной железной дороги — станция Перевалка, расположенная немногим севернее посёлка Озеро (его неофициальное название — Губарёвка). Здесь в сцепы узкой колеи грузится древесина, поступающая на автолесовозах. От 27 километра отходит ветка в центр поселка Губарёвка (её длина — не более одного километра).

Когда-то протяжённость узкоколейной железной дороги была, как минимум, вдвое большей. Станция Перевалка не являлась тупиковым пунктом — магистральная линия шла дальше в лесной массив, ещё на 25 — 30 километров.

В 1980-х годах линия, расположенная к востоку от посёлка Губарёвка, была заменена автодорогой. В начале 1990-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге непосредственно из лесосек была прекращена окончательно.

Причина, по которой установилась нынешняя схема перевозок — отсутствие автодороги между Сорокопольской Запанью и Губарёвкой по прямому направлению.

В конце 1990-х годов руководство АО «Андомалес», которому принадлежит узкоколейная железная дорога, разрабатывало план её полной замены автодорогой. Но пока его сочли экономически нецелесообразным.

В 1997-98 годах работа Сорокопольской узкоколейной железной дороги улучшилась, был приобретён новый тепловоз.

По состоянию на 1999 год, по дороге обычно проходит от 2 до 4 пар грузовых поездов в сутки. Гружёные лесом составы следуют по затяжному спуску, поэтому значительная часть подвижного состава Сорокопольской узкоколейной железной дороги оборудована автотормозами.

Здесь были магистральные тепловозы ТУ2. Позднее работали тепловозы ТУ7А, ТУ8.

По состоянию на 1999 год, пасажирские поезда курсируют ежедневно по расписанию: 6:05-7:15 и 17:00-18:10 Нижний Склад — Перевалка — Озеро (Губарёвка), 7:30-8:30 и 18:20-19:20 Озеро — Нижний Склад (без захода на станцию Перевалка). В 21:00 по рабочим дням от станции Сорокополье отправляется тепловоз (без вагона) — он везёт рабочих на Перевалку. Около 23:00 тепловоз отправляется от Перевалки на Сорокополье.

Пассажирские поезда состоят из одного вагона, плата за проезд в них не предусмотрена. Поездами пользуются как работники леспромхоза, так и все остальные жители посёлка Губарёвка.



По данным на 2002 год, Сорокопольская узкоколейная железная дорога продолжает работать.







Окончательное решение о ликвидации узкоколейной железной дороги было принято в 2006 году. Разборка магистрали началась в июне 2006 года.

По состоянию на 6 августа, оставалось 12 километров магистрали. Разборка ведётся без выходных дней, за день разбирается примерно 400 метров. Скорее всего, разборка будет закончена в сентябре 2006 года. Все тепловозы, кроме одного, скорее всего, порежут в металлолом.

В ближайшем будущем останется около 500 метров узкоколейной железной дороги на нижнем складе, там работает один тепловоз ТУ8. Но есть все основания сомневаться в том, что это продлится долго.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ (ЧАСТЬ 1)    

    СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ (ЧАСТЬ 2)    

    СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ (ЧАСТЬ 3)    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    










11.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу