Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Чепецкая узкоколейная железная дорога — по состоянию на 2009 год, одна из немногих оставшихся в России узкоколейных железных дорог исправительно-трудовых учреждений, единственная в Пермском крае узкоколейная железная дорога, на которой сохранялся вывоз леса.

Начальным пунктом Чепецкой узкоколейной железной дороги является станция Озёрная, расположенная в посёлке Чепец. Посёлок Чепец находится в Чéрдынском районе Пермского края, на левом берегу реки Кама. Узкоколейная железная дорога не имеет и никогда не имела выхода к железным дорогам широкой колеи. По специализации она является лесовозной, ранее являлась «сплавной».

Не следует путать Чепецкую узкоколейную железную дорогу (местонахождение — Чердынский район Пермского края) с другой Чепецкой узкоколейной железной дорогой (местонахождение — Зуевский район Кировской области).

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога всегда находилась в ведении учреждений пенитенциарной системы. На ней было несколько посёлков, в которых находились исправительно-трудовые лагеря.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегла по направлению: станция Озёрная (посёлок Чепец) — станция Чепец (посёлок Глубинный) — Чепечанка — Касёво.

http://ckop6b.narod.ru/sopin.htm — «Страница памяти Михаила Сопина» (есть упоминания посёлка Чепец и Чепецкой узкоколейной железной дороги в 1960-е годы).

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге остался один посёлок (не считая Чепца) — Чепечанка. Протяжённость узкоколейной железной дороги постепенно сокращалась.

http://www.ng.ru/regions/2001-09-04/4_specnaz.html — публикация о событиях 2001 года в посёлке Чепец (массовое избиение спецназом заключённых колонии). Посёлок Чепец имеет некоторую известность в России исключительно благодаря этим событиям, которые многократно упоминались в СМИ.

В мае 2009 года в средствах массовой информации появились утверждения о скором закрытии исправительной колонии в Чепце.


http://www.rg.ru/2009/05/28/reg-permkray/cherdin.html

Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего, будет означать медленную гибель.

— К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги. Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район. Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, — отмечает глава.



Как выяснилось в ходе поездки в Чепец, информация о закрытии колонии в 2009 году не соответствует действительности. Как минимум до конца 2010 года колония просуществует (скорее всего — просуществует значительно дольше, может быть и лет 10-15). Однако сохранение колонии не является равнозначным сохранению узкоколейной железной дороги.

Окончательную ликвидацию Чепецкой узкоколейной железной дороги можно ожидать приблизительно в 2011-2014 годах.







Поездка автора (октябрь 2009 года)

Начало поездки: самолёт Москва — Бегишево (Нижнекамск), изучение Нижнекамского трамвая, пригородный поезд (РА1) сообщением Нижнекамск — Алнаши до Набережных Челнов, ночёвка в заброшенном доме в окрестностях набережночелнинского вокзала. На следующий день — изучение Набережночелнинского трамвая (сеть была проезжена полностью), пригородный поезд Набережные Челны — Ижевск, пригородный поезд Ижевск — Кез. Ночёвка в Кезе в заброшенном сарае. Ранним утром — выезд электропоездом Балезино — Пермь.

Выезжаю из Перми в Кизел на одном из своих любимых электропоездов — ЭР2Т-7229. Это один из двух электропоездов Норильской железной дороги, который был вывезен на основную железнодорожную сеть России и продолжает перевозить пассажиров — теперь уже весьма далеко от «родного» Норильска. ЭР2Т-7229, как и второй норильский электропоезд ЭР2Т-7228 (http://infojd.ru/dop/njd-perm.html), не подвергался капремонту. Можно предполагать, что внешне он мало отличается от «норильских» времён своей истории.

Время в пути от Перми II до Кизела — 4 часа 45 минут (расстояние 179 км). В Кизеле — менее двух часов на пересадку на электропоезд, следующий до Калийной (согласно расписаниям, вывешенным на станциях — до станции Шиши, ныне скрывающейся под невзрачным «псевдонимом» Березники-Сортировочные, хотя к Березникам это место не имеет никакого отношения).

Движение поездов с пассажирами на 10-километровом перегоне Калийная — Березники с 2006 года прекращено из-за провала, возникшего в результате аварийного затопления соляной шахты и последующего размыва породы глубоко под землёй. В настоящее время близится к завершению строительство обходной ветви Яйва — Соликамск, оставляющей город Березники далеко в стороне. Как будет осуществляться пассажирское движение после её открытия — неясно (скорее всего, поезда будут прибывать в Березники с севера, город из транзитного пункта железнодорожного сообщения станет тупиковым).

На станции Шиши САВПЭ объявляет о прибытии на конечный пункт. Некоторые пассажиры (либо оказавшиеся здесь впервые, либо склонные к трате лишних денег) здесь выходят и направляются к автобусу, который доставляет пассажиров в город Березники за 50 рублей. Автобус пущен специально для перевозки пассажиров поездов, однако железнодорожные билеты и льготы в нём не действуют.

Большинство пассажиров электропоезда остаются в вагоне. Маневровым порядком электропоезд следует ещё 5 км — до станции Калийная, которая является фактическим крайним пунктом пригородного движения на линии (хотя в расписаниях это не отражено). Толпа пассажиров «растекается» по грязной промзоне и через 5-7 минут наполняет автобусную остановку «БПКРУ-2».

От станции Калийная до города Березники — около 10 километров. Здесь часто курсируют городские автобусы по стандартной городской цене 10 рублей (заметная разница по сравнению с проездом от Шишей). Известно, что в 1970-х годах действовала пригородная троллейбусная линия Березники — БПКРУ-2.

Дальнейший путь от Березников до Чепца не представляет интереса, так как не связан с железной дорогой. Общественным транспортом до посёлка Чепец добраться нельзя — «автобус» (на самом деле — «ГАЗель») из Чердыни следует только до села Бондюг, откуда до Чепца остаётся около 30 километров. Как я узнал позже, один из жителей Чепца организовал перевозку пассажиров на микроавтобусе УАЗ (просторечное название такой машины — «буханка»), выезжает из Чепца в 7:00, из Чердыни — вечером, стоимость проезда 250 рублей.

На автостанции в Чердыни об этой перевозке ничего не сказано. Данная услуга рассчитана не на приезжих, а на жителей Чепца. Поэтому уехать из Чердыни затруднительно — хотя бы потому, что неясен пункт отправления.

Автодорога Бондюг — Чепец появилась в 1990-х годах. До этого попасть в Чепец можно было только самолётом, как и во многие другие населённые пункты региона. Количество местных авиалиний в Пермском крае (бывшей Пермской области) сократилось с многих десятков в 1980-е годы до нуля в настоящее время.

Дорога на Чепец хорошая, проехать по ней можно даже на обычном легковом автомобиле. Единственный недостаток — отсутствие капитального моста через реку Южная Кельтма (есть понтонный мост). Весной, в период разлива реки, понтонный мост убирается, в это время посёлок Чепец становится отрезан от внешнего мира.

Часть пути от Бондюга до Чепца меня подвёз на автомобиле «Нива» житель посёлка Ольховка. В Ольховке находится колония-поселение. Место это крайне отдалённое даже по сравнению с Чепцом. Автомобильной дороги до Ольховки нет, зимник действует только 3-4 месяца. Добираются в Ольховку следующим образом: на автомобиле до 23-го километра реки Южная Кельтма (отсчёт от устья), где построены гаражи, далее на моторной лодке или катере.

Продукты питания в Ольховку завозятся на катере, который в силу особенностей конструкции (катер водомётный) перестаёт ходить после первых заморозков, когда по реке начинает идти лёд. Когда река покрывается первым льдом, попасть в Ольховку нельзя ни по воде, ни на автомобиле. Теоретически, можно попасть пешком, но это опасно для жизни — придётся несколько раз преодолевать вброд реки с ледяной водой. Мобильной связи в Ольховке нет (как и в Чепце).

У моста через Южную Кельтму находится КПП посёлка Чепец, на котором дежурный из числа осуждённых останавливает все автомобили и записывает их номера. Однако доступ в посёлок не ограничен. Сюда нередко приезжают на рыбалку и охоту из Березников и Соликамска.

Чепецкая узкоколейная железная дорога (не следует путать её с другой, ныне разобранной Чепецкой узкоколейной железной дорогой, находившейся в Кировской области) пока ещё действует. На ней осуществляется вывоз леса, в отличие от Пильвенской узкоколейной железной дороги. Главная станция узкоколейной железной дороги называется Озёрная, находится в центре посёлка Чепец. Вывезенный лес перегружается на автомобили. Прибрежный нижний склад давно разрушен.

Чепецкая узкоколейная железная дорога географически близка к Пильвенской узкоколейной железной дороге и имеет с ней много общего. Во всех отношениях это «младший брат» Пильвенской узкоколейной железной дороги, её «облегчённая версия».

Чепецкая узкоколейная железная дорога была проезжена от Озёрной до 38 километра и пройдена пешком до Чепечанки (46 километров). Сейчас магистраль заканчивается у километрового знака 43/44 км, в 2 километрах от Чепечанки. Демонтаж пути продолжается (предполагается разобрать до 28 километра). Вывозка леса — с 27 километра. В посёлке Чепечанка, формально уже «не существующем», остаются два последних жителя.

Места, по которым пролегает узкоколейная железная дорога, разительно отличаются от «цивилизованной» части страны. Избыток общения с заключёнными и сотрудниками ФСИН (их здесь называют «ментами») под конец «достаёт». Отношение в целом хорошее, но необходимо терпеть лагерную атмосферу со всеми её особенностями. Бытовые условия дикие — например, привычным делом здесь является поедание собачатины. Почти рядом со мной сотрудник ФСИН застрелил собаку, когда понял, что она состарилась и не может использоваться на охоте. Убитую собаку он отдал на съедение заключённым, страдающим от нехватки мяса.

Все вольные жители Чепца имеют охотничьи ружья. В сочетании с алкоголизмом это может иметь опасные последствия. О этом следует всегда помнить. Главное правило — держаться подальше от пьяных. Большинство жителей посёлка настроены доброжелательно и всегда готовы помочь.

Подвижной состав узкоколейной железной дороги: ТУ8-0520 и ТУ8-0530 (под сомнением — цифра нанесена краской), в депо находились ТУ7-3031 (заколочен), ТУ8-0208, ТУ8-????, ЭСУ2А-986 (без двигателя, превращена в пассажирский вагон). Также были обнаружены: кабина ЭСУ2А-1029 (стоит на электроподстанции), кабина ТУ4-2508 (стоит у здания диспетчерской на станции Озёрная), кабина ТУ4-223 (стоит у пристани на Каме).










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ К ПРИБРЕЖНОМУ НИЖНЕМУ СКЛАДУ, СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 25)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 26)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 27)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 28)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 29)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 30)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 31)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ЧЕПЕЧАНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 33)    










27.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу