Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Чепецкая узкоколейная железная дорога — по состоянию на 2009 год, одна из немногих оставшихся в России узкоколейных железных дорог исправительно-трудовых учреждений, единственная в Пермском крае узкоколейная железная дорога, на которой сохранялся вывоз леса.

Начальным пунктом Чепецкой узкоколейной железной дороги является станция Озёрная, расположенная в посёлке Чепец. Посёлок Чепец находится в Чéрдынском районе Пермского края, на левом берегу реки Кама. Узкоколейная железная дорога не имеет и никогда не имела выхода к железным дорогам широкой колеи. По специализации она является лесовозной, ранее являлась «сплавной».

Не следует путать Чепецкую узкоколейную железную дорогу (местонахождение — Чердынский район Пермского края) с другой Чепецкой узкоколейной железной дорогой (местонахождение — Зуевский район Кировской области).

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога всегда находилась в ведении учреждений пенитенциарной системы. На ней было несколько посёлков, в которых находились исправительно-трудовые лагеря.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегла по направлению: станция Озёрная (посёлок Чепец) — станция Чепец (посёлок Глубинный) — Чепечанка — Касёво.

http://ckop6b.narod.ru/sopin.htm — «Страница памяти Михаила Сопина» (есть упоминания посёлка Чепец и Чепецкой узкоколейной железной дороги в 1960-е годы).

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге остался один посёлок (не считая Чепца) — Чепечанка. Протяжённость узкоколейной железной дороги постепенно сокращалась.

http://www.ng.ru/regions/2001-09-04/4_specnaz.html — публикация о событиях 2001 года в посёлке Чепец (массовое избиение спецназом заключённых колонии). Посёлок Чепец имеет некоторую известность в России исключительно благодаря этим событиям, которые многократно упоминались в СМИ.

В мае 2009 года в средствах массовой информации появились утверждения о скором закрытии исправительной колонии в Чепце.


http://www.rg.ru/2009/05/28/reg-permkray/cherdin.html

Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего, будет означать медленную гибель.

— К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги. Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район. Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, — отмечает глава.



Как выяснилось в ходе поездки в Чепец, информация о закрытии колонии в 2009 году не соответствует действительности. Как минимум до конца 2010 года колония просуществует (скорее всего — просуществует значительно дольше, может быть и лет 10-15). Однако сохранение колонии не является равнозначным сохранению узкоколейной железной дороги.

Окончательную ликвидацию Чепецкой узкоколейной железной дороги можно ожидать приблизительно в 2011-2014 годах.







Поездка автора (октябрь 2009 года)

Начало поездки: самолёт Москва — Бегишево (Нижнекамск), изучение Нижнекамского трамвая, пригородный поезд (РА1) сообщением Нижнекамск — Алнаши до Набережных Челнов, ночёвка в заброшенном доме в окрестностях набережночелнинского вокзала. На следующий день — изучение Набережночелнинского трамвая (сеть была проезжена полностью), пригородный поезд Набережные Челны — Ижевск, пригородный поезд Ижевск — Кез. Ночёвка в Кезе в заброшенном сарае. Ранним утром — выезд электропоездом Балезино — Пермь.

Выезжаю из Перми в Кизел на одном из своих любимых электропоездов — ЭР2Т-7229. Это один из двух электропоездов Норильской железной дороги, который был вывезен на основную железнодорожную сеть России и продолжает перевозить пассажиров — теперь уже весьма далеко от «родного» Норильска. ЭР2Т-7229, как и второй норильский электропоезд ЭР2Т-7228 (http://infojd.ru/dop/njd-perm.html), не подвергался капремонту. Можно предполагать, что внешне он мало отличается от «норильских» времён своей истории.

Время в пути от Перми II до Кизела — 4 часа 45 минут (расстояние 179 км). В Кизеле — менее двух часов на пересадку на электропоезд, следующий до Калийной (согласно расписаниям, вывешенным на станциях — до станции Шиши, ныне скрывающейся под невзрачным «псевдонимом» Березники-Сортировочные, хотя к Березникам это место не имеет никакого отношения).

Движение поездов с пассажирами на 10-километровом перегоне Калийная — Березники с 2006 года прекращено из-за провала, возникшего в результате аварийного затопления соляной шахты и последующего размыва породы глубоко под землёй. В настоящее время близится к завершению строительство обходной ветви Яйва — Соликамск, оставляющей город Березники далеко в стороне. Как будет осуществляться пассажирское движение после её открытия — неясно (скорее всего, поезда будут прибывать в Березники с севера, город из транзитного пункта железнодорожного сообщения станет тупиковым).

На станции Шиши САВПЭ объявляет о прибытии на конечный пункт. Некоторые пассажиры (либо оказавшиеся здесь впервые, либо склонные к трате лишних денег) здесь выходят и направляются к автобусу, который доставляет пассажиров в город Березники за 50 рублей. Автобус пущен специально для перевозки пассажиров поездов, однако железнодорожные билеты и льготы в нём не действуют.

Большинство пассажиров электропоезда остаются в вагоне. Маневровым порядком электропоезд следует ещё 5 км — до станции Калийная, которая является фактическим крайним пунктом пригородного движения на линии (хотя в расписаниях это не отражено). Толпа пассажиров «растекается» по грязной промзоне и через 5-7 минут наполняет автобусную остановку «БПКРУ-2».

От станции Калийная до города Березники — около 10 километров. Здесь часто курсируют городские автобусы по стандартной городской цене 10 рублей (заметная разница по сравнению с проездом от Шишей). Известно, что в 1970-х годах действовала пригородная троллейбусная линия Березники — БПКРУ-2.

Дальнейший путь от Березников до Чепца не представляет интереса, так как не связан с железной дорогой. Общественным транспортом до посёлка Чепец добраться нельзя — «автобус» (на самом деле — «ГАЗель») из Чердыни следует только до села Бондюг, откуда до Чепца остаётся около 30 километров. Как я узнал позже, один из жителей Чепца организовал перевозку пассажиров на микроавтобусе УАЗ (просторечное название такой машины — «буханка»), выезжает из Чепца в 7:00, из Чердыни — вечером, стоимость проезда 250 рублей.

На автостанции в Чердыни об этой перевозке ничего не сказано. Данная услуга рассчитана не на приезжих, а на жителей Чепца. Поэтому уехать из Чердыни затруднительно — хотя бы потому, что неясен пункт отправления.

Автодорога Бондюг — Чепец появилась в 1990-х годах. До этого попасть в Чепец можно было только самолётом, как и во многие другие населённые пункты региона. Количество местных авиалиний в Пермском крае (бывшей Пермской области) сократилось с многих десятков в 1980-е годы до нуля в настоящее время.

Дорога на Чепец хорошая, проехать по ней можно даже на обычном легковом автомобиле. Единственный недостаток — отсутствие капитального моста через реку Южная Кельтма (есть понтонный мост). Весной, в период разлива реки, понтонный мост убирается, в это время посёлок Чепец становится отрезан от внешнего мира.

Часть пути от Бондюга до Чепца меня подвёз на автомобиле «Нива» житель посёлка Ольховка. В Ольховке находится колония-поселение. Место это крайне отдалённое даже по сравнению с Чепцом. Автомобильной дороги до Ольховки нет, зимник действует только 3-4 месяца. Добираются в Ольховку следующим образом: на автомобиле до 23-го километра реки Южная Кельтма (отсчёт от устья), где построены гаражи, далее на моторной лодке или катере.

Продукты питания в Ольховку завозятся на катере, который в силу особенностей конструкции (катер водомётный) перестаёт ходить после первых заморозков, когда по реке начинает идти лёд. Когда река покрывается первым льдом, попасть в Ольховку нельзя ни по воде, ни на автомобиле. Теоретически, можно попасть пешком, но это опасно для жизни — придётся несколько раз преодолевать вброд реки с ледяной водой. Мобильной связи в Ольховке нет (как и в Чепце).

У моста через Южную Кельтму находится КПП посёлка Чепец, на котором дежурный из числа осуждённых останавливает все автомобили и записывает их номера. Однако доступ в посёлок не ограничен. Сюда нередко приезжают на рыбалку и охоту из Березников и Соликамска.

Чепецкая узкоколейная железная дорога (не следует путать её с другой, ныне разобранной Чепецкой узкоколейной железной дорогой, находившейся в Кировской области) пока ещё действует. На ней осуществляется вывоз леса, в отличие от Пильвенской узкоколейной железной дороги. Главная станция узкоколейной железной дороги называется Озёрная, находится в центре посёлка Чепец. Вывезенный лес перегружается на автомобили. Прибрежный нижний склад давно разрушен.

Чепецкая узкоколейная железная дорога географически близка к Пильвенской узкоколейной железной дороге и имеет с ней много общего. Во всех отношениях это «младший брат» Пильвенской узкоколейной железной дороги, её «облегчённая версия».

Чепецкая узкоколейная железная дорога была проезжена от Озёрной до 38 километра и пройдена пешком до Чепечанки (46 километров). Сейчас магистраль заканчивается у километрового знака 43/44 км, в 2 километрах от Чепечанки. Демонтаж пути продолжается (предполагается разобрать до 28 километра). Вывозка леса — с 27 километра. В посёлке Чепечанка, формально уже «не существующем», остаются два последних жителя.

Места, по которым пролегает узкоколейная железная дорога, разительно отличаются от «цивилизованной» части страны. Избыток общения с заключёнными и сотрудниками ФСИН (их здесь называют «ментами») под конец «достаёт». Отношение в целом хорошее, но необходимо терпеть лагерную атмосферу со всеми её особенностями. Бытовые условия дикие — например, привычным делом здесь является поедание собачатины. Почти рядом со мной сотрудник ФСИН застрелил собаку, когда понял, что она состарилась и не может использоваться на охоте. Убитую собаку он отдал на съедение заключённым, страдающим от нехватки мяса.

Все вольные жители Чепца имеют охотничьи ружья. В сочетании с алкоголизмом это может иметь опасные последствия. О этом следует всегда помнить. Главное правило — держаться подальше от пьяных. Большинство жителей посёлка настроены доброжелательно и всегда готовы помочь.

Подвижной состав узкоколейной железной дороги: ТУ8-0520 и ТУ8-0530 (под сомнением — цифра нанесена краской), в депо находились ТУ7-3031 (заколочен), ТУ8-0208, ТУ8-????, ЭСУ2А-986 (без двигателя, превращена в пассажирский вагон). Также были обнаружены: кабина ЭСУ2А-1029 (стоит на электроподстанции), кабина ТУ4-2508 (стоит у здания диспетчерской на станции Озёрная), кабина ТУ4-223 (стоит у пристани на Каме).










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ К ПРИБРЕЖНОМУ НИЖНЕМУ СКЛАДУ, СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 25)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 26)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 27)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 28)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 29)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 30)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 31)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ЧЕПЕЧАНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 33)    










27.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу