ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Чепецкая узкоколейная железная дорога — по состоянию на 2009 год, одна из немногих оставшихся в России узкоколейных железных дорог исправительно-трудовых учреждений. Единственная в Пермском крае узкоколейная железная дорога, на которой сохранялся вывоз леса.

По состоянию на 2015 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

Начальным пунктом Чепецкой узкоколейной железной дороги является станция Озёрная, расположенная в посёлке Чепец. Посёлок Чепец находится в Чéрдынском районе Пермского края, на левом берегу реки Кама. Узкоколейная железная дорога не имеет и никогда не имела выхода к железным дорогам широкой колеи. По специализации она является лесовозной, ранее являлась «сплавной».

Не следует путать Чепецкую узкоколейную железную дорогу (местонахождение — Чердынский район Пермского края) с другой Чепецкой узкоколейной железной дорогой, местонахождение — Зуевский район Кировской области, и с узкоколейной железной дорогой Каринского транспортного управления, начальный пункт - Чепецк (http://infojd.ru/15/karintorf.html).

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога всегда находилась в ведении учреждений пенитенциарной системы. На ней было несколько посёлков, в которых находились исправительно-трудовые лагеря.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегла по направлению: станция Озёрная (посёлок Чепец) — станция Чепец (посёлок Глубинный) — Чепечанка — Касёво.

http://ckop6b.narod.ru/sopin.htm — «Страница памяти Михаила Сопина» (есть упоминания посёлка Чепец и Чепецкой узкоколейной железной дороги в 1960-е годы).

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге остался один посёлок (не считая Чепца) — Чепечанка. Протяжённость узкоколейной железной дороги постепенно сокращалась.

http://www.ng.ru/regions/2001-09-04/4_specnaz.html — публикация о событиях 2001 года в посёлке Чепец (массовое избиение спецназом заключённых колонии). Посёлок Чепец имеет некоторую известность в России исключительно благодаря этим событиям, которые многократно упоминались в СМИ.

В мае 2009 года в средствах массовой информации появились утверждения о скором закрытии исправительной колонии в Чепце.


http://www.rg.ru/2009/05/28/reg-permkray/cherdin.html

Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего, будет означать медленную гибель.

— К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги. Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район. Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, — отмечает глава.



Как выяснилось в ходе поездки в Чепец, информация о закрытии колонии в 2009 году не соответствует действительности. Как минимум до конца 2010 года колония просуществует. Скорее всего — просуществует значительно дольше, может быть и лет 10-15. Однако сохранение колонии не является равнозначным сохранению узкоколейной железной дороги.

Окончательную ликвидацию Чепецкой узкоколейной железной дороги можно ожидать приблизительно в 2011-2014 годах.







Поездка автора, октябрь 2009 года (полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2009tchepets.html)

Участки пути Москва - Чепец и Чепец - Москва описаны на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2009tchepets.html.

Чепецкая узкоколейная железная дорога пока ещё действует. На ней осуществляется вывоз леса, в отличие от Пильвенской узкоколейной железной дороги. Главная станция узкоколейной железной дороги называется Озёрная, находится в центре посёлка Чепец. Вывезенный лес перегружается на автомобили. Прибрежный нижний склад давно разрушен.

Чепецкая узкоколейная железная дорога географически близка к Пильвенской узкоколейной железной дороге и имеет с ней много общего. Во всех отношениях это «младший брат» Пильвенской узкоколейной железной дороги, её «облегчённая версия».

Чепецкая узкоколейная железная дорога была проезжена мной от Озёрной до 38 километра и пройдена пешком до Чепечанки, это 46 километров от станции Озёрная. Сейчас магистраль заканчивается у километрового знака 43/44 км, в 2 километрах от Чепечанки. Демонтаж пути продолжается. Предполагается разобрать до 28 километра.

Вывозка леса — с 27 километра. В посёлке Чепечанка, формально уже «не существующем», остаются два последних жителя.

Места, по которым пролегает узкоколейная железная дорога, разительно отличаются от «цивилизованной» части страны. Избыток общения с заключёнными и сотрудниками ФСИН (их здесь называют «ментами») под конец «достаёт».

Отношение в целом хорошее, но необходимо терпеть лагерную атмосферу со всеми её особенностями. Бытовые условия дикие — например, привычным делом здесь является поедание собачатины. Почти рядом со мной сотрудник ФСИН застрелил собаку, когда понял, что она состарилась и не может использоваться на охоте. Убитую собаку он отдал на съедение заключённым, страдающим от нехватки мяса.

Все вольные жители Чепца имеют охотничьи ружья. В сочетании с алкоголизмом это может иметь опасные последствия. О этом следует всегда помнить. Главное правило — держаться подальше от пьяных. Большинство жителей посёлка настроены доброжелательно и всегда готовы помочь.

Подвижной состав узкоколейной железной дороги: ТУ8-0520 и ТУ8-0530 (под сомнением — цифра нанесена краской), в депо находились ТУ7-3031 (заколочен), ТУ8-0208, ТУ8-????, ЭСУ2А-986 (без двигателя, превращена в пассажирский вагон). Также были обнаружены: кабина ЭСУ2А-1029 (стоит на электроподстанции), кабина ТУ4-2508 (стоит у здания диспетчерской на станции Озёрная), кабина ТУ4-223 (стоит у пристани на Каме).










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПОСЁЛОК ЧЕПЕЦ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ К ПРИБРЕЖНОМУ НИЖНЕМУ СКЛАДУ, СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 25)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 26)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 27)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 28)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 29)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 30)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 31)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ЧЕПЕЧАНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 33)    










27.03.2011 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу




Яндекс.Метрика