Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











НОРИЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Норильская узкоколейная железная дорога была «предшественником» Норильской железной дороги широкой колеи. Её история неотделима от истории Норильской железной дороги.

Строительство узкоколейной железной дороги от пристани Валёк на реке Норильская до стройплощадки Норильского металлургического комбината (расстояние — 14 километров) началось в августе 1935 года. В феврале 1936 года по ней прошёл первый поезд.

В июне 1936 года началось строительство железнодорожной линии узкой колеи, соединяющей посёлок Норильск с портом Дудинка на Енисее. Её протяжённость составила 114 километров. 18 мая 1937 года из Дудинки в Норильск отправился первый поезд.

На пике развития (1941 год) протяжённость линий Норильской узкоколейной железной дороги составляла не менее 200 километров.

В 1941 году в Норильском промышленном районе появилась первая железнодорожная линия широкой колеи. В 1953 году, после открытия сквозного движения от Норильска до Дудинки по широкой колее, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

Возможно, участок от станции Кайеркан до посёлка Надежда оставался узкоколейным и после 1953 года, на протяжении 10—15 лет. Более вероятно, что обозначение на карте — ошибка картографов.



Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000,
участок Кайеркан — Надежда («верхняя» часть представляет собой
фрагмент карты 1971 года издания).


По состоянию на 2010 год, напоминанием об «узкоколейной эпохе» Норильского промышленного района являлся паровоз-памятник Гр-274. Паровоз был доставлен из Гайворона. Поиски паровоза, его покупка и доставка за тысячи километров в Дудинку были непростым делом.

Одним из инициаторов установки паровоза был Александр Мороз, начальник Норильской железной дороги в 1986-1994 годах. После долгих поисков подходящий паровоз был найден в Гайвороне. Вопросами его приобретения и вывоза непосредственно в Гайвороне занимался ревизор по безопасности движения Норильской железной дороги Пётр Шинкарчук.

«Путешествие» паровоза растянулось на долгий срок. 12 февраля 1989 года вагон-платформа с паровозом Гр-274 и тендером был отправлен из Гайворона в Мурманск.

В преддверии Дня железнодорожника, 29 июля 1992 года, в 16 часов 25 минут, отремонтированный паровоз был установлен вблизи моста через реку Амбарная. Мост сохранился в почти неизменном виде со времён работы узкоколейной железной дороги. В начале 1950-х годов рядом с ним был открыт ширококолейный мост. С этого времени старый мост не использовался.

23 июня 2010 года паровоз-памятник Гр-274 был перевезён от реки Амбарной к норильскому вокзалу (станция Норильск-Сортировочная).

Одной из причин для принятия такого решения стал вандализм — паровоз стоял в безлюдном месте, у него кто-то сорвал заводскую табличку и разрисовал тендер. Возможности помешать вандалам при сохранении прежнего места размещения нет.

Для выкатки и погрузки паровоза с помощью автокрана в ширококолейный вагон рельсовый путь у моста через реку Амбарная пришлось удлинить. Были уложены новые рельсы и шпалы.

Узкоколейный мост через реку Амбарная со стоящим перед ним паровозом стал своеобразным символом Норильска. Появилась традиция останавливаться и фотографироваться на этом месте гостям города и тем, кто навсегда уезжает из Норильска на «материк». Перемещение паровоза у многих вызвало недовольство.

В 2011 году паровоз было решено вернуть на прежнее место — к мосту через реку Амбарная. Перед этим мост был отремонтирован.

По состоянию на 2011 год, планировалось найти и купить ещё один узкоколейный паровоз, чтобы установить его у норильского вокзала.

Разобранная линия узкоколейной железной дороги от Алыкеля до Дудинки, пролегающая на значительном удалении от действующей ширококолейной железной дороги, посещалась редкими туристами. На ней сохранялись деревянные мосты, а также как минимум одна тележка узкоколейного вагона.


Более подробная информация о Норильской узкоколейной железной дороге — на странице, посвящённой истории Норильской железной дороги колеи 1520 мм.

http://infojd.ru/dop/poezdka2010njd.html — описание поездки в Норильск, 2010 год







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УСТАНОВКА ПАРОВОЗА-ПАМЯТНИКА У НОРИЛЬСКОГО ВОКЗАЛА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ АМБАРНАЯ И УЧАСТОК ПУТИ ВБЛИЗИ НЕГО)    










29.11.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Красноярского края»

на главную страницу