Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЗАРИНСКАЯ — ПРИТАЁЖНАЯ








Железнодорожная линия Заринская — Притаёжная находится в Алтайском крае. Протяжённость железнодорожной линии составляет: 8,4 км от вокзала на станции Заринская до пассажирской платформы станции Притаёжная, 10,1 км от вокзала до самой удалённой точки. При этом развёрнутая длина путей станции Притаёжная, включая технологические пути у коксовых батарей — свыше 80 километров.

Линия однопутная, электрифицированная. На начальном участке является частью сети общего пользования «РЖД». Станция Притаёжная является ведомственной, принадлежит железнодорожному цеху Алтайского коксохимического завода.



Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.




Железнодорожная линия на карте (Openstreetmap.com).


Линия обслуживает Алтайский коксохимический завод (ОАО «Алтай-Кокс»). Он работает с 1981 года. Является главным предприятием города Заринска, фактически представляющего собой «город-спутник» завода. Это крупнейшее предприятие Алтайского края.

Подобных предприятий в СССР было немного. Сходные гигантские масштабы имеет Авдеевский коксохимический завод вблизи Донецка. В Авдеевке для связи между городом и заводом используется трамвай, в Заринске — электропоезда.

Есть и другие коксохимические заводы, в том числе в городе Видное вблизи Москвы. Они по масштабам меньше.

Решение о строительстве завода было принято в 1968 году. Строительство началось в 1972 году. Вероятнее всего, железнодорожная линия была построена первой среди всех объектов.

Стройка была Всесоюзной ударной комсомольско-молодёжной. Заринск должен был стать большим промышленным центром с населением 250 тысяч жителей.

Название главной заводской станции крайнее нетипичное для таких мест: Притаёжная. Кто его придумал, выяснить не удалось. Иногда это объясняют тем, что «на месте завода была тайга». Но окружающая местность — это степь с островками леса. Тайгой называют большой, глухой и незаселённый лесной массив.

Сырьё для коксохимического производства  — коксующиеся сорта каменного угля. Уголь доставляется на завод по железной дороге из соседней Кемеровской области.

Железнодорожная линия на Алтайский коксохимический завод активно используется. По железной дороге доставляют как сырьё  — кузбасский уголь, так и готовую продукцию — кокс, являющийся важнейшим компонентом металлургического производства.

С 2006 года Алтайский коксохимический завод принадлежит той же компании, что и Новолипецкий металлургический комбинат. Основная часть кокса перевозится на тысячи километров в Липецк.

Грузовые составы до Притаёжной водят электровозы Российских железных дорог. В манёврах на станции Притаёжная используется подвижной состав железнодорожного цеха Алтайского коксохимического завода.

Редкая особенность — движение электропоездов. Заказчиком перевозок является коксохимический завод. Перевозчик — Российские железные дороги в виде их структуры — пригородной пассажирской компании «Алтай-Пригород».

На маршруте Заринская — Притаёжная в штатном режиме есть одна промежуточная остановка — 3-й микрорайон. Именно на ней садится основная часть пассажиров. Остановка по станции Камышенка и платформе Локомотивное Депо — по требованию железнодорожников.



Расписание движения поездов, январь 2017 года (веб-сайт Rasp.yandex.ru).




Расписание движения одного из поездов Заринская — Притаёжная, январь 2017 года (веб-сайт Rasp.yandex.ru).




Расписание движения поездов, станция Притаёжная, январь 2017 года (веб-сайт Rasp.yandex.ru).


Станция Притаёжная находится на закрытой территории Алтайского коксохимического завода. Легальный въезд — только по пропускам, но в электропоезде их никто не проверяет. Проверка происходит после прибытия электропоезда на станцию Притаёжная. Не имеющих пропуска после долгих разговоров вывезут в город на служебном транспорте.

Станция Притаёжная имеет десятки путей и собственное депо. Пассажирские платформы находятся в центре станции и связаны с остальной территорией завода подземным переходом.

На заводе есть также железнодорожные пути, применяемые только для внутренних технологических перевозок. На них работают специализированные «коксовые» электровозы.

Объём движения электропоездов на Притаёжную, по состоянию на 2013 год — приблизительно в два раза меньший, чем в 2006 году. Количество пассажиров сокращается. Для доставки работников всё больше используется автомобильный транспорт.

По состоянию на 2017 год, движение электропоездов продолжается. Сохранится ли движение электропоездов в будущем — неизвестно.



Поездка автора, май 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013kch.html)

Первую попытку проездить линию Заринская — Притаёжная я предпринял в 2010 году, но тогда это не позволило расписание. Важнее было успеть на единственный электропоезд до Артышты.

Май 2013 года. Прибываю на станцию Заринская электропоездом Артышта — Барнаул.

В расписании движения поездов по станции Заринская о движении на Притаёжную ничего не сказано. Но электропоезда курсируют. Прошу платный билет до Притаёжной и обратно. Кассир очень удивилась, но билет был продан.



Билет Заринская — Притаёжная и обратно. Возможно, первый и последний
как минимум в этом году.


Видимо, никогда раньше никто билет до станции Притаёжная не брал. У пассажиров электропоездов есть долгосрочные проездные. Как мне сказали, никто разовые билеты на эту электричку не покупал, и контроля билетов в ней нет.

К счастью, никаких проверок при посадке в «заводской» электропоезд нет. А что будет после прибытия — не важно!

Ситуация тут редкая. Единственный аналог — электропоезда, следующие из города Славутич на станцию Семиходы вблизи Чернобыльской АЭС.

Известный факт: Чернобыльская АЭС — строго закрытый объект, но на электропоезде можно съездить до неё свободно и вернуться без каких-либо проблем. При одном условии: нельзя покидать платформу станции Семиходы, на которую прибыл электропоезд. По известным мне отрывочным сведениям, на Притаёжной, с большой вероятностью, дело обстоит так же.

Электропоезд, следующий на Притаёжную — это «демиховский» состав ЭД9М-0232. Построен в 2008 году, приписан к депо Алтайская. Строгой и обязательной привязки электропоезда именно к этому маршруту нет. Тот же самый состав в другой день может пойти на Барнаул. Но в 2010 году я застал курсирующим на Притаёжную тоже ЭД9М-0232. Поезд необычно длинный  — восемь вагонов.

На станции Заринская и соседней платформе 3-й микрорайон садятся пассажиры. На меня смотрят с удивлением — вагонный контингент здесь не меняется годами. Автоинформатор объявляет: станция Камышенка, следующая остановка — конечная, станция Притаёжная. Никаких предупреждений о закрытости станции Притаёжная не делается. Письменная информация об этом в вагоне отсутствует.

Электропоезд вступил на территорию гигантской промзоны и огромной электрифицированной станции. Никакой тайги нет — местность вблизи завода скорее является степью. Колючая проволока, памятный знак 35-летию железнодорожного цеха. Похоже, станция является ведомственной, не входит в состав сети общего пользования.

Электропоезд прибыл к островной платформе. Выхожу вместе с другими пассажирами, успеваю сделать фотографии. Дышать тут легче, чем в Авдеевке, посещённой почти три года назад.

С платформы я сходить не собирался, и готовился зайти в электропоезд, чтобы ехать обратно. И тут окликают охранники в пятнистой форме, в изобилии расставленные у торцов платформы.

Охранники потребовали пропуск и паспорт. Объясняю, что я не собираюсь сходить с платформы. Но как оказалось, это не освобождает от необходимости иметь пропуск.

Вокруг меня собралась большая группа «пятнистых» людей, совещавшихся, что со мной делать. После долгих расспросов повезли в город, в отдел полиции по Заринскому району.

Ночёвка в замаскированном месте к западу от станции Заринская. Утренним электропоездом выезжаю в Барнаул, затем в Черепаново и до платформы Речной Вокзал в Новосибирске.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ПЛАТФОРМА 3-Й МИКРОРАЙОН)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ПРИТАЁЖНАЯ)
   









11.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу