Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЁРСКОГО ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПОЕЗДКА АВТОРА (2006 ГОД)









На станции ЦОФ (Центральная обогатительная фабрика), расположенной в окрестностях Шахтёрска, я оказался 11 июня, в вечернее время.

Первое, что довелось увидеть на станции — грузовой вагон, сошедший с рельсов вблизи стрелки. В результате железная дорога оказалась безнадёжно «закупорена». Это огорчило: никаких восстановительных работ, судя по окружающей обстановке, в ближайшее время не предвидится. Завтра — праздничный день (12 июня, День России). Проехать по узкоколейной железной дороге, скорее всего, не удастся.

Ближе к зданию обогатительной фабрики находилась будка охранников. Несмотря на то, что никаких «запретительных» табличек здесь не было, и местные жители свободно ходили по всей территории ЦОФ, ко мне подбежали два вооружённых человека.

Предъявление паспорта с пропиской в Москве вызвало у них звериную ярость. Охранники не хотели слышать никаких объяснений, пообещали убить на месте только за то, что «припёрся сюда из Москвы». Касательно намерения исследовать историю и нынешнее состояние узкоколейной железной дороги было заявлено примерно следующее: «узкоколейка — частная собственность, в Шахтёрск можешь не идти — депо охраняется и посторонних туда не пускают, проваливай из нашего района в свою [вырезано] Москву».

Охранники, имевшие «обезьяний» интеллект, высказали в мой адрес почти все существующие в русском языке ругательства и были готовы перейти к избиению.

Силы были бы неравными, поэтому пришлось «отступать». Вскоре эта человекообразная нечисть попыталась натравить на меня собаку. Но она не реагировала на команды «фас».

Решаю пройти пешком от станции ЦОФ до Шахтёрска. Расстояние — около 7 километров. Узкоколейная железная дорога пролегает по очень красивой местности. Удивило наличие явных следов существования в недавнем прошлом второго пути и остатков путепровода, построенного на пересечении двух линий узкоколейной железной дороги.

Началось путевое развитие. Здание бывшего вокзала станции Шахтёрск ремонтировалось, но явно с целью дальнейшего использования не по назначению.

Территория депо оказалась огорожена со всех сторон. Дверь не была заперта, но войти внутрь было невозможно из-за наличия собак. Территория выглядела пустынной, время уже позднее, поэтому особой надежды на наличие в депо людей нет.

Но всё же не оставляю попыток «докричаться». Через некоторое время эти попытки увенчались успехом — меня пригласили внутрь. Объясняю свою просьбу и цель поездки. В ответ слышу неожиданное:

— Это не ты спрашивал, где сделаны зимние фотографии наших тепловозов?

— Вполне возможно…

— Так ты — Болашенко, автор сайта про железные дороги?

Оказалось, что мой собеседник — руководитель ООО «Локомотив» Валентин Витольдович Шматко. ООО «Локомотив» управляет узкоколейной железной дорогой (фактически, это преемник бывшего Шахтёрского погрузочно-транспортного управления).

В начале 2006 на нескольких веб-сайтах появились весьма впечатляющие фотографии борьбы со снежными заносами на узкоколейной железной дороге. На одной из них тепловоз находился в снежной «траншее» глубиной 5-6 метров. При этом не было указано место, где сделаны снимки.

Через некоторое время автор фотографий ответил на мой запрос по электронной почте, сообщив, что это окрестности Шахтёрска. К сожалению, тогда я не узнал, что Валентин Витольдович является руководителем ООО «Локомотив», поэтому вопросы предстоящей поездки не были заранее обговорены.

Несмотря на неожиданность приезда, отношение ко мне было очень доброжелательным. Валентин Витольдович оказал неоценимую помощь в изучении истории и нынешнего состояния узкоколейной железной дороги, помог в решении некоторых «бытовых» проблем — удалось помыться, обновить снаряжение, и записать цифровые фотографии на компакт-диск. Все пять карт памяти к тому времени были почти заполнены, поэтому перенос их содержимого на более вместительный носитель являлся первоочередной задачей (между тем, в небольших городах сделать это весьма непросто). Оказалось, что компьютер в административном корпусе на территории депо не имеет функции записи на компакт-диск. Тогда В. В. Шматко предложил съездить к нему домой, и карты памяти всё же были освобождены.

Интересуюсь, когда планируется поставить на рельсы вагон, сошедший с рельсов одной тележкой вблизи ЦОФ (с «японских» времён это место называют Хаматора). Причина схода оказалась весьма неожиданной: как выяснилось, вагон «выбит из колеи» намеренно, чтобы во время продолжительного простоя дороги не происходило «катаний» местных подростков.

Некоторые дети здесь любят угонять вагоны со станции, расположенной вблизи ЦОФ (рядом со станцией имеется уклон). От них не спасают ни тормозные башмаки, ни различные технические приспособления, которые приходится изобретать железнодорожникам. Несколько дней назад по вине подростков вагон выкатился на переезд. Было столкновение с тяжёлыми последствиями. Поэтому в качестве временной меры решено применять радикальный способ — «забуривание» крайнего вагона вблизи горловины.

Следующий день являлся государственным праздником — Днём России (12 июня). Никакого движения по узкоколейной железной дороге не предполагалось. Однако специально для меня (без всякой оплаты с моей стороны) была организована поездка на тепловозе по всем сохранившимся линиям, общий пробег тепловоза составил почти 50 километров.

Маршрут поездки был следующим: станция Шахтёрск — станция 8 километр — тоннель (остановка для фотосъёмок) — станция Узловая — станция Ударная — вновь станция Узловая — точка поворота линии на перегоне Узловая — 8 километр, откуда отправляюсь пешком в Углегорск. В Углегорске была осмотрена разобранная линия узкоколейной железной дороги и разрушенное депо вблизи бывшего целлюлозно-бумажного завода.

Благодаря помощи В.В. Шматко удалось самым подробным образом осмотреть территорию депо и сфотографировать все имевшиеся на ней локомотивы. Было получено в подарок много фотографий и снятый В.В. Шматко документальный фильм.

За все годы поездок на узкоколейные железные дороги ко мне ещё нигде не относились столь же хорошо. Хотелось бы выразить благодарность Валентину Витольдовичу Шматко и другим шахтёрским железнодорожникам за неоценимую помощь и доброжелательное отношение к деятельности по изучению истории железных дорог.







01.02.2008 © © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Шахтёрского погрузочно-транспортного управления»