Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







МАЛАЯ ПРИДНЕПРОВСКАЯ (ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Приднепровская (Днепропетровская) детская железная дорога расположена в центре города Днепра/Днепропетровска (Екатеринослава). Местонахождение — парк имени Лазаря Глобы, бывший парк имени Чкалова. Дорога имеет конфигурацию замкнутого кольца.

Город Днепропетровск (историческое название Екатеринослав) был крупным южнороссийским городом, одним из центров исторической области Новороссия. С 2016 года называется Днепр, но это явно временная мера.

Екатеринослав имел важное экономическое значение для Российской Империи. Занимал особое положение в СССР: Днепропетровская область является родиной Леонида Ильича Брежнева, многолетнего лидера страны.

В городе находится управление Приднепровской железной дороги. Действует электровозостроительный завод (ДЭВЗ). Днепропетровск — крупный железнодорожный узел.

Детская железная дорога была открыта 6 июня 1936 года, одной из первых в СССР. Изначально она называлась Малой Сталинской.

При строительстве была частично использована трасса действовавшей в 1910 году узкоколейной железной дороги на территории проведения Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки.

Малая Приднепровская детская железная дорога представляет собой кольцевую линию протяжённостью около 1500 метров. С момента открытия трасса узкоколейной железной дороги не менялась.

Изначально были две станции: Жовтеня, позже Пионерская (главная), Комсомольская, и платформа Депо имени Чкалова. Позднее осталась одна станция — Пионерская.



Малая Приднепровская детская железная дорога на топографической карте, изданной в 199? году.


В 1943 году отступавшие германские войска пытались вывезти подвижной состав детской железной дороги. Но благодаря быстрому наступлению Красной Армии вагоны были «перехвачены» недалеко от Днепропетровска. Паровоз вернуть не удалось.

Детская железная дорога к моменту освобождения Днепропетровска была почти полностью разрушена. Но её было решено восстановить в кратчайший срок. С 29 октября 1944 года «Малая магистраль» снова действует.



«Малая Приднепровская дорога» (иллюстрированная заметка, размещённая на Малой Горьковской детской
железной дороге, г. Нижний Новгород). Изображение было сделано 22 июля 2006 года.


В 1961 году при окончательной «десталинизации» страны дорога была переименована из Малой Сталинской в Малую Приднепровскую.

Вплоть до середины 1996 года на Малой Приднепровской детской железной дороге находился паровоз 159-495. Он много лет не использовался, но его состояние было удовлетворительным.

В 1996 году паровоз был отправлен на капитальный ремонт в депо Черновцы Львовской железной дороги. Ожидалось, что он будет возвращён в Днепропетровск и будет использоваться по праздникам.

Но этого не случилось. Паровоз стал использоваться туристической компанией «Джерело» для ретро-туров на разных узкоколейных железных дорогах западных регионов Украины.

По состоянию на 2009 год, на Днепропетровской детской железной дороге были два тепловоза ТУ2: ТУ2-134, ТУ2-172. Одна станция — Пионерская. Путевое развитие — две стрелки на станции Пионерская, и одна стрелка — начальный пункт тупика, который почти не используется. Первые две стрелки — автоматические, третья — ручная.



Малая Приднепровская детская железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Wikimapia.org», ориентировочная дата съёмки — 2013 год).


Ржавый тупик является начальным участком пути к снесённому зданию депо. Депо снесли по причине ветхости, вначале собирались восстановить. Но этого не произошло.

В отличие от большинства детских железных дорог, Малая Приднепровская детская железная дорога работает не только летом. Здесь есть два сезона эксплуатации: «летний» (конец апреля — начало сентября), и «зимний» (конец декабря — середина января, совпадает с школьными каникулами). Летний сезон открывается в праздник Пасхи.





Я впервые побывал в Екатеринославе (Днепропетровске) и проездил Днепропетровский метрополитен в 1998 году. Днепропетровск посещался также в 1999 и 2005 годах. Но до Малой Приднепровской железной дороги я добрался лишь 11 июля 2009 года.

Вначале провожу пешую фотодокументацию линии. Днепропетровская детская железная дорога хотя и одна из старейших, но маленькая и простая. С точки зрения изучения линии, это лучше.

Начало фотодокументации — в северной части кольца. Двигаюсь против часовой стрелки.

Здесь есть красивое послевоенное здание вокзала на станции Пионерская, построенное в стиле «сталинский ампир». Перед ним выставлен в качестве памятника старый двухосный вагон.

Приобретаю билет, проезжаю линию в вагоне поезда. Затем продолжаю пешую фотодокументацию, дойдя до той точки, с которой начался поход.

Возвращаюсь на станцию Пионерская. Осматриваю здание станции Пионерская, пытаюсь найти исторические фотографии.

Общаюсь с одним из инструкторов дороги, которого по возрасту вначале можно было бы принять за юного железнодорожника. Он знал обо мне и о «Сайте о железной дороге». Предложил проехать в кабине ТУ2-134.

Оказалось, что это Вадим Пономаренко, личность неординарная. «Фанат» железной дороги, а также истории родного города. Собрал огромное количество исторических материалов.

Вадим Пономаренко был юным железнодорожником, а сейчас является одновременно инструктором на детской железной дороге и машинистом на «большой» Приднепровской железной дороге. Именно машинистом, не помощником — несмотря на возраст 22 года! В своё время был самым молодым машинистом. О нём писали в дорожных газетах.

«Фанат» железной дороги, одновременно являющийся её работником — ситуация редкая. Это вызывает уважение.

Работа на железной дороге очень тяжёлая и изнурительная. На мой взгляд, «железнодорожное фанатство» и работа на железной дороге несовместимы: изматывающая, однообразная, рутинная и нервная работа «убьёт» интерес.

Вадим Пономаренко предложил переночевать у него в гостях, в центре города, на улице Горького. Я — убеждённый одиночка, почти всегда в таких случаях отказываюсь, но в этот раз не отказался. Причина — огромная коллекция исторических материалов, которую собрал Вадим. Их копирование фотоаппаратом заняло несколько часов.

Среди этих материалов — информация о детской железной дороге в Евпатории, которая просуществовала короткое время, любые сведения о которой — «на вес золота». Исторический материал о Запорожской детской железной дороге. Информация об узкоколейных электровозах Днепропетровского электровозостроительного завода, и многое другое.

Благодарю В. Пономаренко за поддержку!

Утром выезжаю из Днепропетровска на Запорожскую детскую железную дорогу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПУТЬ К БЫВШЕМУ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПОЕЗДКА В ТУ2-134)    










01.01.2015 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Днепропетровской области»

на главную страницу