Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ДОНЕЦКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Донецкая (Малая Донецкая) детская железная дорога имени В. В. Приклонского находится в восточной части города Донецка. По состоянию на 2010 год, это единственная действующая узкоколейная железная дорога Донецкой области, не относящаяся к категории шахтных.

Детская железная дорога имеет линейную конфигурацию. Крайние пункты — станции Пионерская (ближайшая к центру города) и Шахтёрская.

Ранее на Донецкой детской железной дороге имелась также станция Победа, расположенная южнее Пионерской. Она была варварски разобрана. Перегон Пионерская — Победа полностью разобран.

Донецкая детская железная дорога открыта в 1972 году. Но она была не первой в городе Донецке (до 1961 года назывался Сталино). В 1936-1941 годах в Сталино действовала детская железная дорога, являвшаяся одной из первых в СССР.

Сталинская детская железная дорога находилась в другом месте, в стороне от нынешней детской железной дороги. Она была электрифицированной. Подвижной состав был сходен с трамвайными вагонами.

Детская железная дорога города Сталино не была восстановлена после Великой Отечественной войны.

Решение о строительстве новой «малой магистрали» было принято в начале 1970-х годов. Был создан штаб строительства под руководством начальника Донецкой детской железной дороги Виктора Васильевича Приклонского.

Ныне действующая Донецкая детская железная дорога была открыта 19 мая 1972 года. Значительная часть трассы детской железной дороги была проложена на месте подъездного пути широкой колеи, который вёл к закрытой шахте имени Феликса Кона и другим промышленным предприятиям.

На дороге изначально были две станции: Пионерская — главная, Шахтёрская — место размещения локомотивного депо. На обеих станциях были построены монументальные вокзалы: на Пионерской — в «космическом» стиле, на Шахтёрской — с башней, напоминающей маяк. Протяжённость линии составила примерно 2100 метров.



«Малая Донецкая дорога» (иллюстрированная заметка, размещённая на Малой Горьковской детской
железной дороге, г. Нижний Новгород). Изображение было сделано 22 июля 2006 года.


В 1980-х годах была открыта третья станция — Победа. Она была построена южнее Пионерской, ближе к центру города. Протяжённость детской железной дороги увеличилась на 800 метров.



«Маневровая работа на станции Победа». Фотография скопирована в 2008 году на Свободненской детской железной дороге.


Станция Победа находилась вблизи одной из главных улиц города — проспекта Мира. В отличие от двух других станций, на ней не было зданий. Движение на новом участке Пионерская — Победа осуществлялось не в каждый сезон.



Станция Пионерская. Предположительно 1980-е годы. Фотография скопирована
в 2008 году на Свободненской детской железной дороге.


Станция Пионерская. Предположительно 1980-е годы. Фотография скопирована
в 2008 году на Свободненской детской железной дороге.


«2-й сетевой слёт юных железнодорожников. Донецк, июль 1988 года». Фотография скопирована в 2008 году
на Свободненской детской железной дороге.


В 1991 году произошла трагедия — распад единой великой страны. Была объявлена независимость Украины. Причём население, оболваненное и накачанное пропагандой, к сожалению, в значительной части эту идею на тот момент поддержало.



Яркий пример изменений после 1991 года — трагическая судьба Макеевской детской железной дороги, а также Макеевского трамвая.

Филиалом Донецкой детской железной дороги считалась Макеевская детская железная дорога. Город Макеевка находится к востоку от Донецка. Границы городов слились.

Макеевская детская железная дорога в течение долгого времени считалась филиалом Донецкой детской железной дороги. Из Макеевки в Донецк был передан тепловоз ТУ7-2734.

В 2002 году на Макеевской детской железной дороге в последний раз было движение. В последующие годы она была варварски разобрана. В 2005 году последний макеевский тепловоз ТУ4-2822 был передан на Донецкую детскую железную дорогу. Дикая и безумная власть Макеевки полностью уничтожила также трамвайную сеть, старейшую в регионе.

Летом 2006 года находившиеся на Донецкой детской железной дороге тепловозы ТУ2-040, ТУ7-2734 и ТУ4-2822 были переданы в железнодорожный музей, расположенный у станции Донецк. Там они являются неподвижными экспонатами.

В 2003 году был разобран перегон Пионерская — Победа. На месте станции Победа был построен роскошный отель «Виктория».

Среди нищего и полуразрушенного региона, которым является Донецкая область, небольшая часть города Донецка является единственным местом, где есть современные сверкающие здания. Между тем, Донецкая область — самый экономически развитый регион Украины, который даёт значительную часть доходов бюджета.

10 мая 2008 года произошла авария. Автобус «Икарус», стоявший без водителя, самопроизвольно покатился под уклон и врезался в двигавшийся по Донецкой детской железной дороге тепловоз ТУ2-038. Тепловоз завалился набок. В результате аварии пострадали находившиеся в тепловозе четверо юных железнодорожников и инструктор.

По состоянию на август 2010 года, Донецкая детская железная дорога работала, продолжала использоваться для обучения юных железнодорожников. Движение поездов осуществлялось по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Имелось два тепловоза: ТУ2-023 (основной), ТУ2-038 (восстановлен после аварии, стоял в депо как резервный). Пять пассажирских вагонов ПВ40.

В 2014 году Донецк вместе с другими городами востока Украины стал зоной полномасштабных боевых действий между сторонниками и противниками новой, резко антироссийской власти, захватившей Киев в ходе переворота в начале 2014 года. На Донецк и другие города региона обрушивались бомбы и ракеты.

Удивительный и впечатляющий факт: сезон 2014 года на Донецкой железной дороге открылся, несмотря на войну. Движения не было только в дни наиболее ожесточённых боёв. Здесь до последнего пытались сохранить островок мирной жизни.

Состояние на 2015 и 2016 годы: Донецкая детская железная дорога работает в положенное время. Между тем, Донецк стал столицей непризнанного независимого государства.

Ещё недавно тут был украинский город, а теперь «Украина» здесь — почти что ругательное слово. По крайней мере, согласно новой идеологии. Денежная единица сменилась, вместо украинской гривны — российский рубль.

Нормальной жизни в этом «государстве» нет. Линия фронта пролегает по окраинам Донецка. Низкоинтенсивные бои не прекращаются.





Я впервые побывал на Донецкой детской железной дороге 29 августа 2010 года. Она была посещена последней среди действующих детских железных дорог Украины и одной из последних на территории бывшего СССР.

От вокзала я добрался до центра Донецка на трамвае маршрута №1. Затем — пешком на станцию Пионерская. На ней я оказался в 9:10 по местному времени.

Масштабные надписи на обеих станционных зданиях в 2005 году украинизировали: Пионерская и Шахтёрская были заменены на Пiонерська, Шахтарська. Смотрится в высшей степени абсурдно и дико в городе, который имеет имидж неофициальной столицы русскоязычной Украины, центра украинского русскоязычия. Почему Донецк, где все говорят по-русски, заполнен украинскими напдисями, которые при высокой концентрации раздражают?

Никто не насаждает русский язык в Тернополе или Львове, где говорят по-украински. Зачем же насаждать украинский в Донецке? Это — не что иное, как целенаправленное издевательство. Подобное отношение во многом и приведёт к «взрыву» в 2014 году.

То же самое происходит и на «большой» железной дороге. Все указатели названий станций заменены с двуязычных на украиноязычные. То же самое на дорожных указателях: названия городов коверкают, «обзывая» их Костянтынивка или Авдийивка. Хотя никто из местных жителей не называет так свои города. Если указатель двуязычный, то второй язык — английский, причём тоже «корявый» — Horlivka, Kharkiv!

Разумеется, у жителей Донецкой области есть и множество других причин не любить киевскую власть.

Выполняю тотальную пешую фотодокументацию линии от Пионерской до Шахтёрской. Затем быстрым шагом возвращаюсь с Шахтёрской на Пионерскую. Проезжаю по Донецкой детской железной дороге в вагоне пассажирского поезда.

На станции Пионерская я встретился с любителем железных дорог из Донецка Павлом Белицким. Подобное для меня не характерно, и является большой редкостью.

Далее я направился в город Докучаевск Донецкой области. По слухам, там находилась прогулочная узкоколейная железная дорога. На месте выяснилось, что настоящей узкоколейной железной дороги там нет.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ШАХТЁРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ШАХТЁРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ШАХТЁРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ШАХТЁРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    










07.06.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Донецкой области»

на главную страницу