Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРДЫНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА








Ирдынский торфобрикетный завод находится в посёлке Ирдынь, расположенном в Черкасском районе Черкасской области Украины. Посёлок Ирдынь связан тупиковой железнодорожной линией широкой колеи со станцией Белозерье на магистральной линии Гребёнка — Бобринская. По состоянию на 2012 год, железнодорожная линия на дальнем участке не действует и полуразрушена.

В ведении торфобрикетного завода находится узкоколейная железная дорога. Это единственная действующая узкоколейная железная дорога в центральной Украине. Самая южная торфовозная узкоколейная железная дорога не только в Украине, но и на пространстве бывшего СССР.

Посёлок Ирдынь находится в удивительном месте — у древнего русла реки Днепр. Великая река текла здесь тысячи лет назад, ориентировочно до VIII века. Последние сотни лет было два русла — старое и нынешнее, между ними находился остров. Затем река окончательно сместилась на несколько десятков километров севернее. Произошло это без участия человека. На месте старого русла теперь — длинная цепочка болот, окружённых холмистыми лесами.

Ирдынь — очень старое место торфодобычи. Торф здесь добывается с 1856 года и первоначально поступал на сахарный завод в нынешнем городе Смела. В какой-то момент разработки торфа прекратились. Попытки начать их заново были в 1915 и 1921 годах.

По-настоящему массовая добыча торфа на Ирдынском болоте началась в 1930-е годы. Датой основания посёлка Ирдынь считается 1930 год. Первый торф «советского» торфопредприятия официально добыт 20 июня 1931 года. Скорее всего, с того момента действует узкоколейная железная дорога.

Железнодорожная линия широкой колеи Белозерье — Ирдынь была построена в 1930-е годы, дата открытия — 1935 год. Это указывает на тот факт, что объём вывоза торфа был немалым.

Ни одной топографической карты «старше» 1950-х годов с узкоколейной железной дорогой не известно. Нельзя исключать, что узкоколейная железная дорога была построена лишь в 1950-е годы, но это очень маловероятно.

Сразу после изгнания немецких оккупантов, 15 февраля 1944 года, началось восстановление торфопредприятия. В 1947 году показатели его работы превысили уровень довоенного 1940 года.

В 1975 году в посёлке Ирдынь был открыт торфобрикетный завод.

В 1990-е годы объём вывоза торфа сократился во много раз. Перестала использоваться железная дорога широкой колеи Белозерье — Ирдынь. На последних километрах перед посёлком Ирдынь она была постепенно разворована.

Но торфодобычу удалось сохранить. Узкоколейная железная дорога, сократив протяжённость и во много раз сократив объём вывозки, продолжает работать.

Любитель железных дорог из Киева Андрей Порев около 2004 года отмечал здесь наличие таких локомотивов: ТУ4-2234, ТУ6А-2167, ТУ6А-3631, ТУ7-1865, ЭСУ2А-0767, путеочиститель ПЩС1-154 (1986). Также: снегоочиститель, пожарный поезд, бровкоочиститель.

По состоянию на июнь 2013 год, сохранялся вывоз торфа в небольшом объёме. Ирдынский торфобрикетный завод входил в предприятие «Черкассыторф».

Действующая линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Ирдынь на десять километров в сторону города Смела. Линия в северном направлении не действовала и большей частью была разобрана.

На болоте имелся один небольшой производственный участок. Пассажирские вагоны для доставки рабочих уже много лет не курсировали. Движение выполнялось непредсказуемо.

Достоверных сведений о состоянии узкоколейной железной дороги в 2018 году нет. Несмотря на дефицит и высокую стоимость газа в связи с отказом его покупки у России, несмотря на оккупацию Россией большей части Донбасса и связанный с этим дефицит угля — торфяная промышленность Украины остаётся в состоянии глубокого упадка.



Поездка автора, 28 марта 2012 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2012vychg.html)

Добираюсь до Ирдыня из Городища. Холодная и дурная погода. Движения на узкоколейной железной дороге в этот день не ожидалось, кроме как внутри посёлка. Беседую с руководителем узкоколейной железной дороги.

Сфотографированный подвижной состав с определяемыми номерами: ТУ6А-2167 (стоял в депо), ЭСУ2А-0767 (стояла в депо), ТУ4-2234 (стоял в депо, находясь в нерабочем состоянии), ТУ7-1865 (стоял в депо, номер по надписи мелом на раме).

После изучения узкоколейной железной дороги — автобусом ПАЗ в Черкассы.



Поездка автора, 19 июня 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013drir.html)

Утром — от автостанции в центре города Черкассы автобусом ПАЗ до посёлка Ирдынь. Здесь сообщают: тепловоз отправился на болото!

Это радует. Движение здесь происходит непредсказуемо и не каждый день. А добираться от Москвы до Ирдыня — тысяча километров.

Быстрым шагом с тотальной пешей фотодокументацией по линии. Покидаю станцию в 9:50. Можно не торопиться, тепловоз будет возвращаться в посёлок ближе к вечеру.

На стрелке у 29-го поля действующая линия — направо, то есть на юг.

В 13:43 — весьма скромная полевая база. От главной станции преодолено 10 километров. Стоят трактора и пара бытовок, никаких зданий нет. Чуть дальше — тепловоз ТУ6А и рабочие, занимающиеся ремонтом пути.

Около 16 часов отправляемся, и в 16:55 тепловоз прибывает в Ирдынь. Затем автостопом на Городище.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАВОД, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДЕПО, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПОЛЕВАЯ БАЗА, ПОЕЗДКА В ИРДЫНЬ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   









29.11.2018 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Черкасской области»

на главную страницу