Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЛЬВОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Львовская детская железная дорога расположена в южной части города Львова, на территории Стрыйского парка. Дорога имеет линейную конфигурацию. Выделяется тем, что на ней находится единственный в мире действующий тепловоз ТУ3.

Львов — один из древнейших русских городов. Имеет важное значение в русской истории. Именно здесь печатником Иваном Фёдоровым были созданы первые книги на русском языке. (Слова «русский» и «российский» имеют разное значение).

Больше ста лет Львов принадлежал Австро-Венгрии. В состав Российской Империи вошёл лишь в 1914 году, на короткое время.

В 1919-1939 годах Львов принадлежал Польше. Основным языком здесь был польский. Население составляли поляки и евреи. Украинцы проживали в сельской местности. В основной массе они называли себя русинами и имели промосковские настроения.

В сентябре 1939 года Львов, как и прочие территории, необоснованно удерживавшиеся Польшей, был присоединён к СССР.

За короткий период с сентября 1939 года по июнь 1941 года сталинский режим провёл на присоединённых к СССР западных территориях жестокие репрессии, террор, массовые высылки в Сибирь и расстрелы. События 1939-1941 годов вызвали антимосковские настроения, которые сохраняются до сих пор.

После присоединения к СССР Львов впервые за свою историю стал украиноязычным городом. Еврейское население было уничтожено в ходе войны, поляки были насильственно депортированы в Польшу.

На украинском языке город называется Львів, но при склонении — «до Львова», «у Львові».

С начала 1990-х Львов известен как главный центр украинского национализма. Здесь уже в 1990 году началось массовое уничтожение советской символики, советских памятников и названий.

Здесь в 1990-х годах появились улицы, названные именами Бандеры и Шухевича (пособники нацистов, организаторы массовых убийств мирного населения), Дудаева (антимосковский лидер Чечни, втянувший свой народ в войну, не имел никакого отношения к Украине). И множество других подобных названий — улицы Петлюры, Героев УПА, Мазепы, и прочие. Русскоязычных здесь — около 15 процентов населения, тогда как в 1989 году их было свыше 30 процентов.

Львов является крупным железнодорожным узлом: 7 радиальных направлений. До Второй Мировой войны было 8 направлений: линия на Винники — Перемышляны — Бережаны не была восстановлена. Город является центром Львовской железной дороги.



Львовская детская железная дорога была открыта в 1951 или 1952 году. Но отсчёт её истории начинается раньше.

В 1922 году, когда Львов принадлежал Польше, на территории Стрыйского парка открылась «Восточная ярмарка». Была построена узкоколейная железная дорога от станции Персенковка в Стрыйский парк. Возможно, ширина колеи составляла не 750 мм.

После 1945 года линия к бывшей «Восточной ярмарке» была разобрана. На части её трассы в начале 1950-х годов была построена Львовская детская железная дорога.

Открытие дороги, по одним данным, состоялось 7 ноября 1952 года, в день 35-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. По другим данным — 7 ноября 1951 года.

10-летие дороги отмечалось в 1962 году, а 25-летие — в 1976 году.

В других источниках как дата открытия упоминается май 1951 года. Возможно, на самом деле это дата начала строительства.

При строительстве использовались материалы верхнего строения пути «австрийских» времён, с разобранных старых узкоколейных железных дорог. Необычные для наших железных дорог стрелочные переводы сохранились до сих пор.

Первоначально имелись две станции, главная из них — Комсомольская (ныне Парковая).

Несколькими годами позже открылась третья станция. Протяжённость линии составляла 1850 метров. Конечные пункты — Комсомольская и Пионерская, промежуточная станция — Детский Городок (Дитяче Містечко).

Поезда в лучшие времена дороги следовали по маршруту Комсомольская — Пионерская. При этом имелась возможность скрещения по промежуточной станции Детский Городок.

В 1976 году в связи с реконструкцией Стрыйской улицы был разобран перегон Детский Городок — Пионерская. Старая станция Пионерская была снесена. Станция Детский Городок была переименована в Пионерскую. Таким образом, маршрут движения поездов на бумаге остался прежним: Комсомольская — Пионерская.

Протяжённость дороги сократилась до 1200 метров — такой она указывается в статистике.

На самом деле это развёрнутая длина. Протяжённость от «северного» торца платформы станции Комсомольская до «западного» торца платформы станции Пионерская (бывший Детский Городок) — 940 метров.



Львовская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.
В оригинале карты отсутствовала, обозначена автором.



Львовская детская железная дорога на «туристской схеме» города, изданной в 1982 году.


Первоначально на Львовской детской железной дороге работал паровоз Кч4-027. Позднее — тепловозы ТУ2-087, ТУ3-039, ТУ3-040. На станции Комсомольская имелся переходной мост, от которого не осталось и следов.

По данным из архива дороги: за сезон 1978 года было перевезено 42 369 пассажиров. Из них взрослых 19 646, детей 22 794. За сезон 1979 года перевезено 50 033 пассажира.

С конца 1980-х годов Львов стал центром украинского национализма и средоточием «антисоветских» настроений. К счастью, созданную Советским Союзом детскую железную дорогу закрывать не стали — в отличие, к примеру, от столь же «антисоветской» Риги. Было лишь проведено переименование станций.



Я впервые побывал на Львовской детской железной дороге 29 июля 2007 года — хотя город Львов посещался в 1998 и 2004 годах.

По состоянию на момент поездки, Львовская детская железная дорога работает. Имеются два локомотива — тепловозы ТУ2-087 и ТУ3-039.

По воскресеньям поезд ведут два локомотива — в голове и в хвосте поезда. Движение производится без манёвров на станциях. По средам и четвергам поезд ведёт один локомотив.

В пути поезд находится всего лишь пять минут. Досадно мало...

Я оказался здесь в воскресенье. Единственный в мире действующий тепловоз ТУ3 был в движении.

Изучение Львовской детской железной дороги началось на главной станции Парковая (Комсомольская). Вскоре проезжаю линию в вагоне поезда до станции Солнечная (прежние названия — Пионерская и Детский Городок).

Произвожу пешую фотодокументацию. Фотографии делаются на всём протяжении в пределах видимости.

Львовская детская железная дорога выглядит нетипично, по сравнению с остальными. Архитектура тут какая-то «несоветская». Локомотивное депо выглядит необычно. Возможно, оно построено в «польскую» эпоху. Станционное здание — точно польских времён, осталось от подъездного пути «Восточной ярмарки».

Встречаюсь с начальником дороги. Копирую исторические материалы. Они касаются не только Львовской детской железной дороги, но и Ужгородской детской железной дороги.

Здесь даже с обложек некоторых фотоальбомов вырезана советская символика. Между тем, судя по старым газетным публикациям, раньше здесь очень любили Ленина и партию.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ, СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)    









10.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Львовской области»

на главную страницу