Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЛЬВОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Львовская детская железная дорога расположена в южной части города Львова, на территории Стрыйского парка. Дорога имеет линейную конфигурацию. Выделяется тем, что на ней находится единственный в мире действующий тепловоз ТУ3.

Львов — один из древнейших русских городов. Имеет важное значение в русской истории. Именно здесь печатником Иваном Фёдоровым были созданы первые книги на русском языке.

Больше ста лет Львов принадлежал Австро-Венгрии. В состав Российской Империи вошёл лишь в 1914 году, на короткое время.

В 1919-1939 годах Львов принадлежал Польше. Основным языком здесь был польский. Население составляли поляки и евреи. Украинцы проживали в сельской местности. В основной массе они называли себя русинами и имели промосковские настроения.

В сентябре 1939 года Львов, как и прочие территории, необоснованно удерживавшиеся Польшей, был присоединён к СССР.

За короткий период с сентября 1939 года по июнь 1941 года сталинский режим провёл на присоединённых к СССР западных территориях жестокие репрессии, террор, массовые высылки в Сибирь и расстрелы. События 1939-1941 годов вызвали антимосковские настроения, которые сохраняются до сих пор.

После присоединения к СССР Львов впервые за свою историю стал украиноязычным городом. Еврейское население было уничтожено в ходе войны, поляки были насильственно депортированы в Польшу.

На украинском языке город называется Львів, но при склонении — «до Львова», «у Львові».

С начала 1990-х Львов известен как главный центр украинского национализма. Здесь уже в 1990 году началось массовое уничтожение советской символики, советских памятников и названий. Хотя только благодаря СССР Львов стал украинским городом.

Здесь в 1990-х годах появились улицы, названные именами преступников — Бандеры, Шухевича (пособники нацистов, организаторы массовых убийств мирного населения), Дудаева. И множество других подобных ужасных названий — улицы Петлюры, Героев УПА, Мазепы, и прочие. Русскоязычных здесь — около 15 процентов населения, тогда как в 1989 году их было свыше 30 процентов.

Львов является крупным железнодорожным узлом: 7 радиальных направлений. До Второй Мировой войны было 8 направлений: линия на Винники — Перемышляны — Бережаны не была восстановлена. Город является центром Львовской железной дороги.



Львовская детская железная дорога была открыта в 1951 или 1952 году. Но отсчёт её истории начинается раньше.

В 1922 году, когда Львов принадлежал Польше, на территории Стрыйского парка открылась «Восточная ярмарка». Была построена узкоколейная железная дорога от станции Персенковка в Стрыйский парк. Возможно, ширина колеи составляла не 750 мм.

После 1945 года линия к бывшей «Восточной ярмарке» была разобрана. На части её трассы в начале 1950-х годов была построена Львовская детская железная дорога.

Открытие дороги, по одним данным, состоялось 7 ноября 1952 года, в день 35-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. По другим данным — 7 ноября 1951 года.

10-летие дороги отмечалось в 1962 году, а 25-летие — в 1976 году.

В других источниках как дата открытия упоминается май 1951 года. Возможно, на самом деле это дата начала строительства.

При строительстве использовались материалы верхнего строения пути «австрийских» времён, с разобранных старых узкоколейных железных дорог. Необычные для наших железных дорог стрелочные переводы сохранились до сих пор.

Первоначально имелись две станции, главная из них — Комсомольская (ныне Парковая).

Несколькими годами позже открылась третья станция. Протяжённость линии составляла 1850 метров. Конечные пункты — Комсомольская и Пионерская, промежуточная станция — Детский Городок (Дитяче Містечко).

Поезда в лучшие времена дороги следовали по маршруту Комсомольская — Пионерская. При этом имелась возможность скрещения по промежуточной станции Детский Городок.

В 1976 году в связи с реконструкцией Стрыйской улицы был разобран перегон Детский Городок — Пионерская. Старая станция Пионерская была снесена. Станция Детский Городок была переименована в Пионерскую. Таким образом, маршрут движения поездов на бумаге остался прежним: Комсомольская — Пионерская.

Протяжённость дороги сократилась до 1200 метров — такой она указывается в статистике.

На самом деле это развёрнутая длина. Протяжённость от «северного» торца платформы станции Комсомольская до «западного» торца платформы станции Пионерская (бывший Детский Городок) — 940 метров.



Львовская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.
В оригинале карты отсутствовала, обозначена автором.



Львовская детская железная дорога на «туристской схеме» города, изданной в 1982 году.


Первоначально на Львовской детской железной дороге работал паровоз Кч4-027. Позднее — тепловозы ТУ2-087, ТУ3-039, ТУ3-040. На станции Комсомольская имелся переходной мост, от которого не осталось и следов.

По данным из архива дороги: за сезон 1978 года было перевезено 42 369 пассажиров. Из них взрослых 19 646, детей 22 794. За сезон 1979 года перевезено 50 033 пассажира.

С конца 1980-х годов Львов стал центром украинского национализма и средоточием «антисоветских» настроений. К счастью, созданную Советским Союзом детскую железную дорогу закрывать не стали — в отличие, к примеру, от столь же «антисоветской» Риги. Было лишь проведено переименование станций.



Я впервые побывал на Львовской детской железной дороге 29 июля 2007 года — хотя город Львов посещался в 1998 и 2004 годах.

По состоянию на момент поездки, Львовская детская железная дорога работает. Имеются два локомотива — тепловозы ТУ2-087 и ТУ3-039.

По воскресеньям поезд ведут два локомотива — в голове и в хвосте поезда. Движение производится без манёвров на станциях. По средам и четвергам поезд ведёт один локомотив.

В пути поезд находится всего лишь пять минут. Досадно мало...

Я оказался здесь в воскресенье. Единственный в мире действующий тепловоз ТУ3 был в движении.

Изучение Львовской детской железной дороги началось на главной станции Парковая (Комсомольская). Вскоре проезжаю линию в вагоне поезда до станции Солнечная (прежние названия — Пионерская и Детский Городок).

Произвожу пешую фотодокументацию. Фотографии делаются на всём протяжении в пределах видимости.

Львовская детская железная дорога выглядит нетипично, по сравнению с остальными. Архитектура тут какая-то «несоветская». Локомотивное депо выглядит необычно. Возможно, оно построено в «польскую» эпоху. Станционное здание — точно польских времён, осталось от подъездного пути «Восточной ярмарки».

Встречаюсь с начальником дороги. Копирую исторические материалы. Они касаются не только Львовской детской железной дороги, но и Ужгородской детской железной дороги.

Здесь даже с обложек некоторых фотоальбомов вырезана советская символика. Между тем, судя по старым газетным публикациям, раньше здесь очень любили Ленина и партию.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ, СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)    









10.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Львовской области»

на главную страницу