УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РАВА-РУССКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА








Рава-Русский шпалопропиточный завод находится в городе Рава-Русская (Рава-Руська), расположенном в Жовковском районе Львовской области Украины.

Город Рава-Русская находится у одноимённой станции на железнодорожной линии Львов — Рава-Русская — Кристинополь (Червоноград). Отходят две линии в Польшу, одна из которых, по состоянию на 2011 год — недействующая, колеи 1435 мм, другая — действующая, колеи 1520 мм.

Город приграничный. Здесь возникают особые чувства: это рубеж нашей цивилизации. Почти вплотную самая приятная и комфортная для жителя Москвы земля сменяется абсолютно чуждой, «пустынной» Польшей.

Главное предприятие этого небольшого города — шпалопропиточный завод. Он расположен вблизи железнодорожного вокзала, к востоку от железной дороги общего пользования. На заводе действует узкоколейная железная дорога.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.


С 1919 по 1939 год эта территория, как и прочие западноукраинские земли, была оккупирована Польшей. В 1923 году компания из Бельгии начала строительство шпалопропиточного завода. В строительных работах было занято около пятидесяти местных жителей. 18 ноября 1924 года завод был официально открыт.

Пути узкой колеи здесь были изначально, но в первые годы — на ручной тяге.

Бельгийская фирма по договору владела заводом только первые десять лет. В 1934 году завод перешёл к Польским государственным железным дорогам. В период оккупации нацистской Германией завод работал на нужды оккупантов.

Перед приходом Красной Армии немцы вывезли оборудование завода в Германию. В 1946 году его работа начала восстанавливаться, но полное восстановление заняло десять лет. Завод перешёл в ведение МПС СССР.

Среди многих шпалопропиточных заводов «железнодорожного государства МПС» Рава-Русский завод был ближайшим к западной границе. Поэтому его продукция поставлялась во многие страны Европы.

На узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее тепловозы ТУ4.

В независимой Украине завод перешёл в ведение «Укрзалiзници». По состоянию на 2011 год, он был одним из двух оставшихся в Украине крупных шпалопропиточных заводов, второй — в Новомосковске.

По состоянию на 2018 год, скорее всего, завод остаётся среди действующих.



Поездка автора, 8 июля 2011 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html)

На Рава-Русский шпалопропиточный завод я прибыл после принудительной «экскурсии» на пограничную заставу и долгих бесед с пограничниками.

Здесь отнеслись очень хорошо. По заводу водила в основном женщина (забыл имя и должность). Здесь, как и везде в западных регионах Украины, разговор на великорусском не вызывает неприязни. При этом женщина рассказала, что при посещении Харькова встречалась с проявлениями недовольства, когда обращалась к кому-то в учреждениях на украинском. Такое действительно более вероятно.

Завод является чуть ли не единственным работающим предприятием в городе. В основном же здесь заняты приграничной торговлей.

Тяговый подвижной состав на узкоколейной железной дороге — два тепловоза: ТУ8-0212, ТУ6А-2078. Совершаю поездку в ТУ8-0212.

Проездив узкоколейную железную дорогу Рава-Русского шпалопропиточного завода и переждав на заводе сильнейший ливень с градом, возвращаюсь в город. Завтра утром предстоит выезжать в Кристинополь.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАВОД, УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ЗАВОД, УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
   









29.11.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

«Узкоколейные железные дороги Львовской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика