УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТОЯНОВСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА








Стояновский торфобрикетный завод находится в селе Стоянов, расположенном в Радеховском районе Львовской области Украины. Стоянов (по-украински Стоянiв) — сравнительно небольшой населённый пункт, находящийся у одноимённой станции на малодеятельной железнодорожной линии Сапежанка — Луцк — Киверцы. Эта железная дорога, по состоянию на 2013 год, имеет пассажирское движение, но поездов мало и движутся они медленно.

По состоянию на 2013 год, от завода осталось только название и заброшенные разрушающиеся корпуса. Но торфодобывающее предприятие «Стояновский торфобрикетный завод» продолжает работать. Ему принадлежит действующая торфовозная узкоколейная железная дорога — одна из немногих в Украине.

Ориентировочный период постройки узкоколейной железной дороги — 1950-е годы. Узкоколейная железная дорога необычна тем, что являлась электрифицированной. Использовались шахтные электровозы, переоборудованные для наземной эксплуатации.

Электрифицирован был главный ход от Стоянова до села Ржищев. Он был двухпутным — тоже редкость для узкоколейных железных дорог. Как и на Шатурско-Ореховской сети, использование электротяги носило экспериментальный характер, для выявления всех преимуществ и недостатков.

На «времянках» от главного хода к торфомассивам во времена существования электрифицированной линии работали мотовозы.

Как и на других электрифицированных торфовозных узкоколейных железных дорогах, недостатков электротяги оказалось больше, чем преимуществ. В 1970-е годы контактная сеть была демонтирована. Все электровозы были порезаны на металлолом.

В 1990-е годы торфобрикетный завод остановился. Однако торфодобычу удалось сохранить.

Теперь было бы корректно писать «Стояновское торфопредприятие», а не «Стояновский торфобрикетный завод». Однако официальное название осталось прежним.

По состоянию на 2013 год, узкоколейная железная дорога действует. Главный ход не менялся с момента открытия — от Стоянова до села Ржищев, около семи километров. Все «времянки» отходят от главного хода в южном направлении. Максимальная удалённость по «времянке» — почти девять километров от главной станции.

Второй путь на главном ходу давно снят — кроме небольшого начального участка, где он действует до сих пор. Есть остатки тяговых подстанций.

Узкоколейная железная дорога пересекает границу Львовской и Волынской областей. Когда-то это была граница России и Австро-Венгрии. Имеется разъезд с неофициальным названием Кордон (Граница).

Торфопредприятие находится в очень запущенном состоянии. Но оно работает. Торф перегружается в вагоны широкой колеи.

Среди подвижного состава — тепловоз ТУ8-0278, ТУ6А-3226 (по шкафу в кабине) и другие тепловозы, почти все в неисправном состоянии. Пассажирских вагонов нет.



Поездка автора, 22 августа 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html)

Подхожу к торфобрикетному заводу. Он представляет собой развалины. На первый взгляд — признаков жизни нет. Развалины, дух упадка и запустения.

Но на узкоколейной железной дороге есть следы минимального движения. Торф перегружается в вагоны широкой колеи. Происходит это весьма нечасто.

Вначале бывший торфобрикетный завод показался «мёртвым царством». Но всё же нахожу здесь людей. Потому меня провели к главному инженеру (или заместителю директора) — старшему по должности человеку, находившемуся в этот день. Он отнёсся ко мне очень хорошо.

Управление торфобрикетного завода, как и почти всё здесь — в полном запустении. Сначала даже не верилось, что всё это не заброшено, а продолжает функционировать.

Как выяснилось, сам завод закрыт примерно в 1998 году. Восстановлению он едва ли подлежит. Но добыча торфа сохраняется. Узкоколейная железная дорога, скорее всего, в обозримом будущем продолжит работу.

Как и на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины, здесь многократно бывали иностранные любители железных дорог. Для них устраивались организованные экскурсионные поездки.

Доброжелательный человек подарил мне книгу австрийского любителя железных дорог Вольфрама Венделина об узкоколейных железных дорогах Западной Украины. Книга на немецком языке, но с ценными фотографиями. Эту книгу я многократно видел на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины.

Интересно, что с автором книги, Вольфрамом Венделином, я в своё время общался, переписываясь с ним в Сети. На русском языке — Вольфрам владеет украинским и русским.

Для меня уже собирались организовать «персональную» поездку на тепловозе. Но оказалось, что тепловоз вскоре в любом случае должен ехать на болото — ремонтировать «времянку».

Еду в кабине тепловоза ТУ6А-3226 (номер согласно табличке на шкафе в кабине). Разговор с машинистом — в основном на политические темы, а также о Беларуси. Машинист — сторонник Юлии Тимошенко. Считает, что она заботилась о народе, и возмущён тем, что сейчас она в тюрьме.

Узкоколейная железная дорога в Стоянове, среди прочего, удивительна тем, что пересекает бывшую границу Российской и Австро-Венгерской империй. Сейчас на этом месте — граница Волынской и Львовской областей. Стоянов — это Радеховский район Львовской области, бывшей Австро-Венгрии, а конечный пункт узкоколейной железной дороги у села Ржищев — на территории Волынской области, которая до революции 1917 года была частью России.

Протяжённость узкоколейной железной дороги небольшая — 7 километров от начала до конца. Плюс «времянки».

Тепловоз закончил свой путь у окраины села Ржищев. Дальше по главному ходу тянутся ржавые рельсы, потом они обрываются.

Я решил добраться пешком до Лопатинского торфобрикетного завода. Это 21 километр по просёлочным дорогам, через Волицу, Корчевку, Куликов, Руденко, Хмельное.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАБРОШЕННЫЙ ЗАВОД, ТОРФОПЕРЕГРУЗ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДЕПО, ДВИЖЕНИЕ ПО МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ К СЕЛУ РЖИЩЕВ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ СЕЛА РЖИЩЕВ, НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗЪЕЗД ГРАНИЦА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛАВНОЙ ЛИНИИ, ВРЕМЯНКА, РЕМОНТ ПУТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ВРЕМЯНКА, КРАЙНИЙ ПУНКТ ПУТИ В СЕЛЕ РЖИЩЕВ)
   









27.11.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

«Узкоколейные железные дороги Львовской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика