Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТОЯНОВСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА








Стояновский торфобрикетный завод находится в селе Стоянов, расположенном в Радеховском районе Львовской области Украины. Стоянов (по-украински Стоянiв) — сравнительно небольшой населённый пункт, находящийся у одноимённой станции на малодеятельной железнодорожной линии Сапежанка — Луцк — Киверцы. Эта железная дорога, по состоянию на 2013 год, имеет пассажирское движение, но поездов мало и движутся они медленно.

По состоянию на 2013 год, от завода осталось только название и заброшенные разрушающиеся корпуса. Но торфодобывающее предприятие «Стояновский торфобрикетный завод» продолжает работать. Ему принадлежит действующая торфовозная узкоколейная железная дорога — одна из немногих в Украине.

Ориентировочный период постройки узкоколейной железной дороги — 1950-е годы. Узкоколейная железная дорога необычна тем, что являлась электрифицированной. Использовались шахтные электровозы, переоборудованные для наземной эксплуатации.

Электрифицирован был главный ход от Стоянова до села Ржищев. Он был двухпутным — тоже редкость для узкоколейных железных дорог. Как и на Шатурско-Ореховской сети, использование электротяги носило экспериментальный характер, для выявления всех преимуществ и недостатков.

На «времянках» от главного хода к торфомассивам во времена существования электрифицированной линии работали мотовозы.

Как и на других электрифицированных торфовозных узкоколейных железных дорогах, недостатков электротяги оказалось больше, чем преимуществ. В 1970-е годы контактная сеть была демонтирована. Все электровозы были порезаны на металлолом.

В 1990-е годы торфобрикетный завод остановился. Однако торфодобычу удалось сохранить.

Теперь было бы корректно писать «Стояновское торфопредприятие», а не «Стояновский торфобрикетный завод». Однако официальное название осталось прежним.

По состоянию на 2013 год, узкоколейная железная дорога действует. Главный ход не менялся с момента открытия — от Стоянова до села Ржищев, около семи километров. Все «времянки» отходят от главного хода в южном направлении. Максимальная удалённость по «времянке» — почти девять километров от главной станции.

Второй путь на главном ходу давно снят — кроме небольшого начального участка, где он действует до сих пор. Есть остатки тяговых подстанций.

Узкоколейная железная дорога пересекает границу Львовской и Волынской областей. Когда-то это была граница России и Австро-Венгрии. Имеется разъезд с неофициальным названием Кордон (Граница).

Торфопредприятие находится в очень запущенном состоянии. Но оно работает. Торф перегружается в вагоны широкой колеи.

Среди подвижного состава — тепловоз ТУ8-0278, ТУ6А-3226 (по шкафу в кабине) и другие тепловозы, почти все в неисправном состоянии. Пассажирских вагонов нет.



Поездка автора, 22 августа 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html)

Подхожу к торфобрикетному заводу. Он представляет собой развалины. На первый взгляд — признаков жизни нет. Развалины, дух упадка и запустения.

Но на узкоколейной железной дороге есть следы минимального движения. Торф перегружается в вагоны широкой колеи. Происходит это весьма нечасто.

Вначале бывший торфобрикетный завод показался «мёртвым царством». Но всё же нахожу здесь людей. Потому меня провели к главному инженеру (или заместителю директора) — старшему по должности человеку, находившемуся в этот день. Он отнёсся ко мне очень хорошо.

Управление торфобрикетного завода, как и почти всё здесь — в полном запустении. Сначала даже не верилось, что всё это не заброшено, а продолжает функционировать.

Как выяснилось, сам завод закрыт примерно в 1998 году. Восстановлению он едва ли подлежит. Но добыча торфа сохраняется. Узкоколейная железная дорога, скорее всего, в обозримом будущем продолжит работу.

Как и на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины, здесь многократно бывали иностранные любители железных дорог. Для них устраивались организованные экскурсионные поездки.

Доброжелательный человек подарил мне книгу австрийского любителя железных дорог Вольфрама Венделина об узкоколейных железных дорогах Западной Украины. Книга на немецком языке, но с ценными фотографиями. Эту книгу я многократно видел на других узкоколейных железных дорогах Западной Украины.

Интересно, что с автором книги, Вольфрамом Венделином, я в своё время общался, переписываясь с ним в Сети. На русском языке — Вольфрам владеет украинским и русским.

Для меня уже собирались организовать «персональную» поездку на тепловозе. Но оказалось, что тепловоз вскоре в любом случае должен ехать на болото — ремонтировать «времянку».

Еду в кабине тепловоза ТУ6А-3226 (номер согласно табличке на шкафе в кабине). Разговор с машинистом — в основном на политические темы, а также о Беларуси. Машинист — сторонник Юлии Тимошенко. Считает, что она заботилась о народе, и возмущён тем, что сейчас она в тюрьме.

Узкоколейная железная дорога в Стоянове, среди прочего, удивительна тем, что пересекает бывшую границу Российской и Австро-Венгерской империй. Сейчас на этом месте — граница Волынской и Львовской областей. Стоянов — это Радеховский район Львовской области, бывшей Австро-Венгрии, а конечный пункт узкоколейной железной дороги у села Ржищев — на территории Волынской области, которая до революции 1917 года была частью России.

Протяжённость узкоколейной железной дороги небольшая — 7 километров от начала до конца. Плюс «времянки».

Тепловоз закончил свой путь у окраины села Ржищев. Дальше по главному ходу тянутся ржавые рельсы, потом они обрываются.

Я решил добраться пешком до Лопатинского торфобрикетного завода. Это 21 километр по просёлочным дорогам, через Волицу, Корчевку, Куликов, Руденко, Хмельное.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАБРОШЕННЫЙ ЗАВОД, ТОРФОПЕРЕГРУЗ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДЕПО, ДВИЖЕНИЕ ПО МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ К СЕЛУ РЖИЩЕВ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ СЕЛА РЖИЩЕВ, НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗЪЕЗД ГРАНИЦА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛАВНОЙ ЛИНИИ, ВРЕМЯНКА, РЕМОНТ ПУТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ВРЕМЯНКА, КРАЙНИЙ ПУНКТ ПУТИ В СЕЛЕ РЖИЩЕВ)
   









27.11.2018 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Львовской области»

на главную страницу