Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ТАТАРКА»







Торфопредприятие «Татарка» находится в посёлке городского типа Татарка, расположенном у станции Татарка на железнодорожной линии Осиповичи — Бобруйск (историческая Либаво-Роменская железная дорога).





История торфопредприятия «Татарка» началась в 1927 году, когда здесь было освоено торфяное болото. Скорее всего, здание локомотивного депо в посёлке Татарка и здание конторы торфопредприятия — тех же годов постройки. Однако на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1937 году, узкоколейная железная дорога не показана.

Иногда высказываются мнения, что узкоколейная железная дорога в Татарке когда-то составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Кировского торфопредприятия, находившегося в посёлке Вильча. Причина этого — наличие на топографических картах линии разобранной железной дороги, пролегающей по сходному направлению.

На самом деле в картах обозначена разобранная недостроенная железная дорога широкой колеи Верейцы — Бумажково. Узкоколейная железная дорога в Татарке никогда не соединялась с узкоколейной железной дорогой в Вильче.

По состоянию на июнь 2003 года (первая поездка автора в посёлок Татарка), узкоколейная железная дорога не была разобрана, но находилась в плохом состоянии. Состояние пути было плохим, путь едва ли можно было назвать пригодным для нормального движения.

Со слов работников торфопредприятия, последний поезд прошёл зимой. Главной причиной, приведшей к остановке движения, назывался крупный пожар на торфомассиве, произошедший летом 2002 года.

В депо, расположенном на окраине посёлка Татарка, находились два тепловоза (оба в неисправном состоянии), некоторое количество вагонов ТСВ6А. На станции и в посёлке было много развалин и прочих следов разрухи.

В 2005 году началась реконструкция торфопредприятия. Движение на узкоколейной железной дороге было восстановлено.


«На реконструкцию торфопредприятия «Татарка» планируется направить 5,6 млрд. рублей» (http://www.bsb.by/about/press/news/8169.html ):

На комплексную реконструкцию и модернизацию республиканского производственного унитарного торфопредприятия «Татарка» (Осиповичский район, Могилёвская обл.) в 2005-2006 годах планируется направить 5,6 млрд рублей. Об этом сообщил директор предприятия Юрий Бирюков.

По его словам, эти средства выделены из инновационного фонда Министерства энергетики с целью создания на предприятии сырьевой базы для обеспечения местным видом топлива — фрезерным торфом — строящихся энергетического модуля в Бобруйске и мини — ТЭЦ в Осиповичах. Для решения этих задач в ближайшее время планируется закупить целый комплекс специальной техники и оборудования для добычи торфа, обеспечения пожарной безопасности торфяных полей.

Значительная часть денег будет вложена в приобретение грузовых полувагонов, а также в строительство внутренней железной дороги для транспортировки торфа на склады предприятия.

Здесь уже приступили к строительству на местных болотах полей для добычи торфа. К 1 мая следующего года должно быть готово порядка 170 га производственных площадей. На них в 2006 году планируется добыть свыше 50 тыс.т торфа, что в 10 раз больше, чем было заготовлено за минувший летний сезон. Кстати, запасов сырья в Осиповичском районе при максимальной добыче порядка 200 тыс.т ежегодно хватит примерно на 20 лет.

Параллельно на предприятии ведется модернизация цеха киповки. Этот участок будет перепрофилирован под производство верхового сфагнового торфа в упаковке «Биг-Бойл». Сюда будет закуплен новый пресс мощностью 32-40 кип в смену (объем одной кипы — 4 куб.м, а вес от 700 до 750 кг — в зависимости от степени разложения и влажности торфа).

На этом же участке будет установлена и новая линия по производству питательных грунтов «Двина». Выпущенная здесь продукция будет реализовываться тепличным комбинатам, зеленхозам, другим организациям и населению, а также экспортироваться. В эксплуатацию запустить данное производство планируется в третьем квартале 2006 года.

В планах на следующий год также организация выпуска торфо-угольных брикетов и пелетов, добавил собеседник. По словам Юрия Бирюкова, такая серьезная финансовая государственная поддержка в модернизации поможет торфопредприятию «стать на ноги». Ведь до последнего времени оно было убыточно.

Неэффективная экономическая политика прежнего руководства привела практически к полному развалу производства. Только за два последние месяца предприятие вышло на рентабельную работу, сотрудники начали получать вовремя заработную плату.

Уже в 2006 году «Татарка» планирует рассчитаться со всеми долгами, накопившимися за последние несколько лет, и выйти на стабильную рентабельную работу, добавил директор.

Торфопредприятие основано в 1929 году. Специализируется на добыче и переработке торфа. Сейчас здесь работает 49 человек, в ближайшее время число занятых на производстве должно возрасти до 100 человек.




В реконструкции узкоколейной железной дороги, произведённой в 2005-2006 годах, принимали участие Железнодорожные войска ВС Республики Беларусь.

http://respublika.info/4078/army/article16150/print/ — публикация в газете «Республика», посвящённая ремонту узкоколейной железной дороги, 4 августа 2006 года



По состоянию на 8 ноября 2011 года (поездка автора), узкоколейная железная дорога действовала. Но её состояние (как и состояние торфопредприятия) было далёким от идеального.

Насчитывалось три локомотива: ТУ6А-3308 (достоверность номера под сомнением, реконструкции не подвергался), ТУ6МБ-1309 (реконструированный ТУ6А), ЭСУ2А-988.

Среди прицепного подвижного состава — 24 новых торфовозных вагона, построенных в 2007 году Минским станкостроительным заводом.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на тот момент составляла около 9 километров, не считая временных путей. Практически всюду, кроме временных путей, в период реконструкции узкоколейной железной дороги военными железнодорожниками был уложен качественный путь на рельсах ширококолейного образца.

Вывозка торфа по узкоколейной железной дороге в ноябре 2011 года не производилась. Торф возили в небольшом объёме тракторами и автомобилями.

Предполагалось, что после строительства «времянки» вывоз торфа по узкоколейной железной дороге будет возобновлён.

В ходе поездки автору удалось проехать по узкоколейной железной дороге 6 километров — до крайнего пункта. Отправления тепловоза пришлось ждать весь день.

В отдалённых планах — восстановление линии узкоколейной железной дороги на торфомассив у населённого пункта Старое Село. Эта линия была разобрана в начале 1990-х годов. Если это осуществится, протяжённость узкоколейной железной дороги возрастёт более чем вдвое.






Ситуация узкоколейной железной дороги на 2011 год (на основе карты масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году, и спутникового снимка). Красным цветом показана линия,
по которой проехал автор, зелёным цветом — действующая линия, по которой
автор не проехал. Временные пути не показаны.









«Автоматический учёт фрезерного торфа на торфопредприятии Татарка» — материал из журнала «Торфяная Промышленность», 1971 год.





«Торфопредприятие Татарка МТП БССР» — материал из журнала «Торфяная Промышленность», 1974 год.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА, ВЫЕЗД ТЕПЛОВОЗА, КРАЙНИЙ ПУНКТ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ТЕПЛОВОЗ В КРАЙНЕМ ПУНКТЕ, ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ТОРФОРАЗГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ТОРФОРАЗГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПОСЁЛОК ТАТАРКА, ЗАБРОШЕННАЯ ПЛАТФОРМА И СНЕСЁННОЕ СТАНЦИОННОЕ ЗДАНИЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПОСЁЛОК ТАТАРКА, ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
   











26.12.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Могилёвской области»

на главную страницу