Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ТАТАРКА»







Торфопредприятие «Татарка» находится в посёлке городского типа Татарка, расположенном у станции Татарка на железнодорожной линии Осиповичи — Бобруйск (историческая Либаво-Роменская железная дорога).





История торфопредприятия «Татарка» началась в 1927 году, когда здесь было освоено торфяное болото. Скорее всего, здание локомотивного депо в посёлке Татарка и здание конторы торфопредприятия — тех же годов постройки. Однако на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1937 году, узкоколейная железная дорога не показана.

Иногда высказываются мнения, что узкоколейная железная дорога в Татарке когда-то составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Кировского торфопредприятия, находившегося в посёлке Вильча. Причина этого — наличие на топографических картах линии разобранной железной дороги, пролегающей по сходному направлению.

На самом деле в картах обозначена разобранная недостроенная железная дорога широкой колеи Верейцы — Бумажково. Узкоколейная железная дорога в Татарке никогда не соединялась с узкоколейной железной дорогой в Вильче.

По состоянию на июнь 2003 года (первая поездка автора в посёлок Татарка), узкоколейная железная дорога не была разобрана, но находилась в плохом состоянии. Состояние пути было плохим, путь едва ли можно было назвать пригодным для нормального движения.

Со слов работников торфопредприятия, последний поезд прошёл зимой. Главной причиной, приведшей к остановке движения, назывался крупный пожар на торфомассиве, произошедший летом 2002 года.

В депо, расположенном на окраине посёлка Татарка, находились два тепловоза (оба в неисправном состоянии), некоторое количество вагонов ТСВ6А. На станции и в посёлке было много развалин и прочих следов разрухи.

В 2005 году началась реконструкция торфопредприятия. Движение на узкоколейной железной дороге было восстановлено.


«На реконструкцию торфопредприятия «Татарка» планируется направить 5,6 млрд. рублей» (http://www.bsb.by/about/press/news/8169.html ):

На комплексную реконструкцию и модернизацию республиканского производственного унитарного торфопредприятия «Татарка» (Осиповичский район, Могилёвская обл.) в 2005-2006 годах планируется направить 5,6 млрд рублей. Об этом сообщил директор предприятия Юрий Бирюков.

По его словам, эти средства выделены из инновационного фонда Министерства энергетики с целью создания на предприятии сырьевой базы для обеспечения местным видом топлива — фрезерным торфом — строящихся энергетического модуля в Бобруйске и мини — ТЭЦ в Осиповичах. Для решения этих задач в ближайшее время планируется закупить целый комплекс специальной техники и оборудования для добычи торфа, обеспечения пожарной безопасности торфяных полей.

Значительная часть денег будет вложена в приобретение грузовых полувагонов, а также в строительство внутренней железной дороги для транспортировки торфа на склады предприятия.

Здесь уже приступили к строительству на местных болотах полей для добычи торфа. К 1 мая следующего года должно быть готово порядка 170 га производственных площадей. На них в 2006 году планируется добыть свыше 50 тыс.т торфа, что в 10 раз больше, чем было заготовлено за минувший летний сезон. Кстати, запасов сырья в Осиповичском районе при максимальной добыче порядка 200 тыс.т ежегодно хватит примерно на 20 лет.

Параллельно на предприятии ведется модернизация цеха киповки. Этот участок будет перепрофилирован под производство верхового сфагнового торфа в упаковке «Биг-Бойл». Сюда будет закуплен новый пресс мощностью 32-40 кип в смену (объем одной кипы — 4 куб.м, а вес от 700 до 750 кг — в зависимости от степени разложения и влажности торфа).

На этом же участке будет установлена и новая линия по производству питательных грунтов «Двина». Выпущенная здесь продукция будет реализовываться тепличным комбинатам, зеленхозам, другим организациям и населению, а также экспортироваться. В эксплуатацию запустить данное производство планируется в третьем квартале 2006 года.

В планах на следующий год также организация выпуска торфо-угольных брикетов и пелетов, добавил собеседник. По словам Юрия Бирюкова, такая серьезная финансовая государственная поддержка в модернизации поможет торфопредприятию «стать на ноги». Ведь до последнего времени оно было убыточно.

Неэффективная экономическая политика прежнего руководства привела практически к полному развалу производства. Только за два последние месяца предприятие вышло на рентабельную работу, сотрудники начали получать вовремя заработную плату.

Уже в 2006 году «Татарка» планирует рассчитаться со всеми долгами, накопившимися за последние несколько лет, и выйти на стабильную рентабельную работу, добавил директор.

Торфопредприятие основано в 1929 году. Специализируется на добыче и переработке торфа. Сейчас здесь работает 49 человек, в ближайшее время число занятых на производстве должно возрасти до 100 человек.




В реконструкции узкоколейной железной дороги, произведённой в 2005-2006 годах, принимали участие Железнодорожные войска ВС Республики Беларусь.

http://respublika.info/4078/army/article16150/print/ — публикация в газете «Республика», посвящённая ремонту узкоколейной железной дороги, 4 августа 2006 года



По состоянию на 8 ноября 2011 года (поездка автора), узкоколейная железная дорога действовала. Но её состояние (как и состояние торфопредприятия) было далёким от идеального.

Насчитывалось три локомотива: ТУ6А-3308 (достоверность номера под сомнением, реконструкции не подвергался), ТУ6МБ-1309 (реконструированный ТУ6А), ЭСУ2А-988.

Среди прицепного подвижного состава — 24 новых торфовозных вагона, построенных в 2007 году Минским станкостроительным заводом.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на тот момент составляла около 9 километров, не считая временных путей. Практически всюду, кроме временных путей, в период реконструкции узкоколейной железной дороги военными железнодорожниками был уложен качественный путь на рельсах ширококолейного образца.

Вывозка торфа по узкоколейной железной дороге в ноябре 2011 года не производилась. Торф возили в небольшом объёме тракторами и автомобилями.

Предполагалось, что после строительства «времянки» вывоз торфа по узкоколейной железной дороге будет возобновлён.

В ходе поездки автору удалось проехать по узкоколейной железной дороге 6 километров — до крайнего пункта. Отправления тепловоза пришлось ждать весь день.

В отдалённых планах — восстановление линии узкоколейной железной дороги на торфомассив у населённого пункта Старое Село. Эта линия была разобрана в начале 1990-х годов. Если это осуществится, протяжённость узкоколейной железной дороги возрастёт более чем вдвое.






Ситуация узкоколейной железной дороги на 2011 год (на основе карты масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году, и спутникового снимка). Красным цветом показана линия,
по которой проехал автор, зелёным цветом — действующая линия, по которой
автор не проехал. Временные пути не показаны.









«Автоматический учёт фрезерного торфа на торфопредприятии Татарка» — материал из журнала «Торфяная Промышленность», 1971 год.





«Торфопредприятие Татарка МТП БССР» — материал из журнала «Торфяная Промышленность», 1974 год.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ ТАТАРКА, ВЫЕЗД ТЕПЛОВОЗА, КРАЙНИЙ ПУНКТ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ТЕПЛОВОЗ В КРАЙНЕМ ПУНКТЕ, ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА К ТАТАРКЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ТОРФОРАЗГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ТОРФОРАЗГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПОСЁЛОК ТАТАРКА, ЗАБРОШЕННАЯ ПЛАТФОРМА И СНЕСЁННОЕ СТАНЦИОННОЕ ЗДАНИЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПОСЁЛОК ТАТАРКА, ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
   











26.12.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Могилёвской области»

на главную страницу