Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОМСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Томский шпалопропиточный завод находится в северной части города Томска (район Черёмошники), на правом берегу реки Томь. Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Томск-Грузовой. Адрес завода: улица Трудовая, д. 22.

По состоянию на 2009 год, на заводе действует узкоколейная железная дорога, предназначенная для перевозки пропитываемой древесины между местами складирования и пропиточными цилиндрами. Эта узкоколейная железная дорога является стандартной для крупных шпалопропиточных предприятий. Главная особенность дороги — наличие редкого локомотива, ТУ2МК-264.

Согласно исторической справке, хранящейся на заводе, строительство началось в ноябре 1941 года на базе эвакуированного из Брянской области (в заводских документах ошибочно написано «из Белоруссии») передвижного Злынковского шпалопропиточного завода.

Местом размещения завода было решено выбрать расположенный на берегу Томи посёлок Черёмошники. Расположение завода у берега реки удобно тем, что водным путём доставляется древесина из лесозаготовительных предприятий севера Томской области.

Строительство началось на заболоченном пустыре. Уже осенью 1941 года началась укладка подъездного пути, строительство производственного корпуса.

В ноябре 1941 года управлением Томской железной дороги было принято решение о строительстве стационарного шпалопропиточного завода. Проектные работы по нему выполнил проектный институт Томской железной дороги «Дорпроект». Прорабом на строительстве был утверждён И.Ф. Растихин. Позднее он стал главным инженером завода.

25 февраля 1945 года была произведена первая пробная пропитка шпал масляным антисептиком. 27 февраля 1945 года дорожная комиссия подписала акт о принятии Томского шпалопропиточного завода в эксплуатацию.

К моменту пуска пропиточный цех имел два цилиндра на 6 вагонеток каждый, паровую машину, получавшую пар от паровоза, компрессор, ваккуум-насос, паровые насосы. На заводе было 24 шпальных вагонетки, два узкоколейных паровоза, мотовозы узкой и широкой колеи.

Шпалы поступали баржами на лесоперевалочный комбинат и вагонетками перевозились оттуда на завод. Выгрузка и погрузка шпал велись вручную.

В 1945 году завод пропитал 18 тысяч кубических метров древесины. В 1946 году — 29 тысяч кубических метров, в 1947 году — 66 тысяч кубических метров, в 1948 году — 98 тысяч кубических метров.

В дальнейшем завод строился, реконструировался, оснастился передовой техникой и превратился в высокомеханизированное предприятие с комплексом культурно-бытовых, лечебных и детских учреждений.

В условиях специфически грязного производства коллектив завода добился хорошего содержания цехов и оборудования, благоустройства заводской территории.

Объём промышленной продукции, выпускаемой заводом, в настоящее время (ориентировочно 1970 год) увеличился до 200-2200 тысяч кубических метров в год.






К 25-летию завода (плакат на заводе).



В 1962 году поступил первый тепловоз ТУ2МК.

В 1978 году построены здания общежития, конторы рейда, склада, электроцеха.

В 1980 году изобретён и внедрён контейнер для механизированной обставки бортов вагонов шпалами, конструкции директора завода Г.И. Тригорлова.

В 1983 году произведена замена пропиточных цилиндров, построена шпалоремонтная мастерская для глубокой наколки шпал.

В 1984 году построено новое здание стройцеха. На заводе проведено сетевое совещание директоров шпалопропиточных заводов страны.

В 1990 году начато строительство новой котельной. Завод стал арендным предприятием.

В 1992 году построена газоочистка, новый гараж.

В 1993 году начало строительство нового причала.

С 1957 по 1976 год директором завода был Илья Яковлевич Вакс, с 1976 по 2000 год — Григорий Иванович Тригорлов, с 2000 года — Игорь Дмитриевич Узенюк.

В декабре 2004 года на Томском шпалопропиточном заводе побывал известный исследователь железных дорог из Москвы Сергей Костыгов. По информации от него, на тот момент на узкоколейной железной дороге работали два тепловоза ТУ7, один из них — с дизелем ЯМЗ-238 и укороченным на одну дверцу капотом.

Тепловоз ТУ8-0289, полученный в 1989 году с Камбарского машиностроительного завода, стоял в запасе. Сохранялся главный «раритет» — ТУ2МК-264, превращённый в снегоочиститель. По информации от С. Костыгова, он перестал быть полноценным тепловозом ещё в 1970-х годах. Превращая тепловоз в снегоочиститель, с него сняли дизель, убрали из кабины приборы управления. Но внешне он выглядит почти как обычный тепловоз, что исключительно ценно: возможно, это единственный в мире ТУ2МК!

В апреле 2009 года из Томского шпалопропиточного завода на Тайшетский шпалопропиточный завод были переданы тепловозы ТУ7-1462 и ТУ7А-3213. Ещё один тепловоз, ТУ8-0289, был передан на узкоколейную железную дорогу Аурского шпалопропиточного завода.

14 августа 2009 года автор побывал на Томском шпалопропиточном заводе. На тот момент имелись тепловозы ТУ7-2721, ТУ7А-3295 (в рабочем состоянии). Сохранялся несамоходный снегоочиститель ТУ2МК-264.

http://old.wikimapia.org/#lat=56.5219204&lon=84.9273634&z=16&l=1&m=s&v=9 — территория завода на спутниковых снимках

Перспективы завода и узкоколейной железной дороги спорные. Не исключено закрытие и полная ликвидация, как уже произошло с Зеленодольским, Тихорецким, Оренбургским, Сарептским, Навлинским шпалопропиточными заводами.

Между тем, в Томске появилось конкурирующее шпалопропиточное предприятие — Кузовлёвский шпалопропиточный завод. Этот завод не сопоставим по масштабам с Томским шпалопропиточным заводом. Полноценной узкоколейной железной дороги на нём нет. Ни в коем случае нельзя путать Кузовлёвский шпалопропиточный завод с Томским шпалопропиточным заводом.

К сожалению, в текущей экономической ситуации есть шанс выжить у мелких предприятий (таких, как Кузовлёвский шпалопропиточный завод). Намного меньше шансов выжить у предприятий-гигантов.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (В ЧИСЛЕ ПРОЧЕГО, ТЕПЛОВОЗ ТУ2МК-264)    










07.03.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Томской области»

на главную страницу