Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЖГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Ужгородская (Закарпатская) детская железная дорога находится в центральной части города Ужгорода — центра Закарпатской области Украины. Историческое название территории Закарпатской области — Подкарпатская Русь.

Ужгородская детская железная дорога не действовала с 2008 года. По состоянию на 2014 год, она постепенно разрушалась. Восстановить её с каждым годом бездействия будет всё сложнее.

Сложившаяся на Ужгородской детской железной дороге на 2014 год ситуация — преступление и позор властей Украины.

Но не всё настолько безнадёжно. В августе 2016 года Ужгородская детская железная дорога была восстановлена до рабочего состояния!

Это стало важным событием. Показывающим, среди прочего, что всё не так уж плохо и с самой Украиной!

Теперь главные задачи: не допустить нового закрытия, а в перспективе вернуть дороге статус образовательного учреждения.

Коренное славянское население территории нынешней Закарпатской области — подкарпатские русины. Их язык — русинский (самоназвание — русиньскый язык). Он значительно ближе к русскому языку, чем литературный украинский.

Закарпатье было присоединено к СССР позже других территорий — в июне 1945 года. Изначально здесь пытались добиться статуса отдельной союзной республики, или вступления в состав Российской ФСР — анклавом, по типу Калининградской области. Но это не удалось, территория стала частью Украинской ССР. Всех русинов в документах записали как украинцев. Существование русинов и русинского языка отрицалось как в СССР, так и в независимой Украине.

Ужгород в эпоху СССР — русскоязычный город. По состоянию на 2007 год, его уже нельзя назвать полностью русскоязычным — украинизация сделала своё дело. Но всё же русский язык преобладает, несмотря на постоянное давление.

Своей русскоязычностью Ужгород резко отличается как от соседних областных центров — Львова и Ивано-Франковска, так и от других городов Закарпатской области. В остальных районах Закарпатской области говорят либо на местных славянских диалектах, либо на венгерском языке (вблизи границы с Венгрией) и румынском языке (вблизи границы с Румынией).

По состоянию на 2001 год, в Закарпатской области насчитывалось 150 тысяч венгров — около 10 процентов населения. В подавляющем большинстве, они владеют русским языком, но в быту говорят на венгерском языке.

Прозападная киевская власть c 1991 года ведёт планомерные атаки на Закарпатье, стремясь его украинизировать. Киевская власть не любит Закарпатье за «промосковские» настроения, за наличие русинского движения. Для Киева регион проблемный во всех отношениях: далёкий, бедный, политически нелояльный.

У многих жителей Закарпатья на часах настроено своё, «ужгородское» время — минус один час от Киева. Хотя официально вся Украина живёт по единому киевскому времени.

Соседние «галицийские» области в Закарпатье также не любят. В отличие от Львовской области, в Закарпатье нет улиц Бандеры или Дивизии СС «Галичина».


Решение о строительстве детской железной дороги в Ужгороде было принято вскоре после присоединения Закарпатья к СССР. Местонахождение — центр Ужгорода, правый берег реки Уж.



Ужгородская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.


Первый поезд прошёл в августе 1947 года. Протяжённость Ужгородской детской железной дороги составила около 1100 метров — столько же, сколько на Луцкой детской железной дороге. Две тупиковые станции, четыре стрелки.

Главная станция первоначально называлась Сталинская. Позднее называлась Пионерская, с начала 1990-х годов — Молодёжная. Вторая станция — Парк.

Необычная особенность станции Сталинская (Молодёжная): посадочная платформа находится в тупике. Поезд подаётся под посадку вагонами вперёд.

Я побывал на Ужгородской детской железной дороге 31 июля 2007 года. На тот момент она действовала, но положение было наихудшим среди всех детских железных дорог Украины — кроме Макеевской, которая на тот момент уже была разобрана.

Официально считалось, что Ужгородская детская железная дорога работает летом по вторникам, четвергам и воскресеньям. Но по вторникам и четвергам с целью сокращения расходов поезда отправлялись только в 11:00, 11:40 и 12:20. По воскресеньям также в 13:00, 13:40 и 14:20.

Единственный подвижной состав — тепловоз ТУ2-018 и 2 вагона ПВ40.

Я прибыл на станцию Молодёжная в 15:14. На календаре — вторник. Как ни печально, движения не будет.

Станция Молодёжная казалась почти вымершей. После некоторых поисков нахожу людей за обеденным столом.

Начальник дороги Любовь Змушко встретила меня не особо дружелюбно и высказала резко депрессивные предположения. По её словам, Ужгородская детская железная дорога будет закрыта. В тот момент я не поверил в это: казалось бы, в сравнительно цивилизованной Украине такое невозможно. Тем более — в самом западном городе, который является «европейской витриной».

Провожу тотальную фотодокументацию линии. Затем уезжаю в сторону Москвы. Интересно, что до Москвы отсюда дальше, чем до Рима или Парижа. Ужгород — один из западных форпостов русского мира.


Мрачное предположение Л. П. Змушко сбылось. С 2008 года движения по Ужгородской детской железной дороге не было. Кружки юных железнодорожников распустили.

Среди причин — неприязнь к Закарпатью как со стороны центральной киевской власти, так и со стороны руководства Львовской железной дороги, в чьём ведении находится Ужгородская детская железная дорога.

В сентябре 2009 года Ужгородская детская железная дорога на короткое время стала действующей. Но движение осуществлялось только в прогулочных целях. Восстановления движения добилась политическая партия Арсения Яценюка, на тот момент — «Фронт Змiн».

Возрождение было коротким. С 2010 года движения нет. По состоянию на 2014 год, Ужгородская детская железная дорога находилась в полуразграбленном состоянии.

В 2016 году было принято решение восстановить главную достопримечательность города. К счастью, Ужгород решил не покрывать себя великим позором. Власти прислушались к голосам прогрессивных личностей.

В день независимости Украины, 24 августа 2016 года, движение возобновилось. Только в прогулочных целях, но это — большое достижение!







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ, ПЛАКАТЫ В ЗДАНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПАРК)    










21.11.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Закарпатской области»

на главную страницу