Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Владикавказская детская железная дорога имени В.В. Терешковой находится на южной окраине города Владикавказа — столицы Республики Северная Осетия-Алания. Она является одной из двух детских железных дорог на Северо-Кавказской железной дороге (после Малой Северо-Кавказской детской железной дороги в Ростове-на-Дону).

Владикавказская детская железная дорога имеет конфигурацию кольца. Главной станцией является станция Вечный Огонь.


Владикавказская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.


Владикавказская детская железная дорога на карте масштаба 1:15 000 (в 1 сантиметре — 150 метров).

Детская железная дорога в городе Орджоникидзе (до 1931 года и с 1990 года — Владикавказ) была открыта в 1968 году. Она стала второй детской железной дорогой на Северо-Кавказской железной дороге.

В церемонии закладки детской железной дороги, состоявшейся в 1966 году, принимала участие первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова. Детская железная дорога была названа именем В.В. Терешковой.

По состоянию на 2011 год, протяжённость Владикавказской детской железной дороги составляет около 2300 метров. С момента открытия она не менялась. Линия представляет собой замкнутое кольцо вытянутой формы. Расположена на южной окраине города, вблизи берега реки Терек и кольца Владикавказского трамвая «Водная Станция».

На Владикавказской детской железной дороге имеется одна станция, которой присвоено название Вечный Огонь. Название связано с тем, что она находится вблизи мемориального комплекса. Сохраняется один остановочный пункт Водная Станция (прежнее название Пионерская). Ранее имелся также остановочный пункт Лагерная. Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-056 и ТУ7А-2991.




Материал Дмитрия Иванова (краткое описание Владикавказской (Орджоникидзевской) детской железной дороги, по состоянию на 1984-86 гг.).

Орджоникидзевская ДЖД им. В. Терешковой. 1980-е годы

Общие сведения:

Начало строительства — 1966 год. Открыта 2 мая 1968 года. Представляет из себя кольцо протяжённостью (по разным сведениям) от 2200 м до 2370 м (вероятно, 2200 м — это только длина главного пути (кольца), а 2370 м — это длина всех путей, вместе с подъездными).

Детская железная дорога находится на южной окраине города Орджоникидзе (Владикавказа), в районе Водной Станции, между Тбилисским шоссе (ныне проспект Коста, начало Военно-Грузинской дороги) и левым берегом реки Терек. На противоположной стороне шоссе находится главная станция канатной дороги на Лысую гору.


Подвижной состав:

Тепловоз ТУ2-056, 6 пассажирских вагонов Pafawag (по состоянию на 2007 год, возможно, осталось 4 вагона). Тепловоз ТУ7А-2991 был приобретён в конце 1980-х годов.

В пассажирском движении использовался состав из локомотива и четырёх вагонов (вагонов в поезде иногда было меньше по разным причинам). Движение осуществлялось по кольцу против часовой стрелки. 1-й (нулевой) рейс поезд совершал без пассажиров из депо до станции Пионерская.


Станции и сооружения:

1. Пионерская (сейчас Водная Станция). Без путевого развития. Расположена в кривой. Платформа и павильон с кассой расположены справа по ходу поезда. Пассажиры могли приобрести билеты и сесть в поезд только на этой станции.


2. Лагерная.

Станция-призрак. Поезд проходил станцию без остановки. Станция была полуразрушена. Платформа и павильон также справа по ходу поезда, по конструкции похожа на Пионерскую, только на прямом участке. Работала ли она когда-либо, мне неизвестно.


3. Вечный Огонь.

Названа по расположению вблизи Обелиска в честь борцов за Советскую власть на Северном Кавказе. Единственная станция, имеющая путевое развитие. На самой станции 2 пути, 2 высокие пассажирские платформы — одна справа по ходу поезда, вторая между путями. Поезд останавливался у правой платформы. Посадки на этой станции не было, так как не было кассы. На 2-м пути стояли 2 резервных вагона.

В одном комплексе со станцией находится депо. В депо имеется 2 пути, вмещаются 1 локомотив и 4 вагона. Также в депо располагается администрация ДЖД и учебные классы юных железнодорожников.

В 1980-х годах никакой сигнализации и светофоров на дороге не было. В настоящее время, по неподтверждённым данным, есть полуавтоматическая блокировка (проектируется автоблокировка), унифицированная электрическая централизация на станции, светофоры, поездная радиосвязь.

Между Пионерской и Лагерной есть мостик через протоку. От Лагерной до Вечного Огня поезд идёт по насыпи. Имелось 3 неохраняемых переезда.

Также в 1980-х годах на задворках железнодорожной станции Орджоникидзе стоял узкоколейный паровоз (предположительно Гр-329), который, по некоторым сведениям, предназначался для ДЖД, но на саму дорогу так и не попал.





Поездка автора, 2011 год (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011sk.html)

Владикавказская детская железная дорога являлась из основных целевых объектов данной экспедиции. Благодаря южному климату сезон работы дороги длительный — с начала мая до 4 ноября. В мае и в осенние месяцы движение производится только по воскресеньям.

Я прибыл на Владикавказскую детскую железную дорогу 11 сентября, в воскресенье. Имелось некоторое волнение: точно ли дорога будет работать? Полной уверенности в этом нет.

Вначале дорога показалась закрытой до весны: пути ржавые, из персонала — вроде бы только охрана. Но меня заверили, что движение будет.

Через некоторое время я побывал в депо и учебных помещениях, осмотрел тепловоз ТУ2-056. Начальник детской железной дороги Наталья Келахсаева и другие сотрудники отнеслись к моей работе исключительно хорошо. Было предоставлено для копирования множество исторических фотографий. Мне показали созданные юными железнодорожниками и персоналом дороги железнодорожные модели.

Реконструкция Владикавказской детской железной дороги давно запланирована, но пока не начата. Один из инструкторов заверил меня в том, что многие работники Северо-Кавказской железной дороги видели погруженный на платформу узкоколейный тепловоз, доставлявшийся из Ростова в сторону Владикавказа. Ему сообщили, что тепловоз уже на подходе к Осетии, на детской железной дороге все ждали, что вот-вот его привезут к ним, но тепловоз не поступил на дорогу. Инструктор стал выяснять, куда делся тепловоз, опрашивал многих железнодорожников — и выяснил, что тепловоз поступил в Алагир, оттуда — на одну из шахт, имеющихся в этой части Северной Осетии (может быть, в Садон или Бурон). Теоретически возможна также поставка на стройплощадку Зарамагской ГЭС.

Если это правда, то информация сенсационная — на шахтных узкоколейных железных дорогах почти никогда не используется и не использовался подвижной состав наземных узкоколейных железных дорог. Едва ли не единственное известное исключение — это Сланцы (http://infojd.ru/12/slantsy-ujd.html). Но достоверность информации нужно проверять.

Совершаю поездку по Владикавказской детской железной дороге, затем фотодокументирую её пешком. Тяговый подвижной состав здесь прежний: тепловозы ТУ7А-2991 и ТУ2-056, оба в рабочем состоянии. Стоимость билета 60 рублей. Поезд курсирует без расписания. При достаточном количестве пассажиров он находится в движении почти весь день, кроме часового перерыва на обед. Дорога обслуживается юными железнодорожниками.


Билет для проезда в поезде. Продан 11 сентября 2011 года.

Один из работников дороги оказался нервным, устроил тотальную проверку документов и вещей, придирался к отсутствию в паспорте штампа о воинской обязанности (хотя он не нужен после 27 лет) и устроил экзамен на знание Инструкции по сигнализации — дабы убедиться в том, что я действительно тот, за кого себя выдаю. Но это можно понять: регион крайне неспокойный.

Северная Осетия живёт в крайнем напряжении, и причина на то есть — теракты и перестрелки, «ликвидации боевиков» здесь происходят постоянно, в Москве их обычно даже не замечают. Ещё хуже было в начале 1990-х годов, когда происходил осетино-ингушский конфликт. Большой неожиданностью для меня было узнать, что даже в самое тяжёлое, голодное и полувоенное время — в начале 1990-х годов, Владикавказская детская железная дорога продолжала работать, воспитывала подрастающее поколение железнодорожников. В то время как детская железная дорога, расположенная, к примеру, во вполне благополучном Челябинске, тогда была закрыта...







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ, ДЕПО, ЛОКОМОТИВЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ ПЛАТФОРМА ЛАГЕРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ВОДНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ)    










11.02.2013 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Северной Осетии»

на главную страницу